Экологические проблемы и пути их решения

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Продолжить формирование общих представлений об экологии и ее роли в жизни людей, рассмотреть экологическую проблему с разных точек зрения.
  • Учить детей высказывать и доказывать свою точку зрения, быть терпимыми к высказываниям своим одноклассникам.
  • Развивать коммуникативные навыки общения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

ХОД УРОКА

– Здравствуйте! Сегодня на уроке окружающего мира у вас нет учебников, тетрадей. Все, что вам нужно –  это ваши знания. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, мысленно пожелайте хорошего настроения. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Улыбка всегда располагает к общению. Итак, начинаем урок.
– А о чем мы сегодня будем говорить, вы постарайтесь догадаться.

– Посмотрите на рисунок. Кто это? Человек, какой профессии изображен?
Я буду читать вам подсказки-характеристики этого слова. Возможно, кто-то сразу догадается о ком идет речь.

– Туристом может быть любой человек, который любит путешествовать. У туриста есть основная профессия!

 

 

 

 

Значит это не турист.

– Ну что ж, молодцы!
Давайте обобщим

– Так кто же такой эколог?
Экология – это наука, которая изучает взаимоотношения живых существ между собой и окружающей средой.

– Что решает эколог?  (Какие вопросы он решает?)

 

Это и есть тема сегодняшнего урока «Экологические проблемы и пути их решения». И сегодня на уроке рассмотрим некоторые проблемы и попытаемся их разрешить.
– А какие экологические проблемы вы знаете?

– Что загрязняет природу?

– Какие источники загрязнения вы знаете?

– Как вы думаете, в каких городах Чувашии больше загрязнен воздух?
(Вы сказали, что природу загрязняет выхлопные газы автомобилей, трубы заводов. Где их больше?)
Наибольшее количество выбросов в атмосферу приходится
на Чебоксары (64 тыс. т в год ),
Канаш (26 тыс. тонн в год),
Новочебоксарск (21,9 тыс. тонн в год),
Красноармейское (17,3 тыс. тонн в год),
Вурнары (13,5 тыс. тонн в год)

Опыт:
Сейчас я вам покажу опыт, а вы  понаблюдайте, затем мы продолжим обсуждение.

Что вы видите?
(Подержать над пламенем чистую чашку на расстоянии нескольких сантиметров. Через некоторое время на дне чашки появится копоть. После того как стакан остынет, предложить детям потрогать и рассмотреть вблизи).
– Что вы видите?

Копоть – это и есть загрязняющие воздух твердые частицы, образующие в результате сгорания топлива  (в данном случае парафина и стеарина)
– А могли бы вы назвать заводы, комбинаты, которые загрязняют воздух в Чебоксары и Новочебоксарске таким образом?

Большая часть заводов находятся в Чебоксарах и Новочебоксарске
Всем вам известно, что каждый завод стремится занять высокий уровень производства, занимать лидирующие  позиции на рынках России и зарубежья, разнообразить состав производства. Так какую пользу приносят предприятия  и приносят ли они вред. Давайте посмотрим на эту проблему с разных точек зрения. Я предлагаю экологическую игру. Тема, которую мы будем обсуждать, звучит так «Польза и вред Химпрома».

Обратите внимание на дерево решений. В ходе обсуждения я буду обозначать все положительные стороны (достоинства этого завода) и отрицательные стороны (недостатки, вред) Затем, посмотрим каких знаков + или – окажется больше, сделаем вывод и примем решение.

1 группа нам выскажет положительные стороны «Химпрома», распределите роли сами.

2 группа нам выскажет отрицательные стороны «Химпрома» (о вреде), распределите роли сами.

Даю на обсуждение и подготовку ровно 2 мин.

Начнем с хорошего. Пожалуйста, 1 группа.

Мэр г. Новочебоксарска

 

Генеральный директор «Химпрома»

 

 

Рабочий ОП «Химпром»

 

Жена рабочего

 

Сын (дочь) рабочего

А теперь слово предоставляется другой группе.

Эколог

 

 

 

Врач

 

 

 

 

Мама часто болеющего ребенка

 

 

Человек, который живет рядом с ПО «Химпром»

 

 

 

 

Физкультминутка

Руки подняли и покачали –  это деревья в лесу
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем: крылья сложили назад

Подведение итогов

– Давайте посчитаем все + и –.
– К какому  выводу мы пришли?

– Ребята, как сделать так, чтобы предприятие работало и не наносило огромного вреда окружающей среде и здоровью человека?

