Интегрированное занятие "Весёлые краски" для старших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Развивать цветовосприятие детей через называние и использование дополнительных цветов.
  • Закрепить знания детей о жанрах живописи (пейзаж, натюрморт), о художниках (И.Левитан "Золотая осень"), о видах народно-прикладного искусства - глиняная игрушка (каргопольская, филимоновская, дымковская).
  • Закрепить знания о системе и взаимосвязи цветов спектра.
  • Закрепить вокальные - хоровые навыки детей; закрепить знания детей о русском композиторе П.И.Чайковском
  • Ввести в активный словарь детей существительные (листопад, безделушка), прилагательные ( каргапольская, филимоновская, павловопасадский, золотая, разноцветная, красный, коричневый, оранжевый, жёлтый), глаголы (падают, летят, кружат, шуршат, срывает, рисовать).

Методы и приемы:

  • метод синтезирования различных видов искусств (музыкального и изобразительного);
  • метод активизации и приемы включения детей в деятельность:
  • словесные (проблемные вопросы, художественное слово, загадки, словесные игры);
  • наглядные;
  • использование различных видов художественно - творческой деятельности (игровая, речевая, изобразительная, музыкальная);
  • сюрпризный момент со сказочными героями.

Материал:

  • иллюстрация картины И.Левитана "Золотая осень";
  • изображение леса в черно-белом колорите и в ярком цвете;
  • мольберты;
  • глиняные игрушки: филимоновские, каргопольские, дымковские,
  • акварельные краски, большие кисти, листы бумаги формата А-3.

В зале стоят мольберты, на них яркие рисунки.

Дети под музыку входят в зал, исполняют вокально-ритмическое упражнение "Здравствуй, говори!" [1] и садятся на стулья.

Ведущая. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости!

Сегодня мы собрались в этом нарядном, украшенном зале, чтобы поговорить об искусстве, о красоте, о природе, а также поиграть и повеселиться.

- Ребята, посмотрите на эти рисунки (показывает две картинки: одна черно-белая, другая в цвете).

- Чем они похожи? (Нарисовано одно и то же).

- А чем отличаются? (Одна разноцветная, другая черно-белая).

- На какую из картин похоже больше то, что мы видим вокруг? (На разноцветную). Почему?

В ходе обсуждения цветовой окраски зала и вида за окном, делается вывод что мы, живем в разноцветном мире - все, что нас окружает, имеет цвет.

- А вы замечали, какая красивая и разноцветная природа, особенно осенью. Все вокруг становится золотым: листья на деревьях и кустах желтого, оранжевого и даже красного цвета. Так и хочется все это нарисовать. А если нарисовать небо, деревья, кусты, то в каком жанре живописи получится наш рисунок? (Пейзаж)

-Осень всегда вдохновляла художников писать картины (показ картины И.Левитана "Золотая осень").

Ведущая. Многие поэты писали стихи об осени. Послушайте некоторые из них и подумайте, которое из них больше подходит к изображению на картине. (Дети читают стихи).

1-ый ребенок:  

      "Осень" З. Федоровская
Осень на опушке краски разводила.
По листве тихонько кистью проводила
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень: - не жалейте лето!
Посмотрите - роща золотом одета!

2-ой ребенок:

       "Осень" И.Бунин
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

3-ий ребенок:

Осенью" А.Плещеев
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты:
Вянет и желтеет
Травка на полях.
Только зеленеет
Озимь на лугах.

Ведущая. Итак, какое стихотворение больше подходит к изображению на картине И.Левитана "Золотая осень"? (Ответы детей) Правильно, молодцы! А теперь давайте поиграем в игру "Я начну, а ты продолжи"

- Летом листья на деревьях зеленые, а осенью:

- :желтые, золотые, разноцветные, красные, коричневые.

- Весной листья на деревьях растут, а осенью:

-:опадают, летят, ложатся, кружатся, шуршат.

Музыкальный руководитель. Многие композиторы сочиняли музыку на тему осени. Давайте послушаем отрывок из одного такого произведения и вспомним название и автора музыки.

(Звучит мелодия П.И.Чайковского "Осенняя песня" из цикла "Времена года")

Музыкальный руководитель. Кто узнал музыку? (Ответы детей). Правильно. Это пьеса Петра Ильича Чайковского "Осенняя песня". Композитор средствами музыки нарисовал музыкальную картину осени.

Давайте, ребята, мы с вами возьмем осенние листочки и потанцуем с ними.

Танец с листьями.

(Дети садятся, звучит тревожная музыка)

Ведущая [2]

Но откуда эти тучи?
Дождь пошел и свет померк.
Неужели это злющий
Появился цветоед?

Это он Кощей Бесцветный
Невод мрака развернул.
И бесцветною рукою
Серость в мир цветной вернул.

Кощей:

Это что здесь происходит?
Здесь веселье, шутки, пляс?
Про меня вы все забыли,
Накажу за это вас!

Стал ваш мир весь разноцветный?
Только я Кощей Бесцветный!
Не досталось красок мне
Заберу их все себе!

