Особенности слухо-речевой работы с учащимися 2-й и 3-й ступеней обучения

Разделы: Логопедия


Я работаю учителем-дефектологом в ГОУ ОСО школе № 10 для детей с ограниченными возможностями здоровья. Наша школа – единственная в Санкт-Петербурге, которая принимает детей-инвалидов, имеющих нарушения слуха и речи. Они получают аттестат среднего полного общего образования на дневном и заочном отделении школы, то есть наши дети учатся и днем, и вечером (если при этом работают или учатся в профессиональных лицеях, колледжах).

Одной из главных коррекционных задач школы является формирование внятной, интонированной, грамматически правильной речи. Для этого требуется большая повседневная работа всех педагогов школы, семьи. В решении этих проблем основную направляющую роль играет слуховой кабинет.

Рассмотрим организацию обучения детей в слуховом кабинете. Основной формой работы является индивидуальное занятие продолжительностью в 20 минут. Содержание занятия определяется в соответствии с основными направлениями работы школы:

  1. развитие устной и письменной речи учащихся, имеющих нарушения речи;
  2. словарная работа;
  3. развитие слухового восприятия;
  4. формирование произношения;
  5. развитие навыка чтения с губ.

Возраст наших учащихся варьируется от 15 до 35 лет. Это средняя и основная школа. Ребята к нам поступают уже со сформированными речевыми навыками. Особенность нашей слухоречевой работы состоит в том, чтобы сохранить эти навыки, а также по возможности и улучшить.

Рассмотрим поподробнее именно те направления, которые являются приоритетными в работе учителя-дефектолога. Это словарная работа, развитие устной и письменной речи учащихся, имеющих нарушения речи, и развитие навыка чтения с губ у глухих и слабослышащих.

Словарная работа.

Данное направление работы предполагает формирование у учащихся словесной речи в различных видах (устная, письменная).

Одной из главных задач словарной работы считается задача обогащения, пополнения, расширения словарного запаса учащихся.

В процессе работы над словом дети усваивают не только его лексическое и грамматическое значение, но и учатся сознательно выбирать из словарного запаса те языковые средства, которые наиболее точно отражают замысел говорящего и делают высказывание не только грамматически правильным, но и выразительным. Идет работа с такими темами: “Синонимы”, “Антонимы”, “Однозначные и многозначные слова”, “Прямое и переносное значение слов”, “Пословицы и поговорки”, “Фразеологический оборот” и другие (Приложение 1, Приложение 2)

Словарная работа органически связана со всеми видами работы по развитию связной речи.

Проводятся следующие виды работ:

  • нахождение ошибок в тексте;
  • работа с деформированным текстом;
  • задания, направленные на установку лексического значения слова;
  • подбор подходящих по смыслу слов из двух представленных вариантов;
  • выразить смысл одним словом;
  • “составь из букв одного слова как можно больше слов”;
  • “четвертый лишний”;
  • отгадывание загадок и другие.

На индивидуальных занятиях отрабатываются слова и фразы, связанные с изучением программ по различным общеобразовательным учебным предметам.

Развитие устной и письменной речи учащихся, имеющих нарушения речи.

Наряду с расширением словарного запаса большое внимание уделяется усвоению орфографических знаний, умений и навыков; коррекции дисграфии, дислексии. На занятиях используются такие виды работ:

  • орфографический диктант;
  • чтение стихотворений, текстов, пословиц, чистоговорок;
  • нахождение ошибок в тексте;
  • работа с деформированным текстом;
  • упражнения “Вставь пропущенные буквы” и другие.

Данные виды работ проводятся не только с учащимися, имеющими нарушения речи, но и с глухими и слабослышащими. (Приложение 4)

Развитие навыка чтения с губ.

Чтение с губ – это зрительное восприятие устной речи.

Определяющую роль при обучении чтению с губ имеет состояние речи глухого, его словарный запас, владение грамматическим строем и произносительными навыками. При этом следует учитывать индивидуальные особенности обучаемого (состояние зрительного анализатора, внимания, комбинаторные способности – догадка).

Обучение неслышащих чтению с губ проводится параллельно с овладением произношением. На занятиях по коррекции неправильно произносимых звуков уточняется и их оральный образ, закрепляются уже сложившиеся ранее связи между зрительными и кинестетическими образами фонем.

В общем учебном процессе используется слухозрительное восприятие. Но на уроках по чтению с губ преимущество отдается зрительному восприятию.

В течение четырех лет я работаю над темой: “Словарная работа с учащимися средних и старших классов, имеющими нарушения слуха и речи”. Данная тема считается актуальной, так как знание значений слов, умение использовать в речи те или иные лексические средства способствует успешной социализации учащихся с недостатками слуха и речи в обществе.

