Тема урока "Давайте понимать друг друга с полуслова…"

Разделы: Литература

Класс: 9

Ключевые слова: любовь, война, Б.Ш. Окуджава , поэт-бард , Арбат , надежда


Цель урока: духовно-нравственное и патриотическое становление личности подростков;

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с жанром авторской песни;
  • вызвать интерес к личности и творчеству Булата Окуджавы; воспитывать в учащихся умение слушать и понимать авторскую песню, наполненную глубоким смыслом;

Ход урока

(Cлайд 1)

Сообщение учителя о возникновении авторской песни, делается вывод о том, что людям нужнее интонация задушевного общения, беседы, не лозунги, а мысли о единственности и неповторимости каждой человеческой жизни, нужна ситуация диалога, сопереживания.

Ученица читает стихотворение Б.Окуджавы “Берегите нас, поэтов, берегите нас…”

Так писал один из оригинальнейших русских поэтов XX века, признанный основоположник авторской песни Булат Шавлович Окуджава, чей юбилей мы празднуем в этом году. Его по праву называют патриархом авторской песни. (слайд 2, 3) Называется цель урока, комментируется основная задача.

Он родился 9 мая 1924 года в Москве на улице Большая Молчановка. До 1940 года он жил на Арбате, в доме № 43. И дата, и место рождения поэта со временем приобрели символический смысл. Арбат в лирической системе поэта стал символом добра, человечности, благородства, культуры, исторической памяти – всего, что противостоит войне, жестокости, насилию. Мир арбатского двора – мир, где играла радиола и правили этим королевством арбатские мальчишки – запомнился Окуджаве как остров счастья среди бесчеловечной Москвы 39-го года.

(Звучит песня “Ах, Арбат мой Арбат…”)

В 1937 году отец поэта, крупный партийный работник, (слайд 4) был арестован, а потом расстрелян. Из-за конфликта с Берией он покинул Грузию и являлся парторгом Уралвагонстроя. В Нижнем Тагиле его сначала исключили из партии. А арестовали уже в Свердловске, куда он поехал добиваться правды. Спасти его уже будет некому – Серго Орджоникидзе уже застрелится (или будет застрелен – всей правды мы уже никогда не узнаем).

Окуджава боготворил отца. Если при нем задевали его память – мгновенно каменел. При воспоминании о нем и о трагедии своей семьи он и в 45 лет не мог удержать слез. Его мать Ашхен (слайд 5) была сослана в карагандинский лагерь. Ссылка закончилась только в 1954 году. По собственному признанию, она всегда чувствовала чей-то таинственный “голубой взгляд с поволокой” жандармский взгляд. А самому Булату едва удалось избежать отправки в детский дом в качестве “сына врагов народа”.

Читает ученица:

Стоит задремать немного,
Сразу вижу Самого.
Рядом по ранжиру строго,
Собутыльнички его.

Сталин трубочку раскурит –
Станут листья опадать.
Сталин бровь свою нахмурит –
Трем народам не бывать.

Вот эпоха всем эпоха!
Это ж надо – день ко дню,
Пусть не сразу, пусть по крохам,
Обучала нас вранью.

И летел усатый сокол,
Целый мир вгоняя в дрожь.
Он народ ценил высоко,
Да людей не ставил в грош.

Чем история богата,
Тем и весь народ богат…
Нет, вы знаете, ребята,
Сталин очень виноват.
1961

Поэт: (читает ученик) “Я закончил девятый класс, когда началась война. Как и многие сверстники, отчаянно рвался на фронт. Вместе с другом мы каждый день наведывались в военкомат. Нам вручали повестки и говорили: “Разнесите их по домам, а завтра мы вас отправим”. Длилось так полгода… Наконец сломленный нашим упорством, капитан не выдержал и сказал: “Пишите свои повестки сами. У меня рука не поднимается это сделать”. Мы заполнили бланки и отнесли их домой: он – ко мне, а я – к нему…(слайд 6)

(Звучит песня “До свидания, мальчики…”)

Все мои стихи и песни не столько о войне, сколько против нее. Я рассказываю о том, что случилось со мной. С моими друзьями. Когда я еще был в учебном минометном дивизионе, уже четверо ребят с нашего арбатского двора были убиты. Но я об этом долгое время не мог писать”.

Читает ученик:

Ах, что-то мне не верится, что я,
Брат, воевал.
А может, это школьник меня
Нарисовал:
Я ручками размахиваю,
Я ножками сучу,
И уцелеть рассчитываю,
Победить хочу.
Ах, что-то мне не верится, что я,
Брат, убивал.
А может, просто вечером в кино
Я побывал?
И не хватал оружия, чужую жизнь
Круша,
И руки мои чистые,
И праведна душа,
Ах, что-то мне не верится,
Что я не пал в бою,
А может быть подстреленный,
Давно живу в раю,
И кущи там, и рощи там,
И кудри по плечам…
А эта жизнь прекрасная лишь
Снится по ночам.

