Конспект открытого занятия-семинара "Организация работы с детьми с СДВГ"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: оказать психологическую помощь учащимся с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Задачи:

  • снятие мышечного напряжения;
  • развитие внимания, произвольности и наблюдательности;
  • формирование навыков уверенного поведения.

1. Ритуал приветствия. Упражнение «Добрый день»

Я скажу слова: «Добрый день...» и назову кого-то из вас. Те, кого я назову, кивнут головой в знак приветствия всем участникам занятия и гостям. Попробуем? Добрый день всем девочкам!... Добрый день всем мальчикам!... Добрый день всем тем, кто сегодня чистил зубы!... Добрый день тем, кто сегодня проснулся с хорошим настроением!...Добрый день всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном!... Добрый день всем, кто любит конфеты!... Добрый день всем, кто хочет знать, во что мы будем играть сегодня... Молодцы!»

2. Разминка. Игра «Снежинка»

Помните ли вы, ребята, как зимой летят с неба снежинки? Каждая снежинка кружится сама по себе, а потом они вместе образуют сугробы. Сейчас мы с вами сыграем в игру под названием «Снежинки». Когда я говорю «снежинки», вы, как снежинки, будете кружиться по классу. А как только я скажу «сугроб!», вы должны тут же собраться в группы. После сло­ва «сугроб» я назову число. Столько снежинок должно быть в вашем су­гробе. Например, если я скажу «сугроб, три», значит, вы должны собраться по трое. Всем понятно? Встаньте, пожалуйста, из-за парт и подойдите ко мне».
Педагог: «Итак, вы все превращаетесь в снежинки. Снежинки, полетели! (Дети разбегаются.) Снежинки, снежинки ... сугроб; два!»

(Желательно называть цифры, не превышающие 4-5. Продолжительность игры — 3-5 минут.)

3. Основная часть. Упражнение «Один или два»

Педагог: «Наше следующее упражнение для внимательных ребят, а в нашем классе все могут быть внимательными. Упражнение называется «Один или два». Рассмотрите себя, свое тело, потрогайте лицо. Вы заметили, что у человека две руки, а лоб — один?
Я буду называть что-то, что у человека только одно, например, лоб, то встают только девочки. А если я назову что-то, что у человека не одно, а два, то встают мальчики. Всем понятно? Когда встают девочки? (Дети отвечают.) А когда встают мальчики? (Дети отвечают.) Молодцы! Слушайте меня внимательно.

Нос. (Встают девочки.)
Нога. (Встают мальчики.)
Рот. (Встают девочки.)
Глаз. (Встают мальчики.) Палец. (Дети должны догадаться, что не надо никому вставать, так как пальцев у человека не 1 и не 2. Если они догадываются, учитель хвалит за внимательность и сообразительность, если нет, то подводит к мысли, что вставать никому не надо.)
Ухо. (Встают мальчики.)
Язык. (Встают девочки.)
Плечо. (Встают мальчики.)
Колено. (Встают мальчики.)
Волос. (Никто не встает)
Голова. (Встают девочки.)
Зуб. (Никто не встает)

– Молодцы! Мне очень приятно, что в нашем классе столько внимательных ребят». Сложно или легко было выполнять это упражнение? Почему сложно? Скажите, кто после этого упражнения убедился, что он внимательный и сосредоточенный? А кому еще не хватает на уроках внимательности?

Релаксация «Место покоя»

Сядьте так, чтобы вам было удобно, и закройте глаза. Спокойно вдохните и выдохните. Ваше дыхание не затруднено. Представьте себе, что вы плывете в красивой лодке по морю, далеко от дома. Все заботы и мысли остались далеко позади, вы чувствуете себя, свободно и раскованно. Ваша лодка легко скользит по волнам, и вы чувствуете себя хорошо, свободно и расслабленно. Вы смотрите на маленькие волны, на то, как они вздымаются и опускаются – вверх, вниз, вверх, вниз. Вы чувствуете приятное тепло солнечных лучей. Вы спокойны и расслаблены. Вы чувствуете свое дыхание: вдох, выдох. Теплый, мягкий покой обволакивает ваше тело. Вы становитесь все спокойнее, расслабленнее, свободнее... Ваш взгляд медленно скользит по горизонту, и вдалеке вы замечаете маленький остров. Вас тянет туда. Там вы ищете место покоя, расслабления, довольства и безопасности. Ваша лодка легко скользит по направлению к острову. Море спокойно, и волны мягко и медленно несут лодку к вашему острову, месту вашей безопасности. Приблизившись к острову, вы можете различить заросли, пальмы и мелкий песок. Вы сходите на берег. Вы чувствуете под ногами мелкий песок, приятно теплый и мягкий. Вы ложитесь и наслаждаетесь покоем, теплом и расслаблением. Вы вдыхаете запах цветов... На губах ощущаете морскую соль... Вы смотрите на облака, они медленно проплывают мимо, и вы чувствуете тепло солнца. Здесь ваше убежище. Насладитесь чувством покоя, расслабления, безопасности. Здесь вы чувствуете себя уверенно, спокойно, расслабленно. Это место - ваше убежище, куда вы всегда можете вернуться, когда захотите, когда вы почувствуете желание отдохнуть. Это место дает вам силу и уверенность, безопасность. Теперь не спеша попрощайтесь с этим местом. Пришло время возвращаться в реальность. Медленно откройте глаза.
– Поделитесь своими чувствами и ощущениями? Что вы видели, что представляли?

Игра «Разыскивается...»

«Представьте, что в нашем классе есть волшебное радио, которое передает сообщения о потерявшихся ребятах. Но вот, что интересно: все эти ребята находятся в нашем классе! Вам надо только внимательно посмотреть вокруг и найти того, о ком передают сообщение. Итак, внимание- внимание! Разыскивается мальчик. У него темные волосы, серые глаза, синий свитер, на столе перед ним лежит красный пенал и белая линейка... Кто же это? Кто догадался, поднимите руку и ждите, пока я вас спрошу». Если дети не могут угадать, психолог дает все более конкретное описание: с какой буквы начинается его имя, за какой партой он сидит и т. д. Обязательно использовать «приметы-комплименты»: «У этой девочки веселая улыбка. У этого мальчика очень сосредоточенный вид и т. д.».

4. Рефлексия занятия

– С чем вы уходите, с каким настроением?
– Что понравилось больше всего?
– Пожелания участникам нашего сегодняшнего занятия.

Используемая литература:

  • Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2001. – 352 с.
  • Пилипко Н.В., Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Здравствуй школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю./ Под ред.Пилипко Н.В. – М.: УЦ «Перспектива», 202. – 64 с.

Анализ занятия

Цель: оказать психологическую помощь учащимся С синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Задачи:

  • снятие мышечного напряжения;
  • развитие внимания, произвольности и наблюдательности;
  • формирование навыков уверенного поведения.

Данное занятие проводилось с учащимися 2 класса.
Занятие началось с ритуала приветствия – упражнения «Добрый день». Оно позволило сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия.
Разминка проходила через упражнение «Снежинка», которое воздействовало на эмоциональное состояние детей, настраивало на занятие.
Основное содержание занятия включало в себя упражнение «Один или два» на развитие внимания и релаксационную технику «Место покоя». Последнее упражнение снимало мышечное напряжение, усталость и положительно влияло на эмоциональное состояние детей.
Рефлексия занятия предполагало оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось, не понравилось, почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).
Я считаю, что проведенное занятие достигло поставленные мною цели и задачи.