Словарная работа является одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи учащихся. Она направлена на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка. Работа над словом должна быть той первоосновой, на которой строятся коррекционные занятия, а также занятия по русскому языку и развитию речи, овладение словарным составом литературного языка. Вот почему работа над словом заслуживает не меньшего к себе внимания, чем чисто грамматическая; она нужна и для усвоения навыков, и для умственного развития, и для понимания многих грамматических явлений.

Горький А.М. писал в одной из своих статей: "Никогда еще дети не нуждались так в обогащении языком, как нуждаются они в эти годы, в наши дни, когда жизнь всесторонне изменяется, создается множество нового и все требует новых словесных форм". Эти замечательные слова полностью сохраняют свое значение и в настоящее время.

Словарная работа предполагает формирование у учащихся словесной речи в различных видах (устная, письменная).

Одной из главных задач словарной работы считается задача обогащения, пополнения, расширения словарного запаса учащихся.

Основа расширения словаря – введение рядов отбора лексических элементов – языковых словарных объединений (тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар).

Условно в системе словарной работы мы выделяем несколько разделов:

  • объяснение нового словаря,
  • закрепление словаря, включение его в речевую практику,
  • лексические упражнения.

В практике обучения все части словарной работы взаимосвязаны и применяются на занятиях в теснейшей зависимости друг от друга, переплетаются, дополняя одно другим.

Объяснение лексики способствует лучшему пониманию текста и развитию речи детей с недостатками слуха.

Приемов объяснения слов много и применять их надо творчески. Одним из наиболее часто используемых приемов является применение наглядности, для чего мы используем показ предмета или его изображение на картине. О значении рисунка для объяснения непонятных слов Ушинский К.Д. писал следующее: “Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь неизвестным словам. И он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету”.

Иногда вместо показа рисунка используем меловой рисунок.

Другим приемом является описание предмета словом. Например, слово поземка объясняется как ветер со снегом: ветер дует, метет снег по земле.

Драматизация действия примыкает к ранее описанным приемам.

При организации словарной работы мы постоянно ориентируемся на уровень развития речи каждого учащегося.

Причины речевых ошибок учащихся обычно связывают с отсутствием конкретных знаний о предмете речи, с недостатком жизненного опыта, уровнем культуры, влиянием лексикона взрослых; с нарушением слуха, на основе которого невозможно полноценное самостоятельное развитие речи. Все это, несомненно, имеет значение. Вместе с тем есть и другая объективная причина словарных затруднений – возрастные особенности языкового мышления, характеризующееся особой тенденцией отбора языковых элементов, объемом системных словарных объединений, особым осмыслением значений слов и выражений.

Отсюда необходимость специальной словарной работы на индивидуальных занятиях.

На коррекционных занятиях мы используем следующие виды словарной работы, это:

  • Загадки (ответы загадок являются словарными словами).
  • Пословицы (в тексте пословицы есть словарное слово, найти его, объяснить смысл пословицы).
  • Кроссворд (загадываемые слова являются словарными).
  • Запись слов по алфавиту (слова записаны на доске).
  • Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
  • Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
  • Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель – учителя, огороды – огород).
  • Образование другой части речи (береза – березовая, восточная – восток, продавец – продавать).
  • Подвести ряд словарных слов под видовые понятия (ворона, воробей, сорока, петух, соловей – птицы).
  • Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).
  • Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).
  • Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
  • Образовать новое слово при помощи суффикса (береза – березка, берег – бережок).
  • Заменить одним слово (человек, который управляет трактором – тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога – шоссе, одерживать победу – побеждать).
  • Самодиктант и взаимопроверка.
  • Списать, вставить одну или две согласных (С или СС – кла…ный, керо…ин, шо…е, ро…а, ка…ир, ба…ейн).
  • Данные слова заменить по смыслу другими (группа – коллектив, магазин – универмаг, перерыв – антракт, врач – хирург, друг – товарищ).
  • Заменить синонимами (водитель – шофер) или антонимами (юг – север).
  • От глагола неопределенной формы образовать глагол будущего, настоящего или прошедшего времени.

Словарная работа органически связана со всеми видами работы по развитию связной речи. Кроме лексических упражнений мы даем и задания по культуре речи. Речевая коммуникативная культура необходима: чем точнее и правильнее учащийся оформит свои мысли, тем лучше поймет их собеседник или читатель.

На индивидуальных занятиях отрабатываются слова и фразы, связанные с изучением программ по различным общеобразовательным учебным предметам. Можно предложить такого рода задание:

Прочитайте следующие списки слов и определите какие из них относятся:

  1. к теме “Литература”: гарнитура, эпистолярный, тропик, метонимия, пуанты, беллетристика, багет, драма;
  2. к теме “Математика”: аудит, интеграл, новелла, ремонтный, медиана, биссектриса, периметр и др.

