Тренинг на тему "Как развернуть ежа?"

Разделы: Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Цели:

  1. осознать свою позицию в общении с подростками с девиантным поведением;
  2. отмечать психологические особенности отклоняющегося поведения подростков, понимать, принимать их и учитывать эти особенности при взаимодействии.
  3. научиться оказывать поддержку подросткам с девиантным поведением.

Оборудование: мяч-ежик, песочные часы, листы бумаги, ватман, маркеры (доска), скотч, ножницы, слова, памятки.

Этапы:

СОЗДАНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ.

1. Вступительное слово ведущего

Отклоняющееся поведение, трудный ребенок, девиация – эти слова становятся, к сожалению, все более и более употребительными в последнее время. Сегодня нам предстоит разобраться в том, что из себя представляет отклоняющее поведение.

2. Правила: активность, искренность, атмосфера безопасности.

3. Работа с целью: определить, насколько я умею устанавливать контакт с трудным подростком (относительного общего контингента воспитанников) (пауза). Построиться в шеренгу (показать границы) от «не умею устанавливать контакт», «не все получается», «пока не могу» до «я могу установить контакт с любым подростком».

4. Знакомство, ожидания. Подвести итог: мы будем заниматься тем-то, возможно вы найдете ответы на вопросы.

ЭТАП ОРИЕНТАЦИИ.

1. Упражнение.

Передавая мяч по кругу, нужно продолжить фразу: «Для меня девиантное поведение – это …»

Девиантное поведение – это… (словами участников) особые подростки со сложным характером, неадекватным поведением, те, которых мы называем трудными, с отклоняющимся поведением.

2. В подгруппах. Вспомнить подростка, которого вы не поняли. Написать трудности взаимодействия с ним. Что мешало установить контакт с ним. В четверках: составить портрет подростка (самого-самого), с которым трудно найти контакт. Модерация.

Итог: существует определенная категория подростков, контакт с которыми вызывает определенные трудности.

ЭТАП ИЗМЕНЕНИЙ.

1. Разминка «Разведчики».

Инструкция: ваша задача: образовать пары. Для этого вам нужно связаться с кем-нибудь глазами – глаза в глаза, и тогда связавшиеся будут друг для друга разведчиками. Разведчики все делают быстро, точно, скрытно. Поэтому связываться нужно без слов, кивков и каких-либо жестов (руки за спиной). Сигнал: «Разведчики».

2. Упражнение (в парах) «Испуганный еж». Один участник изображает испуганного ежа, свернувшегося в клубок. Задача другого: развернуть его, найти подход, создать условия, при которых еж сам захочет развернуться. Запрещается: сила, щекотка, уговаривание.

Инструкция: Кто из вас видел ежа? В случае опасности он сворачивается в клубок. Сейчас один из вас будет ежом, который сильно испугался лисы. Еж сворачивается калачиком. Представьте, что вас обнюхала лиса, вам стало совсем страшно. Вы свернулись в крепкий клубок, чтобы защитить свой нос и живот.

Обсуждение: что вы чувствовали, когда были ежиками? Какая роль понравилась больше? Как пытались установить контакт, вызвать доверие? что помогло, что было трудным?

3. Информационный блок: Трудный подросток напоминает раненого ежа. Активно пытаясь помочь ему, вы натыкаетесь на колючки. В ответ на любовь, предложение помощи, содействие вы можете встретить закрытость, сопротивление, отторжение, злобу. Чтобы пройти этот путь, следует запастись терпением и верой в успех. Осуждения и запреты в такой ситуации только ожесточают подростка. Нужно помнить главное: дети нуждаются в помощи и поддержке, им остро не хватает понимания, тепла, заботы, их мучает собственная неопределенность, одиночество.

Вывод: существуют некие принципы и шаги в работе с трудными подростками.

Шаги к установлению отношений с подростками.

4. Упражнение «Какая рука у соседа?»

Инструкция: в кругу закрыли глаза и не открывать до конца упражнения. Ведущий соединяет пары

  • не открывая глаз, найдите руки соседа, положите: правая рука сверху, левая снизу.
  • В течение 1 мин в полной тишине почувствуйте, какая рука? (теплая, мягкая, холодная, влажная, т.е. сосредоточьтесь на физических ощущениях). Запомните это ощущение.
  • В течение 1 мин прислушайтесь к своим ощущениям. Какие чувства вызывает у вас прикосновения? Запомните это ощущение.
  • Открыв глаза, обменяйтесь своими чувствами и мыслями.
  • Обсуждение. На каких ощущениях были больше сосредоточены: руках соседа или своих? Хотелось ли открыть глаза?

1шаг. Осознать свои чувства по отношению к подростку: гнев, жалость, раздражение, обиду, сочувствие и др.

Если вами владеют гнев, растерянность или другие негативные чувства, то следует прежде всего успокоиться, привести себя в равновесие. Для этого у каждого есть набор приемов (П: подросток порезал стенд, который вы долго оформляли)

Спросите себя, чего вы хотите достичь – наказать, отреагировать свой гнев или создать условия для изменения поведения подростка.

