Урок литературы с использованием ИКТ: "Строка, оборванная пулей" (9-й класс)

Разделы: Литература


Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с творчеством поэтов, погибших в годы Великой Отечественной войны.
  2. Показать их высокие патриотические чувства, соединенные с глубокими личными переживаниями.
  3. Осознать глубину философской мысли поэтов о героическом поведении русского народа.
  4. Воспитывать чувство патриотизма, напомнить об ужасах войны и не дать им повториться.

Оборудование: компьютерные презентации учителя и учащихся. Выставка книг. Аудиозапись песни В. Высоцкого “Он не вернулся из боя”.

ХОД УРОКА

Слово учителя: Наступила долгожданная для нас северян весна, радостно поют птицы, а земля, омытая талой водой, вот-вот задымится зеленью молодой травы. Очень скоро наступит святой для нашей Родины день - день Победы, и мы вспомним всех тех, кто уплатил непомерную цену во имя нашей победы, отдал самое дорогое - свои жизни ради нас.

Как хорошо, что каждый живущий на земле наделен памятью.

Звучит композиция :

1-й ученик:

С чего начинается память -
С берез?
С речного песочка?
С дождя на дороге?
А если с убийства?
А если со слез?
А если с воздушной тревоги?
А если с визжащей пилы в облаках?
С взрослых в пыли распростертых?
А если с недетского знания
Как живое становится мертвым.
И в 5 и в 15 и в 25 лет войной начинается память.

(К. Симонов)

2-й ученик:

И ходит по Земле
Босая Память – маленькая женщина.
Она идет,
Переступая рвы. –
Ей не нужны ни визы, ни прописки,
В глазах-то одиночество вдовы,
То глубина печали материнской.
Она идет,
Покинув свой уют,
Не о себе – о мире беспокоясь,
И памятники честь ей отдают.
И обелиски кланяются в пояс

3-й ученик:

Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!

Слайды 1-9. Презентация

Учитель: Каждый из нас знает. Что день 22 июня начинался не росной зарей, а грохотом бомб, свистом пуль, скрежетом стали. В этот день писатели Москвы собрались на митинг. И на нем А.Фадеев заявил, что “ писатели знают свое место в решительной схватке. Многие из них будут сражаться с оружием в руках, а многие - сражаться пером” Поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в бой.

Этот урок мы посвящаем поэтам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны. Товарищ и ровесник этих поэтов Д. Самойлов писал: (слайд 10). Попробуем наладить этот мостик.

Статистическая справка погибших поэтов и писателей (слайд 11).

Сколько прекрасных дарований не успело проявить себя во всю силу. Среди тех, кому не суждено было перешагнуть военное лихолетье, был Н. Майоров. (Слайд 12-13)

Сообщение ученика о Н. Майорове.

Н Майоров родился в 1919 году в Иваново. До войны был студентом исторического факультета МГУ, посещал поэтический семинар в литературном институте. Готовясь стать историком, прежде всего утверждал себя как поэт. На фронт ушел добровольцем. Погиб под Смоленском в 1942 году. О себе и своем поколении писал так:

Пусть помнят те, которых мы не знаем:
Нам страх и подлость были не к лицу.
Мы пили жизнь до дна и умирали
За эту жизнь, не кланяясь свинцу.

В лучших стихах Н Майорова – пафос гражданственности, высокий накал чувств. Первая книга стихов “Мы” молодого поэта вышла в издательстве “Молодая гвардия в 1962 году Он посмертно награжден мемориальной медалью Всесоюзного литературного конкурса имени Николая Островского (1968 г.).

Поэтическим памятником поэту и его поколению является стихотворение “Мы”.

(Ученик читает отрывки из этого стихотворения)

Эти стихи – исповедь людей его поколения, которые ради жизни на земле шли в бой, не жалея себя.

Учитель: Д Самойлов в стихотворении “Перебирая наши даты” пишет:

Перебирая наши даты,
Я обращаюсь к тем ребятам,
Что в сорок первом шли в солдаты
И в гуманисты в сорок пятом
Я обращаюсь вновь к потерям
Они трудны и невозвратны.

Среди невозвратных потерь жизнь и творчество яркого талантливого поэта Джека Алтаузена.

Сообщение ученика:

Имя Д. Алтаузена хорошо знает старшее поколение любителей поэзии, его называли любимцем комсомолии.