По плану методического объединения “Валеологии” ежегодно проводится неделя дефектолога. В начале и конце каждого учебного года оформляем стенд “Информация слухового кабинета” (Рисунок 4). Учащиеся могут сами увидеть свои результаты речевого обследования, которое проводится в начале и конце учебного года. Также готовим тематические стенды, такие как: 1 апреля – день смеха, Сладкое слово детства – мама! и т.д. (Рисунки 5,6,7,8). Мы готовим речевые праздники для детей, конкурсы чтецов. В 2007 году провели два – в мае это игра для 9-ти классников “К доске!” и “Открытый урок по русскому языку”, посвященный Году русского языка (1 сентября), в 2008 году – для 11-х классов “Русский язык на отлично!”, в 2009 году – конкурс чтецов, посвященный дню 65-летия победы в ВОв “Стихи, опаленные войной...” (Рисунки 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Приложение 3). На этих викторинах-играх тоже происходит расширение словарного запаса.

Также словарная работа проводится и при подготовке к внеклассным мероприятиям, таким как: “День учителя”, “Осенний бал”, “Новогодний бал”, “8 марта” и другие. Наши ученики всегда на каждом празднике читают стихи. На коррекционных занятиях не только учим стихи, но и анализируем их: определяем основную мысль стихотворения; озаглавливаем, если нет названия; разбираем незнакомые слова.

У нас в школе ежегодно проводится “Игра по станциям”. В этой игре есть станция, посвященная русскому языку и развитию речи. Там даются задания на пословицы и поговорки, фразеологические обороты, загадки, кроссворды и многое другое. (Приложение 5)

Таким образом, словарная работа проводится не только на коррекционных занятиях, но и на любом внеклассном мероприятии.

У значительной части детей уровень развития интеллектуальных способностей, памяти, внимания сформирован недостаточно. В связи с этим возникают трудности в процессе обучения: дети не уверены в себе, не всегда способны сконцентрировать внимание, длительное время сохранять нужный темп работы, не в полной мере усваивают учебный материал, даже если он подобран индивидуально. В преодолении этих трудностей может помочь включение в урок игровых и занимательных упражнений, которые значительно повышают умственную работоспособность, вызывают положительные эмоции и, самое главное, здесь продолжается словарная работа.

1. Игра “Треугольник”. Выбирается какая – либо буква алфавита. Составить треугольник из слов, начиная с искомой буквы и добавляя по одной букве к каждому новому слову.

Побеждает игрок, составивший самый большой треугольник.

2. Вставь только гласные.

Ф _ _
Ш _ _
Л _ К
Л _ К
Л _ К
Л _ К
ШВ _ _
П _ В _
П _ В _
Б _ _ Н
Б _ _ Н
П _ _ Н
_ КР _ Н
К _ _ Л _
КР _ С _
КР _ С _
ТР _ М _
_ РФ _

 3. “Пополняем словарный запас”.Добавьте всего одну букву, но так, чтобы получилось новое слово.

ВЛАСТЬ
КАСКА
СЛОН
ГОСТЬ
ПОЛ
ШАР
РОК
ПАР
ЕДА
РОЗА
ТЕЛО
КРАН
БЕЛОК
РУБКА
ДАР

4. “Собери слова”. Собери слова, в каждой из колонок могут быть и первые, и последние

половинки слов.

ОПТ
ПАР
ЛОН
АГА
АТА
КОР
ТАН
АРА
АДА
СКА
ПАЛ
КУР
КЕТ
ИЦА
ИКА
БАЛ
ХИС
АРМ
ПЛЯ
КЕР

5. “Математика по-русски”. Выполните математические действия и прочитайте слова.

  1. ПРИ + С – РИ + ЦЕ – П + НА =
  2. СОК + ИЛ – СО + ЬКУ – У + А =
  3. ПЕРО + СИ – РО + НО – И + Я – О =

Все приведенные выше занимательные упражнения имеют форму игры, но для ребят – это самая настоящая работа.

Одним из способов, повышающих мотивацию к учебной деятельности, считаю использование компьютера. Применение компьютера на уроках позволяет повысить его эффективность, сделать занятия более наглядными, интересными. Предлагаю вам уроки-презентации. (Приложения 6, Приложение 7, Приложение 8)

Как мы можем проследить динамику результативности, узнать, усвоил ребенок то или иное понятие? Очень просто! Надо всегда повторять уже пройденные задания; давать новые задания на известные слова, и если ребенок выбрал из словарного запаса те понятия, которые наиболее точно отражают замысел говорящего и делают высказывание не только грамматически правильным, но и выразительным, то можно с уверенностью сказать – словарная работа не прошла впустую!

В заключение хочу сказать, что систематическая словарная работа позволяет сформировать у учащихся чувство стиля, воспитать языковой вкус, который по словам А.С.Пушкина, “состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности”.