Авторская программа "Художественная обработка материалов" (10–11-е классы)

Разделы: Технология


С любимым делом жизнь в сто крат милее,
Лишь надо приложить к нему терпение.
И мастерство становится смелее,
Когда приходит к сердцу вдохновение.

 Любовь к искусству – вечное горенье,
Художнику как сладостное бремя.
Творенье рук – источник наслаждения,
Излечит душу и заполнит время.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Многие женщины пытаются украсить себя и свое жилище красивыми, уникальными вещами, которые постоянно воздействуют на человека – создают настроение, формируют его отношение к окружающему миру. А так же каждая хозяйка мечтает отойти от привычного стандарта, диктуемого промышленным дизайном.
На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Работа, выполненная своими руками, несет в нашу жизнь новые впечатления. Ничто не дарит такого чувства удовлетворения как выполненная работа своими руками. Более интересной эта работа становится, если учащиеся имеют возможность поработать в различных техниках как традиционных (шитье, вязание, вышивка) так и нетрадиционных (вышивка лентами, бисером, бисероткачество, батик). Выполняя изделие, учащиеся овладевают техникой, получают знания композиции, орнамента, цветоведения, узнают основы дизайна и художественного оформления.
Программа «Художественная обработка материалов» является одним из вариантов, в профильной подготовке учащихся, цель данной программы: подготовка учащихся к ситуации выбора направления дальнейшего образования. Реализация программы дает возможность учащимся попробовать себя в различных техниках рукоделия.
Овладение учащимися содержанием программы «Художественная обработка материалов» не только обогатит их духовно, но и подготовит к конкуренции на рынке труда и профессий, так как одним из результатов изучения декоративно художественных работ является способность поставлять на рынок товаров и услуг эксклюзивный продукт. Это является одной из форм социальной защиты учащихся входящих в мир новых социально-экономических условий с его жесткой конкуренцией и необходимостью борьбы  за выживание.

Данная программа «Художественная обработка материалов» рассчитана на два года 134 часа,  10-11 класс.
Программа предполагает сочетание теоретических знаний и практических умений.
Вся программа разбита на 8  блоков в том числе 2 проекта.

1 год – 10 класс, 68 учебных часов:

1 блок – Вязание на спицах – 16 часов.
2 блок – Вышивка шелковыми лентами – 14 часов.
3 блок – Бисероплетение – 20 часов.
4 блок – Творческий проект – 16 часов.

2 год – 11 класс, 66 учебных часов:

1 блок – Аппликация – 16 часов.
2 блок – Чудо-кожа – 14 часов.
3 блок – Роспись ткани. Батик – 20 часов.
4 блок – Творческий проект – 14 часов.

Цели курса:

  • Разностороннее комплексное развитие учащихся, активизация познавательной и творческой деятельности.
  • Подготовка к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению.
  • Обеспечение вариантности в преподавании образовательной области «Технология» в период профильного обучения.
  • С позиции введения элементов профилизации образовательной деятельности – практическое применение знаний и умений при выполнении изделий из бисера, вышивки лентами, пайетками и т.д. возможность открытия собственного бизнеса.

Задачи курса:

  • Образовательные:
    • вырабатывать у учащихся интерес выполнять своими руками изделия, украшающие одежду и свой дом.
    • совершенствовать и развивать познавательную активность, творческое отношение к делу.
    • формировать стремление качественно выполнять изделие.
    • подготовить учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения.
    • углублять и расширять знания об истории и развитии народных художественных промыслов.
  • Развивающие:
    • сформировать у учащихся целостное восприятие народного искусства как часть культуры народа;
    • развивать эстетический и художественный вкус, творческие способности учащихся.
    • развивать способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
    • вырабатывать у  учащихся  интерес  выполнять  своими  руками  изделия, украшающие одежду и свой дом.
    • развивать образное мышление, внимание фантазию.
  • Воспитательные:
    • привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества.
    • воспитание усидчивости, аккуратности, терпения довести начатое дело до конца.
    • воспитать экономичное отношение к используемым материалам, привитие основ культуры труда.

Итогом первого и второго года работы по программе является творческий проект, который наглядно демонстрирует учащимся, какого мастерства они достигли, осваивая разные техники рукоделия, что повышает интерес к предмету и прикладному творчеству в целом. Формируется способность оценивать идеи, исходя из реальных возможностей учащихся, умея выбирать наиболее технологичные, экономичные, отвечающие потребностям семьи, школы и рынка варианты их реализации. Часть творческих проектов можно использовать для оформления интерьеров кабинетов и рекреаций школы, лучшие работы участвуют в выставке декоративно-прикладного искусства.