Следует также ответить на вопрос: Каково мое отношение к подростку? Причем следует оценить отношение к ребенку, а не к совершенному им поступку.

НАДПИСЬ: ПОНЯТЬ (Приложение).

5. 2 шаг. Принятие асоциальной картины мира подростка.

Часто путают доверительное общение с постоянными словесными воздействиями (позиция «над», на языке подростка «грузить») У вас может быть отличное от него восприятие мира, отношение к закона и правам, но вы должны принять его мир, если хотите взаимопонимания. (П: я законопослушный гражданин, осуждаю воровство, но я могу понять женщину, которая украла хлеб, чтобы накормить троих своих детей; «От сумы да от тюрьмы не зарекайся»)

Упражнение «Личное пространство».

Инструкция: Начните ходить по комнате в поисках такого места, которое вам нравиться. Не спешите, постарайтесь выбрать себе приятное местечко не очень близко к другим людям (время). Ваше пространство там, где ты сейчас стоишь. Никто другой не может находится на этом месте. Почувствуйте пол под ногами. Теперь вытяните руку и нарисуйте воображаемый круг, охватывающий ваше пространство. Сделайте его таким большим, каким захотите. При этом обратите внимание на то, чтобы вы могли дотянуться рукой до любой его части. Вся территория, до которой вы можете свободно дотянуться, принадлежит вам… Быть может вам захочется обнести свое место небольшой стеной. Что еще можно сделать со своим личным местом? Давайте немного помолчим, чтобы каждый в тишине мог приглядеться к своему месту. Кому нравиться свое пространство?

Сейчас я громко скажу: «Поменяйтесь местами..» и каждый из вас должен будет выйти из своего места и перейти на место другого. Итак, поменяйтесь местами. Все заняли новые места? Нравиться ли оно вам так, как прежнее? А теперь вернитесь в свое пространство. Как чувствуете себя здесь? А теперь аккуратно упакуйте свое пространство и положите рядом с собой.

Обсуждение: Как себя ощущали в своем пространстве? Что было трудным? Что чувствовали, когда были в чужом месте и когда вернулись в свое?

НАДПИСЬ: ПРИНЯТЬ (Приложение).

6. 3 шаг. Предложение помощи (поддержки).

Теоретический блок «Ошибки»:

  • Ложное убеждение «я должна найти подход к каждому», (вопрос о границах). Возникает манипуляция со стороны подростка (П: начало тренинга).
  • Не путать жалость или ложную поддержку (взваливание на себя ответственности, «Лучше научить ловить рыбу»). Разъяснить вид помощи: я могу помочь научить владеть собой, находить выход из трудных ситуаций, сопереживать тебе, быть с тобою рядом. (П: «дайте денег»)
  • Бросаемся помогать, вмешиваемся. Невозможно достичь результата, если активна только одна сторона. Необходимо прилагать усилия по изменению вместе.

Упражнение «Все равно ты молодец, потому что …» (тренировка навыка оказания поддержки).

Инструкция: Представьте себе конкретного подростка, который не пользуется популярностью, вам несимпатичен и т.п. Первый участник от лица этого подростка продолжает фразу со слов: «Меня не любят за то…», бросает мяч любому. Он, выслушав, должен отреагировать, начиная словами: «Все равно ты молодец, потому что…». Если он затрудняется, отвечают соседи справа или слева, затем начинают сначала. Приветствуется желание добавить.

Обсуждение: Каково было в роли подростка, трудности? Что из роли помогло понять? Выход из роли.

НАДПИСЬ: ПОМОЧЬ (Приложение).

7. Информационный блок «Психологическая поддержка».

«Принять, понять, помочь» - девиз педагогов, работающих в Центре социально-трудовой адаптации и профориентации. Основной целью деятельностью Центра является оказание психолого-педагогической поддержки, социальной помощи подросткам с девиантным поведением.

Поддержка бывает разная. Бывает и материальная (что очень приятно), словесная (слово утешит), эмоциональная (порадоваться и поплакать вместе). А бывает и такая, где никакие слова и дела не нужны: «просто побыть рядом». Чаще всего нам не хватает именно такой поддержки: где не надо ничего объяснять, не надо оправдываться. А тем более подросткам, которым очень трудно выразить свои чувства словами, которые боятся оценки, боятся, что их не поймут. «Иногда нужно просто посидеть рядом». В практике психолога очень часты случаи, когда приводят разбушевавшегося ученика: «Сделайте с ним что-нибудь, поговорите с ним!». Интересно о чем? Ему уже столько прочитали нотаций как надо, и как не надо жить. У него на все уже есть свое «особое» мнение. И вот мы садимся на уютный мягкий диванчик с этим Сережей, Петей, Славой. И молчим, сидя рядом, до конца урока. Звенит звонок, он убегает, и до конца дня на него уже не поступает никаких жалоб. «Сереж, ты все понял?». «Да, все, это я веду себя по-детски».