– Ребята, как помочь природе оставаться прекрасной, чистой. Вспомним правила поведения в природе.

Урок подходит к концу. Давайте оценим себя, как мы работали.
Зеленый – Все задания сделали успешно и очень-очень довольны собой.
Желтый – У нас не все получилось, но в целом мы справились  с заданием и довольны с собой.
Красный – нам пока трудно, к нам обязательно придет помощь и у нас все получится.

А закончить урок я хочу строчками из стихотворения Сергея Смирнова

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

 Спасибо за работу.

Ученики

 

 

Предположения детей

 

М.б. – турист

 

 

 

 

Да

 

 

Эколог

Эколог – специалист по экологии

– Он решает экологические проблемы

 

 

 

Загрязнение воздуха, загрязнение воды, вырубка лесов, кислотные дожди, потепление климата, дефицит пит.воды

 

Выхлопные газы автомобилей, трубы заводов и котельных, реактивные самолеты и др.
Чебоксары,
Новочебоксарск,
Канаш, Вурнары, Красноармейское

 

 

 

Пламя

 

Это копоть

 

«Промтрактор», Агрегатный завод (ЧАЗ), «Химпром», завод им.Чапаева,
завод «Керамика»

 

 

 

 

 

 

Деление детей на группы

 

Я – мэр города Новочебоксарска, считаю что «Химпром» регулярно платит налоги, деньги поступают в городскую казну

Я – генеральный директор. Мы снабжаем своей продукцией тысячи предприятий в России, многие семьи используют нашу продукцию. (Например: краски, удобрения)

Я работаю на комбинате несколько лет. Мне очень нравится моя работа. Я получаю достойную зарплату. Летом по путевке отдыхаю в санатории и могу подлечиться со своей семьей.

Я – домохозяйка, не работаю. Деньги приносит только муж. Мне очень важно, что муж хорошо зарабатывает.

Мой папа хорошо зарабатывает. Он дает мне деньги на карманные расходы. А с отпускных мы решили купить мне компьютер.

 

Меня беспокоит загрязнение окружающей среды.
«Химпром» приносит большой урон. Вокруг «Химпрома» постоянно висит смок, который затрудняет дыхание. Из-за этого часто выпадают  осадки в виде кислотного дождя и загрязняют почву, воду. Овощи и фрукты, выращенные на дачах – заражены.

Меня как врача волнует здоровье жителей города. В реке Волга скоро нельзя станет купаться. Нельзя пить сырую воду, ее надо хлорировать. Жители часто болеют  различными видами аллергии, бронхитом.
Меня беспокоит здоровье моей дочери, она часто пропускает школу. Я часто сижу на больничном, боюсь не  уволят ли меня с.работы. Много денег уходит на лекарства.

Я проживаю рядом с «Химпромом» и не могу даже в лишний раз открыть форточку, чтобы проветрить помещение, т.к. неприятный запах попадает в квартиру. Дети редко гуляют во дворе. Поменять квартиру тоже очень сложно, в наш район никто не хочет переезжать.

Предприятие приносит большой ущерб окружающей природе и здоровью человека. Значит, нужно предпринять какие-то меры.
1) Установить современные очистные сооружения, фильтры
2) Экологам постоянно проводить замеры загрязнения воды, почвы, воздуха

– осторожно обращаться с огнем
– бережно относится к дарам природы
– не шуметь
– не ломать
– не разорять и т.д.

Доска

 

 

Рисунок  человека

1 подсказка
Любит и бережно относится к природе

 

2 подсказка
Обладает глубокими знаниями по географии, биологии, химии, зоологии.

3 подсказка
Нетерпим к нарушителям природного равновесия

 

 

 

 

 

Тема урока

 

Компьютер, слайд-шоу с экологическими проблемами

 

 

Таблички с данными на карту ЧР

 

 

 

Зажигаю свечку

 

Дно чашки стало черным от копоти

Табличка:
Польза и вред «Химпрома»

 

 

 

 

Дерево решений

Карточки с  ролями для 1 группы
Карточки с  ролями для 2 группы

 

Песочные часы

 

Табличка:

+ Пополнение городского бюджета

 

Табличка:

+ Снабжаем своей продукцией предприятия России

+Табличка:

У рабочих большая зарплата

 

Табличка:

– Загрязнение воды

– Загрязнение почвы

– Люди часто болеют

– Загрязнение воздуха

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблицы

 

Правила  в таблицах

 

 

Дерево самооценки

 

 

 

Фонограмма «Пение птиц»

8.02.2010