В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями: изобразительное искусство, дизайн, экономика и предпринимательство, история, физика, экология. В качестве информационно-методического обеспечения занятий используются учебные пособия по декоративно-прикладному искусству, ремеслам, дизайну; журналы, альбомы, каталоги, учебно-популярные материалы с использованием возможностей информационных технологий.

По окончанию обучения учащиеся должны

Знать:

1. Какие материалы, инструменты и приспособления применяются при работе с бисером, кожей, тканями и др.
2. Правила техники безопасности при работе с бисером, кожей, тканями и т.д.
3. Основные приемы работы.
4. Принципы композиции и цветоведения.
5. Историю предлагаемых видов декоративно - прикладного творчества.
6. Систему организации и оплаты труда, основ экономике на предприятии художественных промыслов.

Уметь:

1. Практически  применять полученные знания, умения и  навыки.
2. Пользоваться материалами, инструментами и приспособлениями.
3. Выбирать цветовое решение и композиционное построение рисунка.

Система оценивания Примерные нормы оценки знаний:

– Отметка «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно  подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
– Отметка «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.
– Отметка «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы.
– Отметка «2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.

Примерные нормы оценки практической работы:

– Отметка «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, труд, предложенный учителем, тщательно спланирован, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам – бережное, экономное.
– Отметка «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены' незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.
– Отметка «3» ставиться, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.
– Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.

Качество  изделий (работы):

– Отметка «5» ставится, если изделие (или другая работа) выполнено с учетом установленных требований. 
– Отметка «4» ставится, если изделие (или другая работа) выполнено с незначительными отклонениями от заданных требований.
– Отметка «3» ставится, если изделие (или другая работа) выполнено со значительными нарушениями требований.
– Отметка «2» ставится, если изделие (или другая работа)  выполнено с грубыми нарушениями заданных требований или допущен брак.

Приемы труда:

– Отметка «5» ставится, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
– Отметка «4» ставится, если приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
– Отметка «3» ставится, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида  работ.
– Отметка «2» ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме учащегося или поломке инструмента (оборудования).

Норма времени (выработки):

– Отметка «5» ставится, если задание выполнено в полном объеме и в установленный срок.
– Отметка «4» ставится, если норма времени (выработки) недовыполнена на 5-10%.
– Отметка «3» ставится, если норма времени (выработки) недовыполнена на 25%.

Критерии оценки творческого проекта.

Оценка проекта и его защита проводится по семи критериям, оценивание производится по пятибалльной системе, максимальное количество – 35 баллов.
Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии.
Аргументированность выбора темы, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы.
Оригинальность темы, подходов, найденных решений, аргументация материального воплощения и представления проекта.
Качество записи: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрикация, структура текста, качество эскизов, схем, рисунков.
Объем и полнота разработок, выполнение этапов проектирования, самостоятельность, законченность, материальное воплощение проекта.
Коммуникативная компетенция: качество доклада, композиция, логичность, последовательность, аргументация, культура речи, владение аудиторией.
Объём и глубина знаний по теме (предмету), общая эрудиция.

