Психологические особенности формирования общеучебных умений в адаптивной школе на интегративной основе

Разделы: Общепедагогические технологии


Научными обоснованиями концепции модернизации образования выступают современные педагогические и психологические подходы: личностно-ориентированный, компетентностный, рефлексивный и другие.

 Модернизация в своей основе представляет качественный переход от «знаниевой» парадигмы в образовании к «деятельностной». Процесс этот достаточно длительный, сложный и каждое образовательное учреждение выбирает свой собственный путь –  тот или иной подход в реализации необходимых изменений.

В условиях адаптивной школы применение и использование подходов должно быть особенно гибким, позволяющим максимально уменьшить различного рода «дезадаптирующие» факторы. Это вполне  возможно, если
использовать, применение различных подходов интегрировано, сочетая наиболее сильные и «практически применимые» их приемы и методы.  

Процесс модернизации образования

Парадигма (греч. образец) – совокупность научных представлений для данного этапа времени.
Подход – определенный взгляд, «угол зрения».

В основе «знаниевой» парадигмы лежит:

  • передача учащимся определенной суммы знаний умений и навыков;
  • ученик – «обьект» обучения, представляющий собой нечто усредненное, обладающее среднестатистическим набором личностных и психологических характеристик.

«Деятельностная» парадигма предполагает:

  • развитие компетенций;
  • результатом педагогической деятельности  должен быть определенный «педагогический» продукт:

– модель выпускника начальной школы;
– модель выпускника основной школы;
– модель выпускника общей средней школы.

Ученик является «субьектом» педагогической деятельности, обладая своим собственным набором личностных и психологических характеристик, уровнем развития способностей, мотивацией  и направленностью.

РЕЗЮМЕ: каждый из данных подходов обладает определенными достоинствами и недостатками, в условиях адаптивной школы возникает необходимость использования их наиболее эффективных приемов и методов на интегративной основе.
В практике широко известно  применение интеграции при обновлении содержания образовательного процесса: межпредметная и внутрипредметная интеграция. В данном случае предлагается  интегрированное использование приемов и методов различных педагогических подходов для повышения адаптивности образовательного процесса.

Алгоритм педагогической деятельности

I. Личностно-ориентированный подход

На первом подготовительном этапе, прежде чем поставить цель и определить задачи, мы должны четко представлять с кем, с какими детьми нам предстоит работать. Что представляет собой личность маленького человека?

В практике работы образовательных учреждений используется несколько обобщенных моделей личности (по К.К. Платонову, И.П.Иванову, Д.Кеттелу, Э.Фромму, З.Фрейду и др.). Вашему вниманию предлагается модель структуры качеств личности, в основе которой лежит разработанная русским психологом К.К.Платоновым, классификация.

Структура качеств личности по К.К.Платонову

В качествах личности сочетаются наследственные (биологические) и приобретенные при жизни (социальные) компоненты. Все они делятся на четыре иерархических уровня-подструктуры.

  • Уровень темперамента – включает качества, наиболее обусловленные наследственностью – это тип высшей нервной деятельности и другие особенности (потребности и инстинкты, половые, возрастные ,национальные и др. качества личности).
  • Уровень особенностей психических процессов – образуют качества, связанные с модальностями органов чувств (анализаторов) человека, составляющих его латеральный профиль: они характеризуют ощущения, восприятие, воображение, внимание, память, мышление, чувства, волю – являются важнейшими процессами когнитивной сферы. Мыслительные логические операции(ассоциации, сравнения, абстрагирование, индукция, дедукция и др.) – всё то, что называется способами умственных действий (СУД) – они играют огромную роль в процессе обучения.
  • Уровень опыта личности – сюда входят такие качества как: знания, умения и навыки (ЗУН), которые формируются в процессе обучения в школе, часть качеств приобретается в результате практической деятельности, они образуют (СДП) – сфера действенно практическая.
  • Уровень направленности личности – объединяет социальные качества, характеризующие отношение человека к окружающему миру, служащие направляющей и регулирующей основой его поведения: интересы, взгляды, убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, морально-этические принципы и мировоззрение.

Направленность вместе с потребностями и Я-концепцией составляют- самоуправляющий механизм личности (СУМ).

Морально-этические и эстетические взгляды и убеждения личности вместе с наличием соответствующим им ЗУНов представляют сферу эстетических и нравственных качеств (СЭН).

Резюме:

Названные уровни можно представить в виде концентрированных слоёв, в центре которых находится «биологическое ядро» (биологически обусловленные качества) оболочки образуют «направленность» – комплекс социальных качеств человека.
Необходимо отметить, что в структуре личности есть качества, которые могут проявляться на всех уровнях, они «пронизывают» их по радиусам.
Эти интегральные группы качеств: потребности, характер, способности и Я-концепция – вместе с уровнями образуют каркас личности.

Практическая часть:

Вопросы:

  • На какие структуры личности ребёнка мы влияем и можем их корректировать, а какие остаются практически неизменными?
  • Что в своей педагогической деятельности мы должны четко знать и учитывать в структуре личности?

