Урок по курсу "Окружающий мир": "Рыбы" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока: ознакомление с особенностями животных класса «рыбы», расширение кругозора учащихся.

Задачи урока:

  • наблюдать за жизнью рыб в аквариуме;
  • прививать интерес к работе с дополнительной познавательной литературой;
  • экологическое воспитание школьников.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания

Отгадайте загадку:

Я повсюду и везде:
В кране, в чайнике, в реке.
Мною надо дорожить.
Без меня вам не прожить.
(Вода)

Сегодня проверку домашнего задания проведём в форме игры «Верно, это или нет?». С каждым из предложенных высказываний вы можете либо согласиться, либо нет, приведя соответствующие доказательства.

(Высказывания записаны на доске)

  • № 1. Верно ли, что на поверхности земного шара суши больше, чем воды? (Нет, неверно, т.к. вода занимает ¾ поверхности земного шара)
  • № 2. Верно ли, что пресной воды на Земле меньше, чем солёной. (Да, верно. Пресная вода содержится в водоёмах меньшей площади: родниках, реках и озёрах. Солёная вода содержится в водоёмах большей площади: морях и океанах).
  • № 3. Верно ли, что вода в природе может находиться только в жидком состоянии? (Нет, неверно. Вода в природе может находиться в твёрдом, жидком и газообразном состоянии)
  • № 4. Верно ли, что жизнь на Земле могла бы существовать и без воды. (Нет, неверно. Вода – источник жизни на Земле, т.к. она входит в состав любого живого организма. Вода – поилица, кормилица и среда обитания многих живых организмов).
  • № 5. Верно ли высказывание, что вода – это великая путешественница. (Да, верно. Рассказ о путешествии капельки с опорой на схему).

В то время, когда учитель проводит фронтальный опрос, двое учеников выполняют индивидуальные задания (Приложение 1)

III. Сообщение темы и целей урока

Посмотрев на глобус, можно увидеть, что, действительно, большую поверхность земного шара занимает вода. Как вы думаете: пустынны или обитаемы эти водные просторы? Кто обитает в водоёмах? Большую часть подводных обитателей составляют рыбы. Сегодня на уроке мы узнаем о строении рыб, об их среде обитания и о некоторых не совсем обычных рыбах. (Cлайд 1)

IV. Работа над темой урока

1. Наблюдение за рыбами в реалистичном аквариуме.

Цель наблюдения: доказать, что рыбы – это животные, которые приспособлены к жизни в воде.

План наблюдения (на доске):

  1. Какие части тела есть у рыбы?
  2. Что помогает ей двигаться?
  3. Зачем рыбе жабры?
  4. Есть ли у рыбы органы зрения и слуха?
  5. Чем они отличаются от других животных?

Ответы детей:

  1. На макете дети показывают части тела рыбы: голову, хвост, плавники, жабры, глаза, чешую.
  2. Рыба двигается в воде при помощи плавников и хвоста. Если рыбу сравнить с лодкой, то плавники – это вёсла, а хвост – это руль.
  3. Жабры – орган дыхания рыбы. Они находятся на голове.
    Учитель: Под жаберными крышками находятся жабры. С их помощью рыба получает из воды кислород. Жабры наполнены кровью, поэтому они красного цвета.
  4. Глаза – орган зрения.
    Учитель: Орган слуха у рыб – боковая линия, которая образована клетками, реагирующими на движение окружающей воды. Боковая линия позволяют слышать рыбам различные звуки. С её помощью рыба может узнавать о движении добычи или, наоборот, хищника. [1]
  5. Отличаются от других животных тем, что живут в воде, имеют плавники, дышат жабрами. Тело рыб покрыто чешуёй.

Итог наблюдений: мы доказали, что рыбы приспособлены для жизни в воде. Вода - среда обитания рыб.

Учитель: Иногда и про человека говорят, что он чувствует себя как рыба в воде. Что же значит это выражение? «Школьный фразеологический словарь русского языка» Жукова В. П. и Жукова А. В. позволит нам это узнать.