В первые дни Великой отечественной войны он добровольцем пошел в армию, хотя имел больное сердце. Первым среди поэтов награжден орденом Красного Знамени за мужество, проявленное в боях . В мае 1942 года попал в окружение под Харьковым, в этих боях и погиб.

Его стихи печатались на страницах армейской газеты. Поэтически сильными признаны такие стихотворения: “Девочка играла возле дома”, “Я фашисткой не кланялся пуле”, “Гимн”

(Ученики читают эти стихотворения)

Центральный образ в его поэзии – образ Родины, он видит ее тремя березками, красивой девушкой, любимой женой, белокурым ребенком. В письме к жене с фронта он писал: “Родина и жизнь-это вещи неразделимые, можно жить в землянке, лишь бы была родина и уверенность, что ты борешься за правое дело. Много крови будет пролито, но победа близка, она будет, она не может не быть!”

Он не дожил до Победы, но заплатил за нее самым дорогим-жизнью.

Учитель: Разные судьбы - разные поэты. Одним из них поставлены памятники, другим нет. Но главный памятник им всем - это их поэзия, за каждым стихотворением живые трепетные души.

Сообщение ученика о Павле Когане.

Поэзия П. Когана - романтическая исповедь молодого человека предвоенного поколения. Он автор знаменитой песни “Бригантина поднимает паруса”. Павла убили под Новороссийском, он выводил разведотряд из окружения, но песня нигде не записанная, нигде не изданная, прочно поселилась в послевоенных институтах. Ее пели и поют, не вспоминая имени автора.

Первый сборник его стихов “Гроза” был издан в 1960 году. Он автор стихов очень высокого накала. Круг его раздумий высок, но главное – это Россия, русские березы, без которых, как он говорил “сдох бы от ностальгии в любом кокосовом раю” Павел проникновенно заявлял: “Я – патриот, я воздух русский, я землю русскую люблю!”

Его современники говорили, что в нем была нежность и жестокая непримиримость к пошлости. Он не любил людей промежуточных. “Не понимаю, как можно воздерживаться от голосования, я бы запретил эту формулу. Ты или за или против”. В этом был весь Павел.

Философию целого поколения с романтикой, со страстью, непримиримостью он выразил в стихотворении “Гроза”.

Я с детства не любил овал,
Я с детства угол рисовал.
А о своем поколении лаконично сказал:
Мое поколение-это зубы сожми и работай
Мое поколение-это пулю прими и рухни.

В своем последнем стихотворении, датированном 26.12.42, он прощается с романтическими приемами изображения войны:

Война ж совсем не фейерверк,
А просто трудная работа,
Когда-черна от пота вверх
Скользит по пахоте пехота
Марш!
И глина в чавкающем топоте
До мозга костей промерзших ног
Наворачивается на чеботы
Весом хлеба в месячный паек.

Такие стихи нельзя придумать, их можно только пережить. “Самое страшное - это быть успокоенным”, - его любимые слова. В письме с фронта Павел писал: “На фронте я понял, какая обаятельная вещь - жизнь, нам всегда казалось, что мы все понимаем. Мы понимаем, но головой. А теперь я понимаю сердцем. Очень горько не слышать, как твоя дочь начинает разговаривать. Расскажите ей, что ее отец воюет за то, чтоб ей на свете светло было”.

Все его стихи несут эстафету подвига.

Учитель: Великим патриотом нашей Родины был татарский поэт Мусса Джалиль.

Сообщение ученика:

Имя М Джалиля, поэта-борца облетело весь мир. Жизнь и его творчество - это пример великого мужества.

Долгие годы он считался солдатом, пропавшим без вести. Товарищи по крохам восстановили его фронтовую биографию

Небольшую книжечку стихов, помещалась она на ладони, сберегли товарищи по Моабиту. Теперь весь мир знает, сколько мучений вынес солдат на фронте. Эта книга, обжигающая сердце, “Моабитская тетрадь”. Подлинник книги хранится в Казани, в Государственном музее Татарстана. 125 стихотворений создано в застенках Моабита, до нас через границы многих государств дошло 93 стихотворения.

В 1956 году Мусе Джалилю за исключительную храбрость и отвагу посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. В 1957 году за цикл стихотворений “Моабитская тетрадь ему присуждена Ленинская премия.

