Дифференциация букв Пп–Тт в слогах, словах

Разделы: Логопедия


Цели:

  • - формировать оптико-пространственные представления;
  • - научить соотносить буквы со звуками и символами, сравнивать и различать буквы п и т в слогах, словах, словосочетаниях;
  • - развивать навыки звукового и слогового анализа и синтеза, зрительное восприятие, внимание, логическое и образное мышление, умение конструировать;
  • -расширять и активизировать словарный запас по теме “Профессии”;
  • - воспитывать отзывчивость, самоанализ и самоконтроль, взаимовыручку.

Оборудование.

Наборы индивидуальных карточек ( по 3 штуки) с правильно и неправильно напечатанными буквами, буквы заглавные и элементы букв п и т из бумаги с шероховатой поверхностью, предметные картинки с изображением людей разных профессий, ромашка со словами на лепестках (в словах пропуски букв), предметные картинки с профессиональными орудиями труда, слоговые таблицы, картинки с изображениями героев занятия Торопыжки и Пилюлькина.

Ход занятия

I Организационный момент.

  1. Введение героя занятия.

Звучит мелодия песни “Буквы разные писать…”

Логопед:

-Вы, наверное догадались, что на уроке мы будем говорить о буквах.

-Сядет первым тот, у кого на парте лежат правильно написанные буквы.

-Как вы думаете, кто написал неправильные буквы?

Ответы детей: …

<Рисунок6>

Логопед:

- Наверное, неправильно эти буквы написал Торопыжка. Он сегодня наш гость.

На доске появляется картинка с изображением Торопыжки, героя рассказов о Незнайке.

II Основная часть

  1. Сказка Л.Н. Ефименковой “Торопыжкина беда”.

Логопед:

-1 сентября Торопыжка вместе с другими ребятами пришёл в школу. Там он быстро научился читать и писать. Но с ним приключилась беда. Из-за вечной своей торопливости не хватило у него терпения букве “т” третью ножку дописать и получилась буква “ п ”. Пишет Торопыжка: “Я хочу конфету”. А получается у него: “Я хочу конфепу”. Все над ним смеются. Пошёл он к доктору Пилюлькину и рассказал о своей беде.

(На доске появляется фигурка Пилюлькина.) <Рисунок1>

А Пилюлькин и посоветовал ему: “Ты, Торопыжка, запомни, что у буквы “т” - три ножки, а у буквы “п”- пара ножек, т. е. две ноги.

Логопед:

- Среди вас, ребята, тоже есть ученики, которые путают буквы “п” и “т”.

Тема нашего занятия: “Буквы п и т”.

Мы должны сегодня научиться правильно писать эти буквы, не путать их на письме.

2.Соотнесение графемы с артикулемой.

а) Логопед:

-Вы запомнили, как зовут героев нашего занятия?

Ученики:

-Торопыжка и Пилюлькин.

Логопед:

-С какого звука начинается слово “Торопыжка”?

Ученики:

- Со звука [т].

Логопед: Что вы можете сказать об этом звуке?

Ученики:

- Преграда: язык и дёсны.

- Звук согласный, глухой, твёрдый.

Логопед:

-А какая буква на письме соответствует звуку [т] в слове Торопыжка?

Ученики:

- Буква “Т” заглавная - это имя.

Логопед:

- Возьмите и покажите букву, образ которой соответствует букве Т

заглавной.

- Проведите по букве пальчиком и запомните её образ, напишите в воздухе эту букву по памяти.

Логопед:

-А с какого звука начинается слово Пилюлькин?

Ученики:

- Со звука [п’], преграда: губы.

- Звук согласный, глухой, мягкий.

Логопед:

-Какая буква соответствует звуку [п’] в слове Пилюлькин на письме?

Ученики:

-Буква “П” заглавная.

<Рисунок2>

Логопед:

-Возьмите и покажите букву, образ которой соответствует букве П заглавной. -Проведите по букве пальчиком и запомните её образ, напишите в воздухе эту букву по памяти.

Логопед:

- Вывод: У этих звуков разные преграды, они звучат по-разному, поэтому их обозначают разными буквами на письме – буквами п и т.

-У рукописной буквы Т, п пишем три палочки, а у рукописной буквы П,п – две палочки.

б) Логопед:

- Из счётных палочек сложите букву п печатную, из конверта достаньте и покажите букву п – строчную, оставьте на столе.

- Из элементов, находящихся в конверте, сложите букву т – строчную.

- Проведите пальцем по букве т “как бы прописывая её”, запомните своё движение. Повторите это с буквой п. Запомните своё движение.

3.Пальчиковая гимнастика “Гномики – прачки”.

Жили – были в домике

(Дети сжимают и разжимают кулачки).

Маленькие гномики: Токи, Пики, Лики, Чики, Микки.