Календарно-тематический план. 10 класс

№ п/п

Тема

Всего Общ. К-во часов Теор. Прак.
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ 2 2 2  
2. ВЯЗАНИЕ НА СПИЦАХ 16      
2.1 Материалы и инструменты для вязания на спицах. Подготовка ниток к вязанию.   2 0.5 1.5
2.2 Вязание на круговых спицах. Лицевая, изнаночная петли, накиды.   2 0.5 1.5
2.3 Цвет в художественном оформлении вязаных изделий. Орнамент в вязании.   2 0.5 1.5
2.4 Рукав втачной – вшивной, расчет, набор петель для вязания жакета.   2 0.5 1.5
2.5 Вязание жакета вязкой «паучок». Набор петель, вязание полочек.   2 0.5 1.5
2.6 Вязание чулочной вязкой, спинки.   2 0.5 1.5
2.7 Вязание ворота, жакета.   2 0.5 1.5
2.8 Окончательная обработка готового изделия.   2   2
3. ВЫШИВКА ШЕЛКОВЫМИ ЛЕНТАМИ. 14      
3.1 История вышивки, ее исторические корни. Материалы и инструменты. Разметка узора на ткани.   2 0,5 1,5
3.2 Техника выполнения швов: «петельки по кругу», «вперед иголку», «петельки с прикрепкой сверху», «вытянутый стежок с завитком», шов «петельки»   2 0,5 1,5
3.3 Техника выполнения швов: стебельчатый шов,  «вытянутый стежок», «перекрученный вытянутый стежок»,  шов «сетка»,  шов «крест»,  шов «узелки»   2 0,5 1,5
3.4 Техника выполнения швов «перекрученный вытянутый стежок», «перекрученный стежок с узелком», «полупетельки с прикрепкой зигзагом»   2 0,5 1,5
3.5 Техника выполнения швов «петелька с глазком», «наметка с зигзагом», «полупетельки с прикрепкои», «вытянутый стежок с прикрепками», шов «вытянутые стежки»   2 0,5 1,5
3.6 Техника выполнения швов: «петельки»,  «обвитая наметка»,  «стянутая по центру наметка»,   узор «роза»,   узор «бантик»   2 0,5 1,5
3.7 Техника выполнения цветов «бутоны роз».   2 0,5 1,5
4. БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ 20      
4.1 Из истории. Материалы и инструменты. Общие рекомендации работы с бисером.   2 1 1
4.2 Параллельное плетение. Техника параллельного плетения.   2 0,5 1,5
4.3 Техника параллельное плетение «объемное»   2 0,5 1,5
4.4 Техника параллельное плетение «колючки»   2 0,5 1,5
4.5 Техника плетения округлой «петли».   2 0,5 1,5
4.6 Техника плетения остроконечной «петли».   2 0,5 1,5
4.7 Игольчатое плетение. Техника игольчатого плетения.   2 0,5 1,5
4.8 Круговая (французская) техника плетения.   2 0,5 1,5
4.9 Техника плетения ажурных «сеток».   2 0,5 1,5
4.10 Техника плетения «мозаика».   2 0,5 1,5
5. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ 16      
5.1 Поиск    и    анализ    проблемы.    Выбор    темы. Планирование проектной деятельности.     2  
5.2 Исследование    вариантов.    Выбор    технологии проектирования.     2  
5.3 Подбор необходимых материалов, инструментов, оборудования.       2
5.4 Выполнение запланированных технологических операций.       2
5.5 Выполнение запланированных технологических операций.       2
5.6 Выполнение запланированных технологических операций.       2
5.7 Оценка качества выполнения проекта. Анализ результатов выполнения проекта.     2  
5.8 Защита проекта. Конкурс проектов.     2  
  Итого 68   22,5 45,5

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ   10 класс.

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.

Цель и задачи курса. Режим работы. План занятий. Организация рабочего места. Инструменты, материалы, необходимые для работы. Правила техники безопасности. История развития художественных народных промыслов. Профессии, связанные с рукоделием и народными промыслами. Творчество как средство самореализации и самовыражения человека. Характеристика смежных профессий искусства: дизайнер, конструктор, модельер, художник, вышивальщица, вязальщица.

ВЯЗАНИЕ НА СПИЦАХ.

Материалы и инструменты для вязания на спицах. Подготовка ниток к вязанию – 2 ч.

Нитки – основной материал для вязания, их характеристика и особенности работы с ними. Подготовка ниток к вязанию. Как распустить изделие. Обработка и выравнивание старых и бывших в употреблении ниток. Использование уксуса, соды для освежения цвета и частичного восстановления пушистости ниток. Необходимые инструменты и оборудование для занятий вязанием.
Практическая работа: «Подготовка ниток и инструментов к вязанию».

Вязание на круговых спицах. Лицевая, изнаночная петли, накиды – 2 ч.

Набор петель начального ряда. Краевая (кромочная) петля. Понятие и роль образца вязки. Вязание образца лицевой (платочной) петлей. Понятие плотности вязания. Изнаночная петля. Вязание образца изнаночной петлей. Техника выполнения накидов и «резинки». Вязание образцов разной плотности. Закрепление петель последнего ряда.
Практическая работа: «Довязать образцы, следить ровностью рисунка».

Цвет в художественном оформлении вязаных изделий. Орнамент в вязании – 2 ч.

Методика вязания нитями одновременно от нескольких клубков разного цвета, перекрещивание ниток на изнаночной стороне изделия во избежание образования отверстий, не предусмотренных вязкой. Геометрические орнаменты. Подбор цветовых сочетаний и методика вывязывания. Изготовление схем орнамента на миллиметровой или клетчатой бумаге.
Практическая работа: «Цветные орнаменты. Одно-, двух- и многоцветные орнаменты. Освоение методики их вязания на образцах».

Рукав втачной – вшивной, расчет, набор петель для вязания жакета – 2 ч.

Особенности выполнения индивидуальной выкройки для трикотажных изделий. Типы фигур и учет их специфики. Увеличение размера выкройки. Уменьшение размера выкройки. Два вида вшивных рукавов в трикотаже. Изготовление рукава для изделий со спущенной проймой. Изготовление рукава для изделий с фигурной (по плечу) проймой, особенности его вывязывания и вшивания в пройму.
Практическая работа: «Набор петель для вязания рукавов на выбор».

Вязание жакета вязкой «паучок». Набор петель вязание полочек – 2 ч.