Задания:

  • Определить тип темперамента по картинкам.
  • Заполнить таблицу.
Тип темперамента Сила Возбуждение Торможение
Холерик
Сангвиник
Флегматик
Меланхолик
     

Условные обозначения:

С – сильный;
Сл – слабый;
– медленно;
– быстро.

Модальность – принадлежность ощущений (стимулов, информации, расстройств) к определённой сенсорной системе (анализатору, органу чувств).
Какие у нас есть органы чувств и какие ощущения с ними связаны?

В учебной деятельности ведущими являются три основных анализатора: зрительный (глаз), тактильный (кожа), слуховой (ухо). Именно они дают человеку более 90% информации. В зависимости от доминирующего анализатора всех людей можно разделить на три основных типа:

  • Визуалы;
  • Кинестетики;
  • Аудиалы.

Латеральный профиль – это уровень доминирования определённого анализатора в процессе формирования межполушарной организации психических процессов (левополушарные и правополушарные).

Практическое задание:

  • Найдите свой латеральный профиль.
  • Почему важно знать тип темперамента у себя и у ребенка, свой собственный латеральный профиль и латеральный профиль учащегося?

Резюме:

Несовпадение и недоучет особенностей латерального профиля и типа темперамента чаще всего ведёт к непониманию и проблемам.
Мы должны четко представлять психологические особенности каждого ребенка, биологическое ядро его личности (тип темперамента, латеральный профиль) так как именно эти качества являются задатками – основой для развития способностей.

II. Компетентностный подход

На основном (деятельностном) этапе урока учитель должен четко представлять какими средствами и способами (в психологии) или формами и методами (в дидактике) он должен пользоваться, уметь их применять, чтобы достичь цели урока и реализовать все задачи.

В связи с деятельностной парадигмой в образовании появился новый термин – «компетенция». Существует огромные количества его определений. Мы познакомимся с ним ответив на три вопроса:

  •  Что такое компетенции?
  • Чем они отличаются от традиционных умений и навыков?
  • Как формируются компетенции?

В толковых словарях можно выделить два основных значения понятию «компетенция»:

  •  Компетенция – это круг полномочий какого либо органа или должностного лица.
  • Компетенция – круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен, обладает познанием, опытом.

Компетентность – владение компетенциями. Эти значения более приемлемы для профессиональной деятельности. В образовании более правомерно говорить о ключевых компетенциях, то есть таких, овладение которыми необходимо каждому человеку.

В педагогической литературе:

  • Компетенции определяются через знания, умения, навыки и опыт деятельности.
  • Компетенции определяются через способности решать проблемы.

Компетенции – способность личности решать жизненно важные проблемы в конкретных ситуациях.

В литературе насчитывается от 4 до 37 различных компетенций.

Четыре ключевых компетенции

  • Познавательно-информационная;
  • Социально-трудовая;
  • Коммуникативная;
  • Личностного самоопределения.

Познавательно-информационная – способность ставить и решать познавательные задачи, осуществлять поиск, переработку, систематизацию и обобщение информации, создавать личностно значимые продукты познавательной деятельности.

Социально-трудовая – присвоение норм, способов и средств социального взаимодействия, ориентация на рынке труда и способность эффективно действовать в процессе трудовой деятельности.

Коммуникативная – формирование готовности и способности понимать другого человека, эффективно строить взаимодействие с людьми.

В сфере личностного самоопределения – формирования опыта самопознания, осмысления своего места в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий.

Учителю самому необходимо владеть этими четырьмя ключевыми компетенциями, поскольку невозможно передать практический опыт и умение решать проблемы, если сам этого не умеешь. В педагогической деятельности необходимо формировать у учащихся такие умения и навыки, которые при приобретении практического опыта деятельности  преобразуются  в компетенции.
Сегодня на практической части вам предстоит увидеть и оценить, как нашим коллегам удастся сформировать «основу» будущих компетенций – общеучебные умения и навыки.

III. Рефлексивный подход

На третьем, заключительном этапе деятельности (урока), учитель должен: увидеть результат своего труда (что достиг?) и оценить его (что сделали?).
Количественную оценку он может поставить сам, а могут поставить и учащиеся.(традиционная пятибалльная отметка) А вот для качественной оценки собственной деятельности лучше всего использовать рефлексивные методы.

Рефлексия – мысленный (рациональный) процесс, направленный на анализ,
понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта,
чувств, состояний, способностей, характера, отношений с другими и к другим. («Современный психологический словарь» Мещерякова, Зинченко)

Рефлексия учителя – чувственное осмысление эффективности педагогического воздействия.

– Достигнута ли цель?
– Какие формы и методы были наиболее эффективными?
– Что именно сегодня не сработало?

 Рефлексия ученика – чувственное осмысление собственной учебной деятельности.

– Что я достиг?
– Чему я сегодня научился?
– Что я могу?
– А что у меня еще не получается?

Резюме: в условиях адаптивной школы, интегративная основа позволяет использовать новые современные подходы, не только изменяя содержание учебного материала, но и при организации учебного процесса, используя самые эффективные педагогические технологии, приемы обучения, воспитания и развития.