Информационные технологии в начальной школе

Разделы: Информатика, Начальная школа


Тема: Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин.

Задачи урока:

  • развивать образное мышление, творческие способности, воображение, коммуникативные способности, воспринимать различные виды искусства;
  • обобщить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина, расширить круг чтения детей;
  • воспитывать любовь к поэтическому слову, формировать интерес детей к классическому искусству.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран, проигрыватель компакт-дисков, выставка книг.

Тип урока: урок решения учебной задачи.

Форма учебной деятельности: групповая, частично исследовательская.  

ХОД УРОКА

I. Ориентировочно-мотивационный этап

1. Проверка домашнего задания.

Дети показывают свои творческие работы (рисунки по произведениям А.С.Пушкина.) и рассказывают о них.

2. Самооценка.

3. Выравнивание знаний.

Задание 1. Что вам говорит имя: Александр Сергеевич Пушкин?

Вопрос обсуждается в группах, ответы слушаются.

4. Постановка учебной задачи.

Учитель. Послушайте строки стихотворения и постарайтесь узнать, кому они посвящены?

Мы чтить тебя привыкли с детских лет
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!

Вопрос обсуждается в группах, ответы слушаются.

Ученик. Эти строчки посвящены великому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. А написал их А. Плещеев в своем стихотворении «Памяти Пушкина» (Приложение, слайд 1).

Учитель. Над чем стоит нам подумать на сегодняшнем уроке?

Вопрос обсуждается в группах, ответы слушаются.

Ученик. Мы продолжим разговор  о поэте. Почему в памяти народной он все еще живет? Почему он возлюбленный всеми народами поэт? Чем он близок нам?
Самооценка.

II. Операционально-исполнительский этап

Задание 1. Чтобы найти ответы на ваши вопросы, вспомните и расскажите, что вы знаете о детстве поэта?  (Обсуждение в группах.)

На экране родословная А.С. Пушкина (Приложение, слайд 2).

Ученик. Он родился 6 июня 1799 года в городе Москве. В день его рождения по всей России празднично звенели колокола, раздавались крики «ура». Делалось это не в его честь. В один день с Александром Пушкиным на свет появилась внучка императора Павла I.  (Приложение, слайд 3).
Мальчика с глазами цвета морской волны (Приложение, слайд 4) крестили, поименовав его Александром, 8 июня 1799 года в церкви Богоявления в Елохове ныне известный Елоховский собор в Москве.    
Детство будущего поэта прошло в Москве. У него были старшая сестра и два младших брата (Приложение, слайд 5). Отец Пушкина (Приложение, слайд 6) любил читать, сам немного сочинял стихи. Писатели, поэты любили бывать в доме Пушкиных. Смышленого мальчика нередко оставляли гостиной, когда гости читали там свои произведения. Саша начал сочинять стихи, когда ему было три года.
Русскому языку мальчика учили бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна. (Приложение, слайд 7) Няня знала много песен, сказок, замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил слушать. Арина Родионовна ласково пела Пушкину народные песни. Саша легко запоминал сказки и песни. Мне кажется, это и привело поэта к сочинению сказок. Самооценка.   

Задание 2. Обратите внимание на экран. Из каких сказок Пушкина данные иллюстрации? (Приложение, слайды 8, 9, 10,)

Вопрос обсуждается в группах. Слушаются ответы каждой группы.

Учитель. Какая сказка поэта легко читалось?
Ученик. Мне очень понравилась «Сказка о царе Салтане». Если можно, я расскажу отрывок из этой сказки. Я еще хочу сказать,  в сказках Пушкина нас пленяют напевность, музыкальность.

Ученик читает по памяти. Звучит фонограмма фрагмента оперы «Сказка о Салтане».

Учитель. Спасибо. Сделайте вывод.

Работа в группах. Слушаются ответы. Учитель делает запись на доске.

Сказки близки к народным. Они просты и понятны каждому возрасту.

Самооценка.

Задание 3. О чем напоминают вам имена Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг, Иван Пущин? (Приложение, слайд 11).

Вопрос обсуждается в группах.
Ученик. С этими именами связаны лицейские года юноши Александра Пушкина. Это были незабываемые года дружбы, поэзии, любви. Всю жизнь поэт будет вспоминать о них с нежностью и восторгом. И где бы он ни был, душой Пушкин рвался туда, в Царское село.
(Приложение, слайд 12). Здесь он почувствовал себя Поэтом.

Задание 4. Обратите внимание на экран. (Приложение, слайд 13).

 «Блестя на солнце снег лежит», – «Зимнее утро»; «Брега с недвижимою рекою Сравняла пухлой пеленою» – из романа «Евгений Онегин»;
«Снег да снег. Всю избу занесло» – А. Блок «Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика », – «Зимняя дорога».
Какие строки из стихотворений, по вашему,  не помогут нам решить учебную задачу? Что объединяет остальных? Вспомните их.

Вопрос обсуждается в группах. Ответы слушаются. Ученики рассказывают стихи. На экране слайды с зимним пейзажем  (Приложение, слайды 14, 15, 16).

Задание 5. Какое настроение вызывают эти произведения поэта?      

Работа в группах.

Ученик. Хотя мы сегодня читали только зимние стихи поэта, но мы найдем все четыре времени года в стихах Пушкина о природе. В стихах поэта  и наступление весны, с её ручьями, первыми пчелами и песней соловья; тут и лето с его грозами; а вот уже небо задышало осенью и застывает пруд, и перелетные птицы держат путь на юг;
Ученик. Произведение Пушкина «Зимний вечер» грустное, но оно очень красивое,  так и представляешь зимние поляны, залитые серебряным лунным цветом.
Ученик. Когда мы читаем о первом снеге, о том, как на дровнях крестьянин обновляет путь, а дворовый мальчик катает собачку на маленьких санках, мы и сами чувствуем на лице свежесть этого снега, и нам тоже хочется вдоволь побегать и повозиться  на снегу (Приложение, слайд 17).
Учитель. К какому выводу вы пришли?

Работа в группах.

Ученик. В своих стихах Пушкин воспевает красоту родной природы,  этим он и близок нам. Стихотворения поэта веселят, бодрят, и создают  веселое настроение.

Учитель делает запись на доске.

Поэт воспевает красоту родной природы.

Самооценка.

Задание 6.  Что вы можете сказать о стиле, о языке произведений?

Вопрос обсуждается в группах.

Ученик. Поэт любил деревенские песни и сказки. Всегда прислушивался к живому народному говору, поэтому язык произведений простой, чистый, живой. От того, наверно, стихи читаются очень легко. Не только читаются, а также и легко запоминаются.  Можно сделать вывод, что в своих произведениях он воплотил всю красоту русской речи (учитель делает запись на доске).

Язык произведений – простой, чистый, живой.

Самооценка.

Задание 7. Смоделируете усвоенные знания в тетрадях.

III. Рефлексивно-оценочный этап

Учитель.

1. Какую задачу поставили к уроку?
2. Какие выводы вы сделали? (Приложение, слайд 18).
3. Как мы этому добились?
4. Записи закрываются. Еще раз проговорить выводы.
5. Посоветуйтесь в группах и оцените свои успехи на уроке.

Домашнее задание.

  • Расскажите своим родителям, о чем мы узнали на уроке;
  • Повторите еще раз понравившиеся сказки, стихи поэта.
  • Напишите письмо А.С.Пушкину.