Понятие ажура, его преимущественное использование.
Практическая работа: «Освоение вязки «паучок» на образце. Набор петель для вязания полочек».

Вязание чулочной вязкой спинки жакета – 2 ч.

Построение выкройки спинки. Технология вывязывания спинки жакета чулочной вязкой.
Практическая работа: «Вязание спинки жакета, чулочной вязкой».

Вязание ворота жакета – 2 ч.

Выкройки воротников. Воротник – хомут и его изготовление с использованием круговых спиц. кеттельныи шов и прикрепление воротника к изделию.
Практическая работа: «Вывязывание воротника, вязкой « резинка».

Окончательная обработка вязаного изделия – 2 ч.

Сборка "деталей. Сшивание спинки и полочек. Вшивание рукавов, вшивание ворота кеттельным  швом. Украшение жакета шнурами, кистями, помпонами.

ВЫШИВКА ШЕЛКОВЫМИ ЛЕНТАМИ.

История вышивки. Материалы и инструменты. Разметка узора на ткани – 2 ч.

Вышивка лентами, источник вдохновения для многих поколений и самодеятельных художников. Характерные приемы и швы, узоры и цветовые сочетания. Вышивание лентами – это не только занятие для души, но и возможность пополнить гардероб оригинальными вещами ручной работы. Характеристика игл, тканей и лент используемых в процессе работы. Подготовка ткани к вышивке, разметка узора.
Практическая работа: «Подготовить ткань, разметить мотив вышивки, подобрать иглы и ленты для выполнения узора, запялить в пяльцы ткань».

Техника выполнения швов: «петельки по кругу», «вперед иголку», «петельки с прикрепкои сверху», «вытянутый стежок с завитком», «шов петельки» – 2 ч.

Методика крепления лент к ткани, особенности выполнения швов, техника выполнения швов.
Практическая работа: «Освоение техники вышивки лентами на образцах, перенести на ткань готовую или нарисовать авторский вариант монограммы для комплекта носовых платков для себя (близких друзей».

Техника выполнения швов: стебельчатый шов, «вытянутый стежок», «перекрученный вытянутый стежок», шов «сетка», шов «крест», шов «узелки» – 2 ч.

Методика крепления лент к ткани, особенности выполнения швов, техника выполнения швов.
Практическая работа: «Освоение техники вышивки лентами на образцах, перенести на ткань готовую или нарисовать авторский вариант монограммы для комплекта носовых платков для себя (близких друзей)».

Техника выполнения швов «перекрученный вытянутый стежок», «перекрученный стежок с узелком», «полупетельки с прикрепкои зигзагом» – 2 ч.

Методика крепления лент к ткани, особенности выполнения швов, техника выполнения швов.
Практическая работа: «Освоение техники вышивки лентами на образцах, перенести на ткань готовую или нарисовать авторский вариант монограммы для комплекта носовых платков для себя (близких друзей)».

Техники выполнения швов «петелька с глазком», «наметка с зигзагом», «полупетельки с прикрепкои», «вытянутый стежок с прикрепками», шов «вытянутые стежки»   – 2 ч.

Методика крепления лент к ткани, особенности выполнения швов, техника выполнения швов.
Практическая работа: «Освоение техники вышивки лентами на образцах, перенести на ткань готовую или нарисовать авторский вариант монограммы для комплекта носовых платков для себя (близких друзей)».

Техника выполнения швов: «петельки», «обвитая наметка», «стянутая по центру наметка», узор «роза», узор «бантик» – 2 ч.

Методика крепления лент к ткани, особенности выполнения швов, техника выполнения швов.
Практическая работа: «Освоение техники вышивки лентами на образцах, перенести на ткань готовую или нарисовать авторский вариант монограммы для комплекта носовых платков для себя (близких друзей)».

Техника выполнения цветов «бутоны роз» – 2 ч.

Методика крепления лент к ткани, особенности выполнения швов, техника выполнения швов.
Практическая работа: «Освоение техники вышивки лентами на образцах, перенести на ткань готовую или нарисовать авторский вариант панно».

БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ

Из истории. Материалы и инструменты. Общие рекомендации работы с бисером – 2 ч.

Историческая справка об искусстве бисерного плетения. Материалы, инструменты. Перечень материалов и инструментов, необходимых для работы с показом различных работ в технике плетения бисером. Подбор бисера, калибровка. Работа с описанием и схемой.
Практическая работа: «Выбор схемы или составление авторской схеме, подбор цветовой гаммы».

Параллельное плетение. Техника параллельного плетения – 2 ч.

Техника параллельного плетения. Методика плетения по схеме. Особенности выполнения параллельного плетения. Подборка и калибровка бисера.
Практическая работа: «Выполнение лепестков и листьев цветка ромашка»

Техника параллельное плетение «объемное» – 2 ч.

