Образовательная программа по информатике

Разделы: Информатика


Основные цели курса:

  • Формирование представлений о сущности информации и информационных процессов;
  • Знакомство учащихся с современными информационными технологиями;
  • Развитие алгоритмического мышления учащихся.

8 класс

№ п/п Теория Компьютерный практикум. Кол-во часов Календарные сроки проведения Планируемые результаты.  
Знания, умения Виды деятельности Контроль

I четверть

Информация и информационные процессы.   7        
1 Информация в природе и обществе.   1   Знать об информации в живой и неживой природе, о различных видах и свойствах информации, с которой соприкасается человек; уметь определять виды и свойства информации. Беседа. Работа с таблицей, с плакатом “Основные свойства информации”..  
2 Информационные процессы в технике.   1   Знать определение науки информатики, компьютера, информационного процесса, информационных и коммуникационных технологий; уметь приводить примеры использования информационных и коммуникационных технологий. Устный работа по вопросам, лекция, работа с плакатом “Виды информационных процессов”, “Информационные технологии”.  
3 Кодирование информации с помощью знаковых систем.   1   Знать различные типы знаков, понятие знаковой системы, различные алфавиты, языки и знаковые системы, определение длины кода, перекодирование; уметь перекодировать с русского письменного языка на русский устный. Устная работа по вопросам, работа по группам.  
4 Количество информации.   1   Знать единицы измерения информации, соотношения между ними; уметь определять объем в различных единицах измерения количества информации. Устная работа по вопросам, работа с таблицей “Единицы измерения количества информации”.  
5 Практическая работа. Вычисление количества информации с помощью калькулятора. П/р №1 “Вычисление количества информации с помощью калькулятора”. 1   Овладеть навыками сложных вычислений, в том числе вычисления степени числа 2 с натуральным показателем, для перевода единиц количества информации. Разбор д/з, работа с программой электронный калькулятор NumLock Calculator. Практическая работа.
6 Определение количества информации.   1   Знать формулу для определения количества информационных сообщений, количества информации в сообщении; уметь решать задачи на определение количества информационных сообщений и количества информации, которое несет полученное сообщение. Устная работа по вопросам, решение задач.  
7 Контрольная работа №1 по теме: “Информация и информационные процессы”.   1   Знать пройденный материал; уметь применять знания по пройденной теме.   Контрольная работа.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации. 12        
8 Программная обработка данных на компьютере.   1   Знать понятия данных, программы, процесса программной обработки данных; уметь составлять функциональную схему компьютера и объяснять принцип взаимодействия частей ПК. Работа с таблицей, 2.1., рисунком 2.1.  
9 Устройство компьютера. Процессор и системная плата.   1   Знать основные характеристики процессов, что такое системная плата, ее основные элементы; уметь определять тактовую частоту процессора. Разбор д/з, выполнение заданий в рабочей тетради, работа с настенной таблицей “Устройства”, с программой “Мир информатики 3-4”, с макетами устройств компьютера.  

II четверть

10 Устройства ввода /вывода информации.   1   Знать виды и характеристики основных периферийных устройств, названия и функции основных клавиш клавиатуры; уметь разделять периферийные устройства на устройства ввода и устройства вывода. Устная работа по вопросам, выступления учащихся, работа с плакатом “Архитектура ПК: Устройства ввода-вывода”, работа с программой - тренажер Baby Type. Практическая работа.
11 Клавиатурный тренажер. Разрешающая способность экрана и монитора. П/р №2 “Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера”.

П/р №5 “Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши”.