После демобилизации в 1945 году Окуджава оканчивает школу и поступает на филологический факультет Тбилисского университета. Тогда-то и родилась его первая песня.

Читает ученик стихотворение “Неистов и упрям, гори, огонь, гори…”

По окончании университета Булат Окуджава работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой.

В 1956 году в Калуге выходит в свет его первый сборник “Лирика”. Он переезжает в Москву, куда после реабилитации вернулась его мать. Поэт работает в издательстве “Молодая гвардия” в “Литературной газете”.

Вскоре в кругу московских литераторов приобрели известность многие песни Окуджавы, с 1959 года он стал исполнять их публично. Песни записывались на магнитофоны – их пела вся страна.

Успех пришел к Окуджаве потому, что он обращался не к массе, а к личности, не ко всем, а к каждому в отдельности. Предметом поэзии в его мире стала обыденная, повседневная жизнь.(слайд 7)

“Война все время со мной: попал на нее в молодое, самое восприимчивое время, и она вошла в меня глубоко…” – писал Окуджава.

В 1957 году он написал “Песенку о Леньке Королеве”, воссоздав в ней образ людей своего поколения, защитников Родины, и обессмертил своих героев-ровесников. Предыстория этой песни такова: “У нас на Арбате жил Ленька Гаврилов, рыжий, очень милый парен. Он совсем не был “королем”, но мне было ужасно жалко, когда он погиб. Его смерть казалась обидной, нелепой, и я дал его имя герою моей песни”. Ленька Королев при всей своей достоверности – не реальное лицо, а художественный образ, достаточно далеко отстоящий от жизненного прототипа.

(Звучит “Песенка о Леньке Королеве”).

Замечательно, что в песне соединены разговорность и напевность – и в этом проявилось новаторство Окуджавы. Он ввел в поэзию стилистику и интонацию диалогической речи, виртуозно использовал обыденно-прозаические обращения и вводные слова (“уж, извините, виноват”). Случайные оговорки, неуместные, казалось бы, в трагическом контексте бытовые подробности (“по делам или погулять”) контрастно оттеняют звучащую в песне боль и становятся в тексте эмоционально кульминациями. А напевность гармонизирует все словесные сдвиги и контрасты и создает эффект просветления, катарсиса.

“Война – это тяжелая, кровавая работа”, – утверждал поэт, принадлежавший к поколению тех, “кто видел собственную кровь на поле боя”. И автор, и Ленька Королев честно выполнили с оружием в руках свой долг перед Отчизной. Но поэт знал, что человек приходит на эту землю не чтобы воевать, а чтобы жить. И Окуджава – вслед за Львом Толстым – сделал точкой отсчета мир, мирную жизнь. Не случайно в песне “До свидания, мальчики!”, которую мы с вами прослушали, война удостаивается весьма нелестного эпитета – “подлая”. В молодежи военного поколения часто подчеркивались “овзросленность” и жертвенность, писатели и поэты часто не задумывались, сколь молоды были многие участники войны, как рано оборвались тысячи юных жизней. И поэтому рефрен Окуджавы “До свидания, мальчики! Мальчики, постарайтесь вернуться назад!” прозвучал с поразительной человечностью и поэтической новизной.

С годами поэзия Окуджавы становилась более философичной. Он продолжил путь в глубину поэтического слова, находя новые связи между ключевыми образами, такими как “душа”, “любовь”, “дорога”, “вера”, “судьба”, “женщина”, “музыка”. (слайд 8)

С кем идет диалог в песне “Три сестры” – с женщиной? Или с верой, любовью в значении существительных нарицательных? Логическая раздвоенность создает мощный эмоциональный эффект:

Ученик читает стихотворение “Три сестры”

В 1963 году написана была “Песенка о ночной Москве”, где встречаются вновь слова “надежда” и “любовь”, там создают они новый символический сюжет.

(Звучит песня “Надежды маленький оркестрик…”)

И вечно в сговоре с людьми
Надежды маленький оркестрик

Под управлением любви – это выражение стало фактом русского языка, неощутимой стала граница между словами “надежда” и “любовь” и суховатым сочетанием “под управлением”.

В 1985 году Окуджаве был присужден приз “Золотая гитара” на музыкальном фестивале в итальянском городе Сан-Ремо. (слайд 9)

Булат Окуджава – автор многих песен, звучащих в кинофильмах. (слайд 10) Мелодии при кажущейся простоте, какие-то свои, необычные, полные глубокого смысла, юмора, какого-то необычайного изящества и вместе с тем драматизма. Вспомним “Капли датского короля”, “Песенку кавалергарда”, “Ваше благородие, госпожа разлука”, “Наряд подвенечный”, песни к фильму “Белорусский вокзал”. Даже в фильме, созданном в 2003 году. “Спас под березами”, звучит песня Окуджавы “Песенка о пехоте”. Слова одной из песен я хочу вам напомнить. Называется она “Ваше благородие, госпожа разлука”. Эта песня впервые прозвучала в кинофильме “Белое солнце пустыни”.