Техника параллельного плетения. Методика плетения по схеме.
Особенности выполнения объемного параллельного плетения. Подборка и калибровка бисера.
Практическая работа: «Выполнение объемных цветов».

Техника параллельного плетения «колючки» – 2 ч.

Техника параллельного плетения. Методика плетения по схеме.
Особенности выполнения параллельного плетения «колючки». Подборка и калибровка бисера.
Практическая работа: «Выполнение цветов «колючки».

Техника плетения круглой «петли» – 2 ч.

Техника  плетения круглой «петли». Методика плетения по схеме. Особенности выполнения плетения круглой «петли». Подборка и калибровка бисера.
Практическая работа: «Выполнение лепестков, листьев, тычинок для цветов».

Техника плетения остроконечной «петли» – 2 ч.

Техника  плетения остроконечной «петли». Методика плетения по схеме. Особенности выполнения плетения остроконечной «петли». Подборка и калибровка бисера.
Практическая работа: «Выполнение лепестков, листьев, тычинок для цветов».

Игольчатое плетение. Техника игольчатого плетения – 2 ч.

Техника игольчатого плетения. Методика плетения по схеме. Особенности выполнения игольчатого плетения. Подборка и калибровка бисера.
Практическая работа: «Выполнение лепестков хризантемы, листьев сосны, ели, тычинок для цветов».

Круговая (французская) техника плетения – 2 ч.

Техника кругового плетения. Методика плетения по схеме. Особенности выполнения кругового плетения. Подборка и калибровка бисера.
Практическая работа: «Выполнение лепестков и листьев большого размера».

Техника плетения ажурных «сеток» – 2 ч.

Техника плетения ажурных «сеток». Методика плетения по схеме. Особенности выполнения плетения ажурных «сеток». Подборка и калибровка бисера.
Практическая работа: «Выполнение ажурной салфетки по схеме или авторский вариант».

Техника плетения «мозаика» – 2 ч.

Техника плетения «мозаика». Методика плетения по схеме. Особенности выполнения плетения «мозаика». Подборка и калибровка бисера.
Практическая работа: «Выполнение пояса по схеме или авторский вариант».

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ – 16 ч.

Выбор темы проекта. Способы выявления потребностей общества в товарах и услугах. Разработка этапов работы над проектом. Разработка конструкторского и технологического разделов проектной части. Средства и способы поиска технических и технологических решений. Изготовление декоративного изделия с применением различных видов художественного рукоделия. Анализ результатов работы и оценка качества выполнения проекта. Защита проекта. Конкурс проектов.

Календарно-тематический план.  11 класс.

№ п\п

ТЕМА

Общее кол-во часов

Теория Практ
1. Вводное занятие.   2 2  
2. АППЛИКАЦИЯ. 16      
2.1. Традиции и современность в декоративно-прикладном искусстве.   2 2  
2.2. Дизайнерский подход к произведениям прикладного искусства.   2 0,5 1,5
2.3. Выбор ткани и инструментов подготовка к работе.   2 0,5 1,5
2.4. Клееная аппликация.   2 0,5 1,5
2.5. Плоская машинная аппликация   2 0,5 1.5
2.6. Объемная машинная аппликация   2 0,5 1,5
2.7. Оборудование для картин.   2 0,5 1,5
2.8. Картины из ткани: от эскиза до рамки   2 0,5 1,5
3. ЧУДО-КОЖА. 14      
3.1. Декоративно-прикладное искусство. Развитие народных промыслов.   2 0,5 1,5
3.2 Организация рабочего места, охрана труда, подготовка к работе.   2 0,5 1,5
3.3. Приемы обработки кожи.   2 0,5 1,5
3.4 Декоративная обработка кожи.   2 0,5 1,5
3.5. Техника обработки кожи на свечке, на электроплитке или сковороде.   2 0,5 1,5
3.6. Обработка кожи в технике «жмурка».   2 0,5 1,5
3.7. Применение изделий из кожи в гардеробе и интерьере.   2 0,5 1,5
4. РОСПИСЬ ТКАНИ. БАТИК. 20      
4.1 Основы декоративно- прикладной композиции, ее роль в росписи ткани. Виды художественной росписи   2 0,5 1.5
4.2 Элементы цветоведения. Значение колорита в батике.   2 0,5 1.5
4.3 Материаловедение.  Красители, резервирующие составы.   2 0,5 1,5
4.4. Свободная роспись ткани.   2 0,5 1,5
4.5. Роспись ткани в технике «бандан» и узелкового батика.   2 0,5 1,5
4.6. Техника горячего батика.   2 0,5 1.5
4.7. Техника холодного батика.   2 0,5 1,5
4.8 Техника набойки   2 0,5 1,5
4.9 Роспись ткани с помощью трафарета.   2 0,5 1,5
4.10 Применение художественной росписи ткани в декоративном оформлении одежды и интерьера.   2 0,5 1,5
5. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ 14      
5.1 Поиск    и    анализ    проблемы.    Выбор    темы. Планирование проектной деятельности.     2  
5.2 Исследование    вариантов.    Выбор    технологии проектирования.     2  
5.3 Подбор необходимых материалов, инструментов, оборудования.       2
5.4 Выполнение запланированных технологических операций.       2
5.5 Выполнение запланированных технологических операций.       2
5.6 Выполнение запланированных технологических операций.       2
5.7 Оценка качества выполнения проекта. Анализ результатов выполнения проекта.     2  
  итого 66   20,5 45,5