1   Уметь вводить с помощью десятипальцевого метода все буквы русского алфавита и цифры., уметь определять разрешающую способность экрана, мыши. Работа с ПК. Практическая работа.
12 Оперативная и долговременная память.   1   Знать, что такое накопитель, принцип работы накопителей, различные виды носителей информации, правила их использования; уметь различать носители информации, определять объем оперативной памяти данного компьютера. Устная работа, лекция, работа с плакатом “Долговременная память”, “Оперативная память”.  
13 Файлы и файловая система.   1   Знать понятия файла и папки, назначение их параметры; основные действия с файлами и папками; форматирования диска, дорожка, сектор, логическое имя диска; уметь просматривать информацию о параметрах папки и файла; выполнять разными способами стандартные действия с папками и файлами; рассчитывать объем гибкого и жесткого диска. Разбор д/з, работа с программой - файловый менеджер Total Commander. Практическая работа.
14 П/р №3 “Работа с файлами с использованием файлового менеджера”.

П/р №4 “Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты”.

П/р №3 “Работа с файлами с использованием файлового менеджера”.

П/р №4 “Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты”.

1   Уметь работать с носителями информации на примере гибкого магнитного диска, уметь выполнять операции над файлами и папками, а также проводить их архивацию. Работа с файловым менеджером, дискетой. Практическая работа.
15 Операционная система.   1   Знать, что такое системное программное обеспечение, операционная система, драйверы устройств, дистрибутив, этапы загрузки операционной системы; уметь перезагружать компьютер. Работа с терминами, выполнение практических заданий на компьютере, работа с рисунком 2.29.  
16 Прикладное программное обеспечение.   1   Знать понятие прикладных программ, определение приложения, название основных приложений и приложений специального назначения; уметь объяснять назначение основных прикладных программ. Проверочная работа, работа на ПК.  

III четверть

17 Графический интерфейс операционных систем и приложений. П/р №6 “Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы”. 1   Знать определение интерфейса, управляющие элементы интерфейса, структуру окна, назначение контекстного меню; уметь работать с программой обработки изображений. Работа с терминами, практическая работа. Практическая работа.
18 Компьютерные вирусы и антивирусные программы. П/р №7 “Защита от вирусов: обнаружение и лечение”. 1   Знать компьютерные антивирусные программы; уметь проводить антивирусную профилактику. Разбор д/з, работа с программой Dr. Web. Практическая работа.
19 Контрольная работа №2 по теме: “Компьютер как универсальное устройство обработки информации”.   1   Знать пройденный материал; уметь применять знания по пройденной теме. Практическое задание. Контрольная работа.
Кодирование и обработка текстовой информации. 9        
20 Кодирование текстовой информации. П/р №8 “Кодирование текстовой информации”. 1   Научиться определять числовые коды символов, вводить символы с помощью числовых кодов и осуществлять перекодировку русскоязычного текста в текстовом редакторе. Работа с таблицами 3.1, 3.2, с программой - простейший текстовый редактор Блокнот, входящий в состав операционной системы. Практическая работа.
21 Создание документов в текстовых редакторах. П/р №9 “Создание визитных карточек на основе шаблона”.

П/р №10 “Установка параметров страницы документа, вставка колонтитулов и номеров страниц”.

1   Научиться создавать документы с использованием шаблонов; устанавливать параметры страницы, вставлять колонтитулы и номера страниц. Разбор д/з, выполнение практических заданий на компьютере, с программой – текстовый редактор Microsoft Word. Практическая работа.
22 Ввод и редактирование документа. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа. П/р №11 “Вставка в документ формул”. 1   Знать понятие форматирования и его уровней; основные действия по редактированию документа и его объектов; уметь в текстовом редакторе редактировать тексты. Разбор д/з, выполнение практических заданий на компьютере, с программой – текстовый редактор Microsoft Word. Практическая работа.
23 Форматирование документа. П/р №12 “Форматирование символов и абзацев”.

П/р №13 “Создание и форматирование списков”.

П/р №14 “Вставка оглавления в документ, содержащий заголовки”.

