Урок математики по теме "Решение уравнений" ("Приключения капитана Врунгеля") (5-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 5


Мотивация:

Урок-игра “Приключения капитана Врунгеля” позволяет учащимся обобщить и систематизировать полученные знания, умения и навыки решений уравнений и применить их к решению задач; проявить логическое мышление при изучении данного раздела; избежать трудностей при изучении темы “Уравнение” в старших классах.

Цели и задачи урока.

Образовательные:

  • обеспечение применения учащимися теоретических знаний решения уравнений на нахождение неизвестных (слагаемого, вычитаемого, уменьшаемого) к решению задач;
  • повторение упрощений буквенных выражений с помощью свойств сложения и вычитания с натуральными числами.

Воспитательные.

  • содействовать воспитанию у учащихся культуры вычислений, оформления решений задач и уравнений;
  • содействовать эстетическому воспитанию.

Задачи развития:

  • развивать у учащихся самостоятельность мышления, умение мыслить логически, культуру речи;
  • развивать эмоции учащихся, познавательный интерес не только к математике, но и литературе;
  • развивать навыки самоконтроля и самопроверки.

Схема урока (урок 3 типа, урок комплексного применения знаний)

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка к восприятию знаний, устный счет.
  3. Повторение и закрепление знаний, опрос учащихся с элементами тестирования.
  4. Закрепление знаний, решение уравнений и задач с помощью уравнений.
  5. Самостоятельная работа с последующей проверкой.
  6. Домашнее задание
  7. Итоги урока, рефлексия.

Технические средства обучения: компьютер (программное обеспечение “Office-2007”), проектор, экран. Презентация к уроку содержит фрагменты мультипликационного фильма “Приключения капитана Врунгеля”, анимацию.

Дидактические материалы: плакаты с задачами для устного счета, варианты самостоятельной работы.

Девиз урока: “Учимся, шутя и играя”.

Ход урока

  1. Организационный момент. Организовать учащихся для работы, поставить перед ними задачи урока.
  2. Устный счет. Фронтальная работа с классом.
  1. Напишите на корпусе каждой лодки такое число, чтобы равенство было верным;

  1. Найдите на координатном луче числа, записанные на корпусах лодок. Напишите на парусах лодок буквы, которые указывают на эти числа. Прочитайте слово, которое получилось. Что оно означает?

Приложение 1 - Слайд №4

Ученик: “Получилось слово Р Е Г А Т А – это спортивные соревнования из серии гонок на гребных, парусных или моторных судах”.

Приложение 1 - Слайд №5

Учитель: “Предлагаю вам принять участие в регате вместе с известным капитаном Врунгелем.”

Приложение 1 - Слайд №6

Учитель: “Ребята! Чтобы стать членами экипажа капитана Врунгеля надо пройти следующее испытание”.

  1. Повторение и закрепление знаний. Тест.

Приложение 1 - Слайды № 7-10.

Ученики отвечают устно.

  1. Что такое уравнение?
  • Выражение, содержащее букву;
  • Равенство, содержащее букву, значение которой надо найти;
  • Равенство, содержащее числа, скобки и знаки действий.
  1. Что называют корнем уравнения?
  • Значение буквы;
  • Часть уравнения, находящаяся в земле;
  • Значение буквы, при котором уравнение превращается в верное числовое равенство.
  1. Решить уравнение это
  • Найти все корни уравнения или убедиться, что корней нет;
  • Найти значение буквенного выражения;
  • Найти хотя бы один корень уравнения.
  1. Решите уравнение

х + 186 = 300; a – 94 = 124; 75 – в = 35; (25-х) + 65 = 77.

а) 114 а) 34 а) 110
б) 486 б) 218 б) 30
в)104 в) 118 в) 40

Учитель: “Ну как! Капитан Врунгель, вы согласны взять с собой этих замечательных ребят в свой экипаж?”

Приложение 1 - Слайд №11.

Учитель: “Капитан Врунгель согласен. Приключения продолжаются…”

Приложение 1 - Слайды №12, 13,14.

  1. Закрепление знаний. Решение уравнений и задач с помощью уравнений.

Приложение 1 - Слайд №15

  1. За первую минуту из яиц вылупилось 78 крокодилов, за вторую минуту 156 крокодилов, а за третью еще несколько. Сколько крокодилов вылупилось за третью минуту, если всего вылупилось 504 крокодила?

Ученик: “Запишем кратко условие задачи:

1 мин.- 78 кр.

2 мин.- 156 кр.

3 мин.- х кр.

Всего – (78+156+х) кр.

Зная, что всего 504 крокодила, составим уравнение:

78+156+х = 504, упростим это уравнение,

234+х = 504, в этом уравнении неизвестно второе слагаемое, чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое,

х = 504-234,

х = 270.

Ответ: 270 крокодилов вылупилось за третью минуту”.

Учитель: “Как дела, капитан Врунгель?”

Приложение 1 - Слайд №16 “Полный вперед”

Аналогично разбираются и решаются следующие задачи.

Приложение 1 - Слайд №17

  1. Помощник капитана Лом поймал 25 рыб, а матрос Фукс на несколько рыб меньше, чем Лом. На сколько меньше поймал рыб Фукс, если вместе они поймали 47 рыб?

Приложение 1 - Слайд №18, 19

  1. За первую неделю яхта капитана Врунгеля прошла 140 км, а за вторую – 160 км. Какой путь должна проплыть яхта, если до финиша ей осталось пройти 700 км?
  1. Самостоятельная работа. Приложение 1 - Слайды№20, 21.
  2. Ученики выполняют на приготовленных листках. Приложение 2.

  3. Итоги урока. Приложение 1 - Слайд №22.

Учитель задает вопросы. Приложение 1 - Слайд №23.

  • Чему вы научились на уроке?
  • Что больше всего понравилось? Почему?
  • Какие вопросы и задачи вызвали затруднения?

Рефлексия.

-Хорошо понял тему и поработал на уроке

-Понял тему, мало работал на уроке.

-Еще много нужно работать над данной темой.

Приложение 1 - Слайд №24

  1. Список используемой литературы и материалов
  1. Виленкин Н.Я., Жохов В.И.,Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. “Математика 5 класс”. М: Мнемозина, 2006.
  2. Математика. 5 класс: Поурочные планы по учебнику Н.Я. Виленкина и др./ Авт.-сост. З.С.Стромова, О.В. Пожарская. – Волгоград: Учитель, 2003.
  3. Кадры из мультипликационного фильма “Приключения капитана Врунгеля”.