Содержание программы. 11 класс

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Цель и задачи курса. Режим работы. План занятий. Организация рабочего места. Инструменты, материалы, необходимые для работы. Правила техники безопасности. История развития художественных народных промыслов. Профессии, связанные с рукоделием и народными промыслами. Творчество как средство самореализации и самовыражения человека. Характеристика смежных профессий искусства: швея,  дизайнер, конструктор, модельер,  художник-аппликатор, кожевенник, художник по ткани.

АППЛИКАЦИЯ

Традиции и современность в декоративно – прикладном искусстве – 2 ч.

Традиции и современность в декоративно – прикладном искусстве. История развития декоративно- прикладного искусства на примере вышивке – аппликации. Характеристика и классификация аппликации, традиции и современный подход к древним видам рукоделия. Рукоделие элемент духовного и эстетического развития человека Способы определения уровня творческих способностей. Возможности развития и применения для конкретных ситуаций.

 Дизайнерский подход к  произведениям прикладного искусства – 2 ч.

Дизайн как современный способ системного мышления и создания новых изделий. Дизайн – способ улучшения технико – экономических показателей предметного мира. Дизайнерский подход к произведениям прикладного искусства. Узор, орнамент, сюжетное изображение через призму дизайнерского подхода к искусству. Общие сведения о цвете и цветовых решениях. Пропорции, симметрии, асимметрии, Виды композиций – круг, квадрат, овал, прямоугольник
Практическая работа: «Выполнение эскиза композиции на основе представленных форм (декоративно тематическая композиция, рисунки, открытки, сказочные персонажи).

 Выбор ткани и инструментов. Подготовка к работе – 2 ч.

Необходимые инструменты, ткани. Обработка тканей: крашение, изменение фактуры, крахмаление, желатирование, жатка. Возможности тканей: цвет, Работа с фрагментом. Ткани и их характеры: бархат, шелк, ситец, лен, сатин, холст, рогожка, мешковина Тяжелые ткани: драп, сукно, вельвет, гобелен. Трикотаж и синтетика. Складки и драпировка Лапша
Практическая работа: «Пробные образцы тканей выполненные способом складки, драпировка, лапша»
Клееная аппликация   – 2 ч.
Техника клееной аппликации. Способы выполнения клееной аппликации. Характер и возможные варианты узора. Материалы применяемые в технике клееной аппликации.
Практическая работа: «Выполнение плоской открытки при помощи простой техники клееной аппликации».

Плоская машинная аппликация – 2 ч.

Особенности выполнения плоской аппликации. Материалы для плоской аппликации. Узоры и разновидности орнамента. Технология выполнения плоской аппликации. Цветовое сочетание.
Практическая работа: «Отработка приемов плоской аппликации. Составление цветочной композиции для панно, подушки (основа квадрат)».

Объемная машинная аппликация – 2 ч.

Особенности  выполнения объемной аппликации. Материалы для объемной аппликации. Узоры и разновидности орнамента  Технология  выполнения объемной машинной аппликации. Цветовое сочетание.
Практическая работа: «Отработка приемов объемной аппликации. Составление композиции для  настенного панно».

Оборудование для картин – 2 ч.

Изготовление подрамников. Техника натягивание холста на подрамник. Обтягивание круглых подрамником  Уход за изделиями выполненными  в технике аппликация..
Практическая работа: «Изготовление и обтягивания подрамников».

Картины из ткани: от эскиза до рамки – 2 ч.

Рамы для аппликаций. Обрамление мягких  панно. Жесткие рамки   Рамы для  круглых панно.
Практическая работа: «Выполнение рамки для панно на выбор».

ЧУДО-КОЖА

Декоративно-прикладное искусство. Развитие народных промыслов – 2 ч.