1   Знать понятие форматирования и его уровней; основные действия по форматированию документа и его объектов; уметь в текстовом редакторе форматировать тексты. Разбор д/з, выполнение практических заданий на компьютере, с программой – текстовый редактор Microsoft Word. Практическая работа.
24 Таблицы. П/р №15 “Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными”. 1   Научиться вставлять в документ таблицы, настраивать их внешний вид и вставлять данные (текст, изображения, числа и формулы) Разбор д/з, выполнение практических заданий на компьютере, с программой – текстовый редактор Microsoft Word. Практическая работа.
25 Гипертекст. Создание закладок и ссылок. П/р №16 “Создание гипертекстового документа”. 1   Научиться создавать гипертекстовые документы. Разбор д/з, работа с программой – текстовый редактор Microsoft Word. Практическая работа.
26 Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. П/р №17 “Перевод текста с помощью компьютерного словаря”. 1   Научиться использовать компьютерные словари для переводов текстов. Разбор д/з,, работа с программой – англо-русский словарь SV-Translator. Практическая работа.

IV четверть

27 Оптическое распознавание отсканированного текста. П/р №18 “Сканирование и распознавание “бумажного” текстового документа”. 1   Научиться сканировать бумажные тексты и преобразовывать их в компьютерные текстовые документы с помощью систем оптического распознавания. Работа с ситемой оптического распознавания документов FineReader. Практическая работа.
28 Контрольная работа №3 по теме: “Кодирование и обработка текстовой информации”.   1   Знать пройденный материал; уметь применять знания по пройденной теме. Практические задания, тестирование. Контрольная работа.
Кодирование и обработка числовой информации. 7        
29 Системы счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления. П/р №19 “Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора”. 1   Знать способы представления числовой информации в памяти компьютера; алгоритм перевода чисел из десятичной системы счисления в любую другую; уметь переводить числа из десятичной системы счисления в любую другую. Работа с программой электронный калькулятор NumLock Calculator, выполнение заданий. Практическая работа.
30 Арифметические операции в позиционных системах счисления. П/р №20 “Арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью калькулятора”. 1   Знать причины использования двоичной системы счисления в вычислительной технике; алгоритм выполнения арифметических действий в двоичной системе счисления; уметь производить арифметические действия в двоичной системе счисления; переводить числа из одной системы счисления в другую. Разбор д/з, работа с программой электронный калькулятор Wise Calculator, работа с таблицами , выполнение заданий. Практическая работа.
31 Основные параметры электронных таблиц.. Основные типы и форматы данных.   1   Знать назначение и основные возможности электронной таблицы; элементы электронной таблицы (ячейка, блок и их идентификация); основные функции, используемые при записи формул в ЭТ; уметь открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров; выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ (копирование, удаление, вставка, сортировка). Разбор д/з, выполнение заданий в рабочей тетради, работа с таблицами.  
32 Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. П/р №21 “Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах”. 1   Знать основные функции, используемые при записи формул в ЭТ; уметь вводить и редактировать информацию в ячейках электронных таблиц, осуществлять расчеты по готовой ЭТ. Разбор д/з, работа с программой Microsoft Excel, выполнение практических заданий на компьютере. Практическая работа.
33 Встроенные функции. П/р №22 “Создание таблиц значений функций в электронных таблицах”. 1   Знать алгоритм суммирования значений диапазона ячеек, функции для нахождения степени и квадратного корня; уметь заполнять таблицы значениями функции. Разбор д/з, работа с программой Microsoft Excel, выполнение заданий. Практическая работа.
34 Основные параметры диаграмм. Построение диаграмм с использованием мастера диаграмм. П/р №23 “Построение диаграмм различных типов”. 1   Знать различные типы диаграмм, способы задания исходных данных, понятия области диаграммы, области построения диаграммы, легенды; уметь выбирать типы диаграмм, задавать основные параметры, строить простейшие диаграммы.
35 Контрольная работа №4 по теме: “Электронные таблицы”.   1   Повторить основные вопросы по теме; проконтролировать знания учащихся. Тестирование, практическое задание. Контрольная работа.