* быть, чувствовать себя как рыба в воде. Совершенно свободно, вполне естественно и просто (чувствовать себя). [2]

V. Физкультминутка «Рыбки»

Рыбки плавают в водице,
В чистой свеженькой воде.
То сожмутся - разожмутся,
То зароются в песке.

2. Работа с таблицей «Питание рыб». (Слайд 2)

- На какие две группы можно разделить рыб? (хищники и травоядные)

- Вспомните: чем питаются хищные и травоядные животные.

- Прочитайте и запомните представителей каждой из этих групп.

3. Размножение рыб.

На доске находятся карточки со словами. (Рыба, икра, малёк). Расставьте эти карточки так, чтобы отразить процесс развития рыбы. (Икра – малёк – рыба)

Работа с учебником (с. 95)

Самостоятельно прочитайте текст учебника и приготовьтесь ответить на вопросы:

* Что находится внутри икринки?

* Что нового вы узнали о гуппи?

4. Фантастические рыбы. (Слайд 3)

Несмотря на то, что всем рыбам присущи общие черты, объединяющие их в одну группу, среди них встречаются удивительные существа. О них вам расскажут Игорь и Даша.

Манты, или морские дьяволы получили своё название за головные плавники, свёрнутые в трубку и торчащие вперёд, как рога. «Рога» служат мантам во время охоты – в развёрнутом виде они образуют воронку около рта, куда скат втягивает рыбу. Гигантский морской дьявол достигает 6 м в ширину и весит до 1400 кг. Живут манты во всех тёплых морях и любят держаться у поверхности воды.[1]

Морские коньки напоминают шахматную фигурку коня, только с закрученным в спираль хвостом. Они способны изменять свою окраску, маскируясь под цвет окружающей растительности. Их можно назвать рыбами – кенгуру, только икру в выводковой сумке вынашивает у них не самка, а самец. Когда из икринок выйдут мальки, они сами прорывают сумку изнутри.[1]

Об этих и других удивительных животных вы можете прочитать в энциклопедии для детей.

5. Проблемный вопрос.

Совсем недавно мне довелось услышать разговор двух мальчиков, которые утверждали, что киты и дельфины самые большие рыбы. Согласны ли вы с этим высказыванием?

(ответы детей)

На самом деле киты, дельфины и касатки не рыбы, а млекопитающие животные. Запомните это.(Слайд 4)

VI. Закрепление изученного материала.

1. Самостоятельная работа в рабочей тетради (с.29 №8)

Проверка. Исправь ошибки.

2. Игра «Не зевай!»

Сейчас я буду называть различных животных. Если среди них вы услышите названия рыб, хлопайте в ладоши.

*Лиса, окунь, воробей, щука, лягушка, ворона, лещ, акула, попугай, дельфин, морской конёк,

бабочка, удав, кит.

3. Экологические проблемы. (Слайд 5)

К нам на урок пришло письмо. В нём - очень интересная фотография и подпись:

«Спасите! Помогите!
Щука».

Рассмотрите внимательно фотографию. Что встревожило щуку? Почему она обращается к нам за помощью?

(ответы детей)

Вывод: Рыбы – часть живой природы, которые нуждаются в нашей защите. Вода – среда обитания рыб. Без неё не сможет прожить ни одно живое существо. Не загрязняйте водоёмы! Берегите воду!

VII. Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Понравился ли вам урок?

Поднимите руку те, кто на уроке чувствовал себя как рыба в воде?

Выставление и комментирование оценок.

Домашнее задание

с. 93 – 98 (прочитать, подготовить пересказ)

Индивидуальная работа с дополнительной литературой (подготовка сообщений о рыбах)

Список использованной литературы

  1. Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология. – 5-е изд., перераб и доп./ Глав. ред. М. Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 2000. – 704 с.: ил.
  2. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. – 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1989.- 383 с.