История возникновения изделий из кожи. Развитие народных   ггромыслов.  Значение традиций  в народном искусстве. Кожевенное  сырье. Основные композиции.  Цветовое  и  световое содержание. Виды композиции. Роль творческой личности мастера – дизайнера- кожевенника в народном искусстве.
Практическая работа: Выполнение эскиза композиции на  выбор.

Организация рабочего места, охрана труда.  Подготовка  к работе – 2 ч.

Правила пользования режущими инструментами и приспособлениями. Основные правила  пользования электроприборами, пожарная безопасность.
Практическая работа: «Заточка ножа,  пробойников».

Приемы обработки кожи – 2 ч.

Реставрация. Окрашивание. Перфорация и оплетка. Соединение деталей: шов  вразворот,  шов встык, шов внахлест.
Практическая работа: «Изготовление декоративного ремня».

Декоративная обработка кожи – 2 ч.

Декоративные свойства кожи. Плетенки (шахматная, мережка, елочка, косички). Теснение (плоское, рельефное, штампами ) гравировка, штамповка  Резьба Гравировка Выжигание,  Интарсия. Золочение. Батик. Цветы из кожи. Выбор кожи.
Практическая работа: «Выполнение изделия на выбор: браслет, заколка, броши, серый, кулон».

Техника обработки кожи на свечке, на электроплитке или  на  сковороде – 2 ч.

Особенности  технологии  обработки  кожи  на свечке, на электроплитке, или сковороде.   Приемы и способы выполнения обработки  кожи на свечке, электроплите, сковороде.
Инструменты и материалы для выполнения деталей для изготовления панно из кожи.
Практическая работа: «Изготовление панно на выбор  способом «жарки» на свече, электроплите, сковороде».

Обработка кожи в технике «жмурка» – 2 ч.

Жмурка  – драпировка. Художественные особенности обработки драпировкой  Построение   композиции,   колористическое  решение панно.  Инструменты и приспособления  для   драпировки Закрепление драпировки на основе панно.
Практическая работа: «Изготовление панно в технике «жмурка».

Применение изделий из кожи в гардеробе и интерьере – 2 ч.

Виды оформления одежды. Украшения из кожи. Отделка одежды, головных уборов.  Дизайнерское решение украшений и панно из кожи. Особенности композиции, цвета, размера, панно в интерьере. .Цвет и интерьер.
Практическая работа: «Выполнение панно, украшения из кожи на выбор»

РОСПИСЬ ТКАНИ БАТИК

Основы декоративно-прикладной композиции,  виды художественной  росписи  ткани – 2 ч.

История возникновения росписи ткани. Основные разновидности росписи ткани. Ручные  способы росписи ткани. Эмоциональное воздействие декоративной композиции.  Текстильный орнамент. Выразительность  композиции, тональные отношения.
Оборудование, инструменты и  материалы для  росписи. Безопасные приемы труда. Знакомство с профессией художника росписи ткани.
Практическая работа: «Создание композиции платка с симметрией относительно вертикальной оси и  диагональной оси».

Элементы цветоведения. Значения колорита в батике – 2 ч.

Психологическое воздействие цвета на человека. Ощущение цвета, вызываемое светом (психофизиологические законы восприятия). Естественная шкала цветовых тонов. Хроматические и ахроматические характеристики цвета Контраст цветов Цветовой круг  по Гете, цветовые тела по Оствальду. Гармония в цвете.
Практическая работа: «Подбор гармоничных сочетаний родственных цветов, однотонных, родственно-контрастных, контрастных и дополнительных». Материаловедение. Ткани, красители, резервирующие составы – 2 ч.
Ткани из натуральных, искусственных и химических волокон, их свойства. Обработка  тканей, возможность их использования для художественной росписи, взаимодействие с  красителями Технические свойства красителей. Прямые и кислотные красители
Основные и хромовые красители. Основные вещества для приготовления краски. Способы  закрепления красителей на ткани
Практическая работа: Резервирующие составы. Способы нанесения и удаления резервирующего состава.

Свободная роспись тканей – 2 ч.

Художественные особенности свободной росписи тканей: построение  композиции, колористическое решение рисунка
Инструменты и приспособлении для свободной росписи. Подбор тканей и красителей. Приемы выполнения свободной росписи. Свободная роспись с применением солевого раствора.  Закрепление рисунка на ткани.
Практическая работа: «Выполнение художественной росписи платка или шарфа в технике свободной росписи».

Роспись ткани в технике «бандан» и узелкового батика – 2 ч.

История появления техники «бандан». Виды техники росписи ткани данным способом  («планги», складной батик). Особенности построения  композиции в узелковом батике. Инструменты и материалы для  выполнения  узелкового батика.
Практическая работа: «Выполнение росписи в технике «бандан» одного из изделий по выбору».
Практическая работа: «Изготовление панно на выбор  способом «жарки» на свече, электроплите, сковороде».