9 класс

№ п/п Теория. Компьютерный практикум. Кол-во часов Календарные сроки проведения Планируемые результаты Контроль
Знания, умения. Виды деятельности
I четверть
Повторение. 2        
1-2 Техника безопасности при работе за компьютером. Кол-во информации как мера уменьшения неопределенности. Определение количества информации.   2   Знать формы представления информации в ПК; принципы записи чисел в позиционной системе счисления, принципы кодирования; уметь осуществлять расчет количества информации. Инструктаж по ТБ. Кодекс законов об охране труда, СанПиН, работа с тестами.  
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации. 13        
3-4 Кодирование графической информации. Растровая и векторная графика. П/р №1 “Кодирование графической информации”. 2   Знать формы представления графической информации; характеристики растрового изображения; в чем состоит различие между растровыми изображениями и векторными рисунками; характеристики звуковой информации и форматы звуковых файлов; способы получения и редактирования цифровых фотографий; этапы создания цифрового видео-фильма. Уметь редактировать звуковые записи и сохранять звуковые файлы в различных форматах. Работа с программой OpenOffice Draw, с презентацией “Кодирование графической информации”, с раздаточным материалом; выполнение заданий. Практическая работа
5 Знакомство с растровым графическим редактором.   1   Разбор д/з, работа с рисунками.  
6   П/р №2 “Редактирование изображений в растровом графическом редакторе”. 1   Разбор д/з, выполнение заданий, работа с растровым графическим редактором GIMP. Практическая работа.
7 Знакомство с векторным графическим редактором.   1   Разбор д/з, выполнение заданий, работа с программой OpenOffice Draw.  
8   П/р №3 “Создание рисунков в векторном графическом редакторе”. 1   Практическая работа.
9 Растровая и векторная анимация.   1   Разбор д/з, выполнение заданий.  
10   П/ р №4 “Создание Cif- и flash-анимации. 1   Разбор д/з, выполнение заданий., работа с растровым графическим редактором GIMP и редактором Flash- анимации Macromedia Flash. Практическая работа.
11 Кодирование звуковой информации.   1   Разбор д/з, выполнение заданий., работа с звуковым редактором Audacity.  
12   П/р №5 “Кодирование и обработка звуковой информации”. 1   Практическая работа.
13 Цифровое фото и видео.   1   Разбор д/з, выполнение заданий.  
14   П/ р №6 “Захват и редактирование цифрового фото и видео”. 1   Практическая работа.
15 Зачетное занятие по теме: “Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации”.   1     Защита творческих групповых проектов.
Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного визуального программирования. 16        
16 Понятие алгоритма.   1   Знать понятие алгоритма, свойства алгоритмов, примеры алгоритмов. Работа с таблицей, планшетом.  
17 Исполнители алгоритмов.   1   Знать понятие исполнитель алгоритма, система команд исполнителя, программа. Уметь представлять алгоритм в виде блок-схемы. Разбор д/з, выполнение заданий, работа с графическими исполнителями “Кенгуренок”, “Черепашка” .  
18 Объектно-ориентированное программирование.   1   Знать классификацию и названия языков программирования; элементы интерфейса среды VB. Выполнение заданий, работа с системой объектно-ориентированного программирования Visual Basic.  