Войну он встретил уже председателем Союза писателей Татарии и известным поэтом.

22 июня 1941 года Джалиль встретил на даче друга. По словам Ахмеда Исхака, он был серьезен, они проговорили всю ночь, уже под утро, прощаясь, Муса сказал:

- После войны кого-то из нас не досчитаются…

На следующий день Муса отнес в военкомат заявление, с просьбой направить его на фронт. Заявление у него взяли, но велели подождать своей очереди. Повестка пришла через три недели.

В неразберихе тех горячих и грозных дней Муса попал в формировавшийся под Казанью артиллерийский полк “конным разведчиком”, как значилось в его личном деле, а попросту говоря — ездовым. Когда командование узнало, что он известный поэт, как бывшего председателя правления Союза писателей Татарии, его хотели либо демобилизовать, либо оставить в тыловой части. Но Джалиль решительно воспротивился этому. “Мое место среди бойцов. Я должен быть на фронте и бить фашистов”, - так передает слова Мусы свидетель этого разговора, бывший однополчанин Мусы, майор запаса Г. Беляев. Этот разговор охарактеризовал его как очень смелого, отважного и сильного человека.

Война разгоралась, а у Муссы, по его собственным словам: “Ещё не было настоящего дела. Как будто его кто-то оберегает от войны” Хотя при первом же удобном случае Джалиль уезжает на Волховский фронт. Некоторое время он находится в распоряжении штаба фронта, выполняет отдельные, нередко очень ответственные задания командования, часто бывает в прифронтовой полосе, один раз едва не попадает в окружение.

Обстановка на Волховском фронте все более осложнялась. Вторая ударная армия, в рядах которой сражался Джалиль, была отрезана от остальных соединений советских войск. Сотрудники армейской газеты “Отвага” рассказывают, что в самых тяжелых условиях окружения, когда не хватало боеприпасов и давно уже были съедены последние сухари, Муса сохранял спокойствие и выдержку. Он научил своих товарищей добывать березовый сок, распознавать съедобные травы. Этим и поддерживали слабеющие силы. В одном из писем своему другу Г. Кашшафу с Волховского фронта Джалиль упоминает о своей “Балладе о последнем патроне”. Мы не знаем содержания этого произведения, но, по-видимому, речь в нем шла о патроне, который политрук Джалиль на крайний случай берег для себя. Но все сложилось иначе. Тяжелораненый, оглушенный взрывной волной, он попал в руки врага.

В плену поэт особенно остро и глубоко осознал силу боевого товарищества. Фашисты обычно пристреливали больных и раненых, устраивали облавы на евреев и политруков. Никто не выдал Джалиля. Товарищи прятали его от гитлеровцев, помогали при переходе из лагеря в лагерь. Когда военнопленных выгоняли на тяжелую работу, друзья оставляли Мусу дневальным в бараке.

В плену Муса не сложил руки. Он и несколько его товарищей организовывали побег пленным товарищам.

Но Мусу поймали и перевели в другую тюрьму, чтобы там он ожидал своей казни. Муса стыдился своего плена. В стихотворении “Прости, Родина!” он с болью и горечью пишет об измене своего боевого друга-пистолета:

“Скорпион себя убивает жалом, Орел разбивается о скалу. Разве орлом я не был, чтобы Умереть, как подобает орлу?... Что делать? Отказался от слова, От последнего слова друг-пистолет. Враг мне сковал полумертвые руки, Пыль занесла мой кровавый след...”

Даже перед казнью Муса не терял чувства юмора. Идя на казнь, он пошутил: - Я вернусь домой, но с головой под мышкой...

Моабитские тетради - лирический дневник, запечатлевший живую непосредственность переживаний поэта - узника. В них есть и тяжесть неволи, и жгучая тоска по свободе, и боль любящего и страдающего сердца.

Он умер, но его стихи до сих пор живы, любимы. И кажется, что и через десятки лет отношение к его стихам останется неизменным, потому что они пронизывают человека насквозь, берут за живое и не отпускают до последнего слова. Муса Джалиль прошел все круги ада, но не утратил человеческого достоинства. Стихи Мусы Джалиля, написанные как он сам выразился на плахе, под топором палача наполнены призывом к борьбе, проникнуты жаждой свободы. Его взор был обращен к родине.. Верность Родине - ключевые слова писателя. Ради любимой отчизны стоит жить, бороться и идти на смерть.