(Звучит песня “Ваше благородие, госпожа разлука…”)

В песнях Булата Окуджавы прежде всего поражает необыкновенная человечность, доброжелательность ко всем живущим. Нелегкая эпоха, нелегкая судьба вошли в песни Булата Окуджавы, но, что бы там ни было, он полон твердой уверенности в превосходстве и конечной победе добра. В наше время, когда мы ощущаем дефицит добра, сочувствия, сопереживания, песенная поэзия Булата Окуджавы звучит как объяснение в любви жизни, людям, добру.

Поэт словно пытается достучаться до нас: человек при любых обстоятельствах должен “жить не по лжи”, достойно пройти свой жизненный путь, хранить верность традиционным идеалам гуманистической культуры.

Среди стихотворений Окуджавы есть одно, к которому обычно обращаются, когда бывает грустно и одиноко. Это стихотворение-песня “Молитва”. Поначалу оно имело заглавие “Молитва Франсуа Вийона”, т.к. в 60-е годы советским поэтам обращаться к Богу категорически запрещалось, и для публикации приходилось использовать маску легендарного французского поэта.

(На фоне музыки ученица читает “Молитву”)

Пафос “Молитвы” в утверждении уникальной ценности каждого, любого человека. Песня построена на тонком сочетании веры в справедливость мироустройства и тревожного сомнения в этой справедливости, игривой иронии и наивной прямоты.

Вы, ребята, наверное, держали в руках словарь “Крылатые выражения” под редакцией Ашукиных (демонстрируется словарь). Что это за словарь? Почему он так называется?

“Крылатыми” слова становятся не потому, что попадают в словари, а потому, что перелетают от одного сердца к другому, обладают смысловой насыщенностью, афористическим блеском, содержат сердечный жар.

Как вы думаете, какие строки Булата Окуджавы достойны занять место в этом словаре? (слайд 11) (Заслушиваются ответы учащихся).

Русский поэт Булат Шавлович Окуджава не был проповедником агрессивности, он противостоял оскудению, огрублению человеческой души.(слайд 12) Он всегда настраивал свое сердце на любовь. Мы с вами знаем, что своей малой родиной Окуджава считал Грузию. Ему даже предлагали в Тбилиси в трудные 80-е годы, как он сам рассказывал, “на самом высоком уровне”, жилье и публикации. Он тогда остался в Москве, но за помощь благодарил.

Мы почти ничего не знаем, как он относился к Грузии после развала СССР. Знаем, что политические лидеры Грузии вызывали у него резкое неприятие. И в Тбилиси 90-х годов он уже не бывал ни разу. Межнациональные войны он считал самым страшным последствием краха империи. И кажется, сегодня он имел бы все основания сказать: как бы ни был плох Советский Союз – то, что его погубило, было еще хуже. Что говорил бы сейчас Окуджава, что делал бы? Представить это невозможно: в стране, где существовал, пел, высказывался Окуджава, не может быть никакого Окуджавы, для него просто нет места. Он был не столько нравственным, сколько эстетическим компасом – на его поступки и высказывания можно было ссылаться как на образец последовательного и красивого поведения. А в сегодняшней ситуации, где всем правит неизбежность и не осталась выбора, красивого поведения нет. Оно не предусмотрено.

Чудо Окуджавы возможно только на пересечении двух кровей и культур – грузинской и армянской; на границе двух миров: русского и кавказского; на слиянии двух традиций – арбатской и горской, для которых одинаково священен кодекс чести. Эти два мира он и слил в себе, как сливал стихи и мелодию в нерасторжимое гармоническое единство. Сегодня его мир разорван. Лучшее гибнет первым. И какой бы тяжкой потерей ни была для нас смерть Окуджавы, хорошо, что он не увидел страшных событий августа 2008 года.

(Тихо звучит музыка к “Грузинской песне”)

Земная тропа Булата Окуджавы оборвалась 1 июня1997 года. Он умер в Париже в возрасте 73 лет. В памяти всех, кто знал и любил поэта, он навсегда остался символом добра, человечности, благородства, культуры. Сохранились воспоминания современников и друзей Булата Окуджавы. Известный музыкант и композитор, автор тридцати песен на слова Окуджавы, Исаак Шварц, так сказал спустя год после смерти поэта:

“Вот уже год, горестный и печальный, как миллионы людей простились с Булатом навеки. Не было в этом году дня, чтобы я с тоской, с пронзительной грустью не думал о человеке, так много значившем в моей жизни. Я горд и счастлив, что много лет был рядом с этим замечательным, добрым, мудрым, тонким, душевным человеком. Булат был смелый, мужественный и прекрасный человек… Его стихи, его проза несут в себе огромный заряд человечности, доброты, любви к ближнему. Поэтому любят и чтят миллионы”. (слайд 13, 14)

Золото поэзии Окуджавы всегда остается с нами.

На фоне музыки читается стихотворение “У поэта соперников нету …”

Приложение: Презентация к уроку