II четверть

19 Основные понятия Visual Basic.   1   Знать основные понятия: проект, форма, объекты, свойства и методы, графический интерфейс, событийная процедура; этапы разработки проектов. Уметь создавать и настраивать управляющие элементы графического интерфейса проекта, создавать событийные процедуры по образцу. Разбор д/з, работа с системой объектно-ориентированного программирования VB.  
20   П/ р №7 “Проект “Форма и размещение на ней управляющих элементов””. 1   Разбор д/з, работа с системой объектно-ориентированного программирования VB. Практическая работа.
21 Переменные в Visual Basic.   1   Знать понятие переменной, основные типы переменных, объявление переменных в VB. Разбор д/з, работа с системой объектно-ориентированного программирования VB.  
22 Реализация основных алгоритмических структур на Visual Basic.   1   Знать основные алгоритмические структуры; ключевые слова и операторы для записи на языке VB. Уметь составлять блок-схемы основных алгоритмических структур. Разбор д/з, работа с системой объектно-ориентированного программирования VB.  
23   П/ р № 8. Проект “Переменные. Линейный алгоритм”. 1   Знать порядок выполнения арифметических операций. Уметь описывать переменные, присваивать им значения и выводить на экран. Разбор д/з, работа с системой объектно-ориентированного программирования VB. Практическая работа.
24 Функции в языке программирования Visual Basic.   1   Знать структуру функции и типы функций, используемых в VB; синтаксис функций ввода-вывода данных. Уметь организовать диалоговые окна сообщений. Разбор д/з, работа с системой объектно-ориентированного программирования VB.  
25   П/р №9. Проект “Ветвление. Проверка знаний”. 1   Уметь составлять блок-схемы основных алгоритмических структур и описывать их на языке VB. Разбор д/з, работа с системой объектно-ориентированного программирования VB. Практическая работа.
26   П/ р №10. Проект “Выбор. Выставление оценки”. 1   Разбор д/з, работа с системой объектно-ориентированного программирования VB.
27   П/ р №11. Проект “Цикл. Коды символов”. 1   Разбор д/з, работа с системой объектно-ориентированного программирования VB.
28 Графические возможности Visual Basic.   1   Знать правила описания основных геометрических объектов, графические методы для рисования графических фигур. Уметь рисовать простые геометрические фигуры. Разбор д/з, работа с системой объектно-ориентированного программирования VB.  
29-30   П/р №12. Проект “Графический редактор”. 2   Разбор д/з, работа с системой объектно-ориентированного программирования VB. Практическая работа.
31 Зачетное занятие по теме: Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного визуального программирования.   1   Знать основные понятия VB (объект, свойства, методы) и связь между ними. Уметь определять результат программы по ее описанию. Работа с тестовыми заданиями. Тест.
Моделирование и формализация. 9        
32 Моделирование. Виды моделей.   1   Знать понятия моделирование, формализация, визуализация; основные этапы моделирования. Уметь создавать простейшие модели объектов и процессов в виде электронных таблиц, проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей. Работа с презентацией “Моделирование”, с раздаточным материалом, выполнение заданий, работа с рисунками, со схемами, плакатами.  