(Собирает с мольбертов яркие рисунки, под ними остаются серые, одноцветные рисунки).

Ведущая:

Что же делать? Как нам быть?
Как Кощея победить?
Как вернуть цвета и радость?
Красок больше не осталось:
Я придумала, ура!
Фея Радуга нужна!

Только, чтобы она появилась, мы должны правильно назвать цвета радуги и правильно расположить их друг за другом (Ответы детей).

(Под музыку появляется Фея Радуги)

Фея:

Что случилось? Как же так?
Вдруг опять спустился мрак?

Ведущая:

Здесь Кощей Бесцветный был
Наши краски утащил!

Фея:

Не печальтесь, не беда!
Посмотрите-ка сюда!

(Подходят "Краски" - дети в разноцветных платьях, в руках цветные коробки)

Фея:

В разноцветном царстве - государстве
Жили Краски - дружная семья.
Рисовали солнце, травку, сказки
Голубые дали и моря.

Краски

Братцы, где мы очутились?
Все цвета в один слились.
Это значит серый цвет,
Значит красок здесь и нет.

Елки даже пахнут серым,
Пахнет серым василек.
И звучит совсем бесцветно
Наш веселый ручеек.

Ведущая: Дорогие краски, а это что у вас в руках? Какие-то красивые, разноцветные коробочки.

Фея: Мы пришли не с пустыми руками, чтобы стало веселее, предлагаем вам игру "Подбери ключик".

К каждой коробочке нужно подобрать ключик подходящего цвета, после чего он открывается со словами:

"Сундучок, сундучок,
Разукрашенный бочок.
Открывайся, не скрипи,
Покажи нам, что внутри!"

(Каждая "Краска" достаёт из коробочки глиняную игрушку, рассказывает о ней и ставит на стол.)

Птица свиристелка звонкая поделка.
Ну-ка, ну-ка говори:
Что там у тебя внутри,
Просто диво-безделушка:
Каргопольская игрушка!
Вот игрушки не простые
Очень ярки и стройны.
Сине-красные полоски
На боках у них видны.
(Филимоновские)

Через горные отроги,
Через крыши деревень.
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.

Голосиста эта птица
И нарядна, словно ситцы,
Точно солнечный цветок
И высокий гребешок.
(Дымковские петух и олень)

Посмотри, как хороша
Это девица-душа!
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
Барышня уж так красива,
Как лебедушка плывет,
Песню тихую поет.
(Дымковская барышня)

Частушки об игрушках [3]

Ведущая. Ребята, стало наряднее и веселее в нашем зале. О каких игрушках рассказали и спели "Краски"? (О дымковских, филимоновских, каргопольских).

Эти игрушки украсили бы любой дом, им был бы рад и ребенок и взрослый. Даже когда наши туристы едут в другую страну, они берут с собой в подарок эти сувениры.

Песня "Русский сувенир" [4]

Фея. Только деревья у вас серые стоят, не такие они осенью бывают. Давайте украсим их яркими осенними листьями.

Игра "Осенние деревья"

На мольбертах - рисунки деревьев без листьев. Дети отбирают листья и вешают на деревья по оттенкам: зеленые, красные, желтые.

Фея. Краски хотят с вами поиграть.

Игра "Найди свой цвет"

Ведущая: Ребята, у меня есть для вас загадка.

Если видишь на картинке
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу
Или грушу, или торт
Или все предметы сразу.
Знай, что это: (натюрморт)

(Показ рисунков серого цвета на мольбертах) Вот какой натюрморт у нас бесцветный. Нам снова необходима помощь красок.

Встают "Краски", рассказывают стихи.

Красная.

Я как солнце яркая!
Красная - прекрасная.
И зимой и летом крашу
Красным цветом!

Зеленая.

Я могу раскрасить травку
И лягушек на пруду,
Даже елку и канавку
Всем на помощь я приду.

Синяя.

Я добавлю синевы
В море, реки и ручьи.

Фея.

Возьмите кисти дружно,
Раскрасить мир нам нужно.
Чтоб стал он светел, ярок
Как праздничный подарок.

"Краски" и Фея приглашают раскрасить яркими цветами рисунки на мольбертах.

Песня "Дети любят рисовать" [5]

Ведущая.

Опять расцвел наш белый свет
На радость взрослым, детям.
И лучше красок в мире нет,
Чем радуга расцветит!

Краски.

Нас красок дружная семья,
И уничтожить нас нельзя.
Не смогут краски смыть с земли,
И никогда не будет тьмы!

Фея.

Молодцы, ребята! Порадовали вы меня. А это вам от меня гостинец.

Литература.

  1. Н.М.Скорикова. Музыкальное воспитание детей в системе арттерапии.
  2. Набережные Челны. 2007г.
  3. С.Мерзлякова. Журнал "Музыкальный руководитель" №2, 2006г.
  4. О.А.Соломенникова. Радость творчества. Москва. 2005г.
  5. Журнал "Музыкальный руководитель" №1, 2004г.
  6. В.Модель. Буратино. Песенник для детей. Ленинград. 1987г.

Приложение.