Детям, растущим в неблагополучной семье, часто бывает негде уединиться, побыть со своими мыслями наедине. Стесненные жилищные условия, нелюбящие, вечно ругающие родители, двор, компания, где нужно постоянно доказывать свою значимость. Живя такой напряженной жизнью, не мудрено совершать глупые поступки. Учился у нас молодой человек, который из-за девушки собирался покончить с собой. С ним разговаривали и педагоги, девушка убеждала его не делать этого. И вот его привели ко мне в кабинет. «Леша, ты хочешь поговорить, или побыть один?». Он попросил просто посидеть рядом. Так мы сидели раза три. Не скажу, что совсем ничего не говорили. Говорили, но немного, самое ценное было принимать его молча. Это внутренне ощущение, что ты держишь хрупкую душу, не позволяет нарушить молчание. «Любви не нужны слова, она и так все понимает».

Оказывая поддержку не только трудным учащимся, но и вполне благополучным (о них мы как-то иногда забываем, - подростковый возраст вообще весь считается трудным), важно помнить несколько моментов.

  1. Первое и самое главное условие успешной работы: подросток должен ощущать себя в школе любимым, чувствовать интерес и внимание к себе учителя. Без отношений, основанных на любви и принятии, невозможно установление доверия подростка к педагогу. Подросток должен чувствовать себя принятым. Вот подошел к вам подросток в перемену. Его обижают одноклассники. Он пришел к вам за поддержкой. Мы не разобравшись, отправляем его к ребятам, которые только что издевались над ним. И он уходит, уходит совсем из школы. Он не хочет больше сюда приходить, ему неуютно здесь, его никто здесь не любит. Сегодняшняя практика показывает, что при достаточном внимании к детям, даже в самых безнадежных, пробуждаются значимые социальные потребности и роли: они пытаются понять и самоосознать себя, стать лучше и благороднее, чем их родители.
  2. Самая большая трудность – это изменение отношения к подростку. Ведь если взрослый видит в неблагополучном подростке преступника, это мгновенно передается и становится серьезным барьером для его реабилитации.
  3. Подошел к вам подросток, загляните в его мир, посмотрите, чем он живет. Что он чувствует, о чем переживает, что скрывается под маской безразличия и агрессивности? Вы часто слушаете молодежную музыку: поп, рок, уличные песни? Вслушивались в тексты? Этим летом мне пришлось познакомиться в поезде с одним молодым человеком, звали его Женя. Путь был неблизкий, у него был плеер. Я попросила послушать. При всех достоинствах молодого человека: благополучная семья, занятия спортом, рисование, музыка, стихи, я услышала песни, звучащие на кассете. Группа «Многоточие», смысл их текстов таков: мир порочен, никто не может спасти его; полное отчаяние, безысходность и куча вопросов, как дальше жить, когда не видно выхода, призыв о помощи звучали в песнях. Я спросила Женю: «Ты тоже так думаешь?». Он задал мне встречный вопрос: «А разве – это не так?» «Но ведь есть другой мир?»,- попробовала возразить я. Он с недоверием посмотрел на меня.

  4. Важно за подростком оставлять право выбора и ответственность за принятое решение. Возникает такой образ руки, протянутой человеку, попавшему в яму. Человек вправе выбрать: взяться за эту руку и принять помощь или рассчитывать на свои силы и, возможно, погибнуть. Нельзя путать жалость или ложную поддержку («Он несчастный ребенок, что вы от него хотите») с истинным развитием души и личности трудного ребенка. Мудрый педагог позволяет подростку увидеть лучшую часть своего «Я», сильные стороны, которые помогают преодолевать трудности.

ЦЕЛОСТНОЕ ДЕЙСТВИЕ.

  1. Педагог должен уметь заботиться о себе, оказывать поддержку и себе: если мне хорошо, то и другим будет хорошо. Позитивный настрой, вера в результат, собственная уверенность помогает «крепко стоять в жизни на ногах и не дает упасть другому» («прыгнув в яму, вы не сможете помочь человеку выбраться оттуда»). После работы с подростком снимать негативную энергию, не оставлять в себе.

Упражнение «Невербальная поддержка».

Инструкция: Рассчитайтесь на 1,2, образуйте два круга лицом друг к другу. Внутренний круг остается неподвижным, а внешний по команде двигается на один шаг. Оказавшись друг напротив друга, выполняют задание ведущего:

  • Положить руки на плечи, и посмотрите друг другу в глаза.
  • Улыбнитесь.
  • Закрыть глаза и поздороваться руками.
  • Повернитесь спиной, обопритесь друг на друга.
  • Выразите поддержку с помощью рук…
  • Обнять.
  • различными способами невербально поддержать друг друга (стараться не повторяться.).
  • (напротив первой пары) Закрыть глаза и попрощаться руками.

Обсуждение: чувства.

  1. Подведение итогов. Каждый по кругу высказывается, что он получил на занятии, что применит в практике; пожелания друг другу и тренеру.

Использованная литература:

  1. Тренинг жизненных целей (под ред. Трошихиной Е.Г.) – СПб, 2003.
  2. Кузнецова И. Психологическая поддержка // Школьный психолог, № 29, 2000.