III четверть

33 Этапы моделирования.   1  
34-38 Компьютерное моделирование в среде табличного процессора Excel.   5   Работа с раздаточным материалом.  
39 Информационные модели управления объектами.   1   Знать принцип процесса управления, виды систем управления и различия между ними.  
40 Зачетное занятие по теме: Моделирование и формализация.   1   Иметь навыки организации собственной информационной деятельности и планирования ее результатов.   Презентация-защита проектных моделей.
Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных. 6        
41 Базы данных. Виды моделей данных.   1   Знать основные понятия и назначение БД и СУБД; структурные элементы базы данных; функциональные возможности СУБД; типы данных, используемых в БД. Уметь представлять базу данных в виде таблицы; определять первичный ключ БД; определять тип и ширину каждого поля. Выполнение заданий, работа с программой Microsoft Access. Работа с презентацией “Базы данных”, с раздаточным материалом.  
42 Системы управления базами данных. Проектирование БД (ввод и редактирование записей).   1   Уметь работать с готовыми базами данных; создавать простейшую БД и редактировать структуру однотабличной базы данных; вводить и редактировать данные; сортировать и осуществлять поиск данных по ключу сортировки; формировать простые запросы без использования логических операций; обрабатывать различного вида информацию с помощью Access. Разбор д/з, работа с электронной таблицей.  
43   П/ р №13 “Создание простой базы данных”. 1   Разбор д/з, работа с электронной таблицей. Практическая работа.
44   П/р №14 “Сортировка информации в базе данных”. 1   Разбор д/з, работа с электронной таблицей.
45   П/ р №15 “Поиск информации в базе данных”. 1   Разбор д/з, работа с электронной таблицей.
46 Зачетное занятие по теме: “Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных”.   1   Выполнение заданий, работа с программой Microsoft Access. Тест.
Коммуникационные технологии. 15        
47 Передача информации.   1   Знать принцип процесса передачи информации, характеристики канала связи. Работа со схемой, с таблицей пропускной способности.  
48 Виды сетей. Локальные сети.   1   Знать основные виды компьютерных сетей, их топологию; понятие протокола, основные виды протоколов. Уметь организовывать поиск и оценивать информацию, получаемую из Интернета. Выполнение заданий, работа с рисунками, с презентацией “Виды сетей”.  
49   П/ р №16 “Представление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети”. 1   Знать назначение электронной почты; понятия: почтовый сервер и клиент, протокол службы, учетная запись, сообщение, папки электронной почты, загрузка и отправка сообщений, электронный почтовый ящик; понятие и структуру адреса электронной почты. Выполнение заданий, работа с ПК, с презентацией “Интернет”, “Составление запросов”. Практическая работа.
50 Интернет.   1    
51   П/ р №17 “Настройка подключения к Интернету”.

П/р №18 “География Интернета”.

1   Работа с программой трассировки передачи данных в Интернете NeoTrace Pro. Практическая работа.
52 Информационные ресурсы и сервисы Интернета.   1      

IV четверть

 
53   П/р №19 “Путешествие по Всемирной паутине”.

П/р 20 “Работа с электронной web-почтой.

1   Разбор д/з, выполнение заданий. Практическая работа.
54 Поиск информации в компьютерных сетях.   1      
55   П/р №21 “Поиск информации в Интернете”. 1   Разбор д/з, выполнение заданий., работа с менеджером загрузки файлов FlashGet. Практическая работа.
56   П/р №22 “Загрузка файлов с серверов файловых архивов”. 1   Разбор д/з, выполнение заданий. Практическая работа.
57 Языки разметки гипертекста HTML.   1   Знать преимущество web-страниц перед обычными текстовыми документами, какие теги должны обязательно присутствовать в HTML-документе.    
58-60   П/ р №23 “Разработка простого web-сайта. 3   Знать основные теги для форматирования текста, для вставки изображений; для создания гиперссылки. Уметь создавать web-страницы с помощью редактора Блокнот; создавать web-сайты с помощью web-редактора. Разбор д/з, выполнение заданий, работа с программой FrontPage. Практическая работа.
61 Защита сайтов.   1     Презентация-защита тематических сайтов.
Информационная деятельность человека. Информационная безопасность. 5        
62-63 Основные этапы развития средств информационных технологий. Информационная культура.   2   Знать понятия: информационное общество, информационные ресурсы, информационная культура; этапы развития информационных технологий. Выполнение задания, беседа.  
64 Правовая охрана информационных ресурсов.   1   Иметь понятие о информационной этике и праве; информационной безопасности; о правонарушениях в информационной сфере и мерах их предотвращения. Уметь работать с документально-правовыми информационными системами в сети Интернет. Разбор д/з, выполнение задания.  
65-66 Информационная безопасность.   2   Знать категории вирусов, пути и механизмы распространения и действия вирусных программ; формы проявления вирусов; профилактические меры; разновидности антивирусных программ, принципы их действия. Уметь избирательно относиться к полученной информации. Разбор д/з, презентация.  
67 Итоговый тест по курсу.   1   Знать пройденный материал; уметь применять знания по пройденной теме. Итоговое тестирование. Тест
68-70 Повторение, резерв времени.   3