Ученики читают стихи М. Джалиля “Мои песни”

“Друг, не горюй, что рано мы уходим”, “Случается порой”.

Учитель: В огне великого испытания родилась поэзия удивительного поэта Василия Кубанева.

Сообщение ученика: Василий Кубанев прожил очень короткую жизнь - 21 год. Добровольцем ушел на фронт и умер от тяжелой болезни туберкулеза, в марте 1942 года. Кубанев не увидел в печати ни одной своей книги. А смертей он пережил три. Через день после его смерти враг подошел к его родному городу Острогожску. Утром авиабомба угодила в дом, где он жил и уничтожила книги и многие рукописи. А после обеда еще одна бомба распахала его могилу, как бы стирая с лица земли память о нем. Но “ рукописи не горят”. Первый сборник издала его сестра, он назывался “Если за плечами 18”.

Поэзия для него открытый урок людям. Высокая требовательность к себе, недовольство собой, овладение новыми высотами мысли - вот характер человека, который вырастает из его стихотворений

Стихи написаны давно, но они сродни по душевному строю человеку наших дней.

Ученик читает стихотворение “Расставание студентов”.

Стихи, созданные в годы войны, полны гнева и веры в победу. В стихотворении “Мы не одни” он уверенно заявляет:

Ходите прямо, дышите легко.
Все, сгибавшие спины низко
Это от Берлина до Москвы далеко.
А от Москвы до Берлина близко.

Неизменным его девизом были слова: “Учиться всегда”. В школе сверх программы он штудировал философию, французский, немецкий, латинский языки, историю, русскую и западноевропейскую литературу, пробовал сочинять музыку. Книгу в 300-400 страниц читал за ночь. Он приучил себя работать всегда и в любой обстановке.

Василий никогда не расставался с блокнотом, он то и дело записывал яркие мысли, свои афоризмы. (Слайд 13)

Все стихи Кубанева проникнуты мыслями: “Жить для мира, для людей, украшать мир благородными делами, чувствовать ветер времени”. Я считаю, что если бы не ранняя смерть, Василий Кубанев достиг бы огромных высот литературного мастерства.

Учитель: Узнав о творчестве поэтов, чей путь в большую поэзию остался незавершенным, какие особенности фронтовой поэзии вы бы отметили? Дополнениям к ответам учеников. (Слайд 16) ранжируют по степени значимости

Рефлексия к уроку. (Слайд 17)

Заключительное слово учителя:

Заросли раны на полях сражений. Но сколько бы ни прошло лет со дня нашей Победы над фашизмом, стихи той поры останутся вечно, они не могут быть преданы забвению, так как созданы на крови. Эта фронтовая поэзия поднимает наши души ввысь. Каждый из погибших поэтов мог бы сказать словами М. Цветаевой:

Я вечности не приемлю
Зачем меня погребли?
Мне так не хотелось в землю с любимой моей земли.

Подвиг этих поэтов, всего нашего народа стал частицей вечности. Долг поэзии – нести эту эстафету подвига от поколения к поколению.

Домашнее задание (слайд18). Запись домашнего задания на фоне песни В. Высоцкого “Он не вернулся из боя”.

Используемая литература

1. Говорят погибшие герои: Предсмертные письма советских борцов против немецко-фашистских захватчиков (1941–1945 гг.). / Сост. В.А. Кондратьев, З.Н. Политов. – 6-е, испр. и доп. изд. – М.: Политиздат, 1979. – 272 с.

2. А.Коган. Стихи и судьбы. – М.: “Художественная литература”, 1977. – 270 с.

3. Песня Победы: Стихотворения - Сост. В. Азарова. – Л.: Дет. лит., 1985. – 160 с.

4. Евстифеева Е.А. “Пусть память верную…хранят…и наших внуков внуки” // Литература в школе. - №8. - 2002 г.

5. Кубанев В.М., Чекмарев С.И. “Стихи, дневники, письма”. – М.: “Молодая гвардия”. - 1981 г.

6. М. Джалиль “Сочинения”. - Татарское книжное издательство, 1962 г.

19.02.2010