(Загибают пальчики, начиная с большого пальца).

Раз, два, три, четыре, пять,

(Разгибают пальчики, начиная с мизинца).

Стали гномики стирать:

(Трут кулачки друг о дружку).

Токи – рубашки,

Пики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки,

Микки умница был,

Всем водичку носил.

(Загибают пальчики, начиная с большого пальца).

4. “Волшебник и буквы”. Работа со слогами.

<Рисунок3>

Логопед:

- Однажды в гости к буквам пришёл настоящий Волшебник и велел буквам “п” и “т” спрятать свои перекладины. Он хотел испытать Торопыжку: узнает он буквы или нет…

- Посмотрите, что получилось… и помогите Торопыжке прочитать

слоги, опираясь на количество ножек:

IIу IIа IIIа II аIII ыIII
IIя IIоIII IIIаIII еIII IIё

Логопед:

-Восстановите перекладины в слогах и запишите все слоги, подчёркивая простым карандашом букву “п” - двумя чертами, а букву “т” - одной чертой.

Волшебник похвалил Торопыжку за старание и смекалку и пригласил его в Город мастеров, где каждый – мастер своего дела.

5.Игра “Снежинки”. Слоговой анализ и синтез

Логопед:

-Шли по дороге Торопыжка и Пилюлькин. На Торопыжку и Пилюлькина падали снежинки. Падали снежинки и на нашу таблицу.

Логопед:

-Сейчас мы составим слова из тех слогов, что написаны в таблице и запишем их на доске.

-Следите внимательно, на какой слог упадёт снежинка.

ло

ап

ту

па

пе

та

поч

ты

пи

ка

ра

хи

Логопед:

- Снежинка упала на слог в 1 столбце и 3 строке. Называйте…

Ученики:

-ло

Логопед:

- Снежинка упала на слог в 4 столбце и в 3 строке

Ученики:

-па

Логопед:

- Снежинка упала на слог во 2 столбце и во 2 строке…

Ученики:

-та

Логопед:

- Какое слово получилось?

Ученики:

- Лопата.

Логопед:

- Снежинка упала на слог в 3 столбце и во 2 строке. Называйте….

Ученики:

- Слог -поч

Логопед:

- Снежинка упала на слог во 2 столбце и в 1 строке.

Ученики:

-ка

Логопед:

- Какое слово получилось?

Ученики:

- Почка.

Логопед:

- Снежинка упала на слог в 1 столбце и во 2 строке.

Ученики:

- Слог -пе.

Логопед:

- Снежинка упала на слог в 3 столбце и в 3 строке.

Ученики:

- Слог -ту.

Логопед:

- Снежинка упала на слог в 4 столбце и в 1 строке.

Ученики:

- Слогхи.

Логопед:

-Какое получилось слово?

Ученики:

- Петухи.

Логопед:

- Запишите слова в тетради, подчёркивая буквы занятия.

-Постройте схемы этих слов. Два ученика выполнят это задание на доске.

6.Физминутка.

Мы шагаем,
Мы шагаем.
Ноги выше поднимаем…
Влево – шаг,
Вправо – шаг,
Шаг – вперёд и
Шаг – назад.

7.“Город – мастеров”. Работа со словами.

<Рисунок4>

Логопед:

- Торопыжку и Пилюлькина Волшебник привёл в Город мастеров, где живут люди разных профессий. Задумался Торопыжка: “Кем же мне стать?” Гадает на ромашке.

а) “Ромашка” <Рисунок5>

Логопед:

- Вставьте пропущенные буквы в слова на лепестках ромашки, и вы узнаете, какие профессии выбирал для себя Торопыжка.

Слова на ромашке: лё…чик, …очтальон, …родавец, док…ор, учи…ель, музыкан…, с…роитель.

Логопед:

- Запишите получившиеся слова в тетрадь, подчёркивая вставленные буквы занятия.

б) “Кому - что?”

Логопед:

-Каждой профессии соответствуют свои орудия труда.

-Каждый мастер работает своим особым орудием.

-Давайте каждому мастеру дадим его орудие труда.

Логопед делит учеников на две группы и объясняет задание:

- Ученики одной группы будут называть орудия труда поочерёдно, ученики другой группы назовут тех, кому они принадлежат.

весы - продавцу

скрипка - музыканту

мастерок - строителю

письмо - почтальону

шприц - доктору

книги - учителю

самолёт - лётчику

III Итог занятия.

Логопед:

- А кем хотите стать вы?

Ответы учеников:…

Логопед:

- Что нужно для того, чтобы стать настоящим мастером?

Ученики:

- Хорошо учиться, много знать…

Логопед:

- А чтобы хорошо учиться, нужно правильно писать все буквы.

- Что вам на занятии особенно понравилось? Что особенно запомнилось?

Ответы учеников: …