 Обработка кожи в технике «жмурка» – 2 ч.

Жмурка-драпировка. Художественные особенности обработки драпировкой  Построение   композиции,   колористическое  решение панно.  Инструменты и приспособления  для   драпировки Закрепление драпировки на основе панно.
Практическая работа: «Изготовление панно в технике «жмурка».

Применение изделий из кожи в гардеробе и интерьере – 2 ч.

Виды оформления одежды. Украшения из кожи. Отделка одежды, головных уборов.  Дизайнерское решение украшений и панно из кожи. Особенности композиции, цвета, размера, панно в интерьере. Цвет и интерьер.
Практическая работа: «Выполнение панно, украшения из кожи на выбор»

РОСПИСЬ ТКАНИ БАТИК

Основы декоративно-прикладной композиции,  виды художественной  росписи  ткани – 2 ч.

История возникновения росписи ткани. Основные разновидности росписи ткани. Ручные  способы росписи ткани. Эмоциональное воздействие декоративной композиции.  Текстильный орнамент. Выразительность  композиции, тональные отношения.
Оборудование, инструменты и  материалы для  росписи. Безопасные приемы труда. Знакомство с профессией художника росписи ткани.
Практическая работа: «Создание композиции платка с симметрией относительно вертикальной оси и  диагональной оси».

Элементы цветоведения. Значения колорита в батике – 2 ч.

Психологическое воздействие цвета на человека. Ощущение цвета, вызываемое светом (психофизиологические законы восприятия). Естественная шкала цветовых тонов. Хроматические и ахроматические характеристики цвета Контраст цветов Цветовой круг  по Гете, цветовые тела по Оствальду. Гармония в цвете.
Практическая работа: «Подбор гармоничных сочетаний родственных цветов, однотонных, родственно-контрастных, контрастных и дополнительных». Материаловедение. Ткани, красители, резервирующие составы – 2 ч.
Ткани из натуральных, искусственных и химических волокон, их свойства. Обработка  тканей, возможность их использования для художественной росписи, взаимодействие с  красителями Технические свойства красителей. Прямые и кислотные красители
Основные и хромовые красители. Основные вещества для приготовления краски. Способы  закрепления красителей на ткани
Практическая работа: Резервирующие составы. Способы нанесения и удаления резервирующего состава.

Свободная роспись тканей – 2 ч.

Художественные особенности свободной росписи тканей: построение  композиции, колористическое решение рисунка
Инструменты и приспособлении для свободной росписи. Подбор тканей и красителей. Приемы выполнения свободной росписи. Свободная роспись с применением солевого раствора.  Закрепление рисунка на ткани.
Практическая работа: «Выполнение художественной росписи платка или шарфа в технике свободной росписи».

Роспись ткани в технике «бандан» и узелкового батика – 2 ч.

История появления техники «бандан». Виды техники росписи ткани данным способом  («планги», складной батик). Особенности построения  композиции в узелковом батике. Инструменты и материалы для  выполнения  узелкового батика.
Практическая работа: «Выполнение росписи в технике «бандан» одного из изделий по выбору».

Техника горячего баггика – 2 ч.

Особенности технологии современного горячего батика.. Приемы выполнения горячего батика. Построение композиции и цветового решения изделий, выполняемых в технике горячего батика. Способы перевода рисунка на ткань. Способы росписи ткани в технике горя чего батика (простой батик, сложный батик, батик по пятну). Эффект кракле в горячем батике. Безопасные приемы труда.
Практическая работа: Выполнение эскизов с вариантами композиции платка для  выполнения в технике горячего батика».

Техника холодного батика – 2 ч.

Основные технологические приемы в технике холодного батика.  Особенности композиции и цветового решения для росписи ткани в технике  холодного батика. Позитивный и негативный рисунок Инструменты и материалы для выполнения росписи ткани в технике холодного батика. Способы нанесения и  удаления резервирующего состава
Предупреждение и исправление  ошибок в технике нанесения контуров рисунка. Красители, применяемые в технике холодного батика Практическая работа:
«Разработка эскиза и выполнение росписи настенного панно».

Техника набойки – 2 ч.

Возникновение набойки. Изготовление простейших штампов. Основные и вспомогательные штампы.. Основные материалы и инструменты для создания ткани с напечатанными узорами Краски для печати, специальные приспособления для работы.
Практическая работа: «Разработка эскизов, выполнение композиции, выбор цветового решения для  изготовления предметов кухонного обихода».

Роспись ткани с помощью трафарета – 2 ч.

Функциональное назначение текстильного изделия. Приемы и техника работы с помощью трафарета Создание штампов, трафаретов. Подбор красителей, дополнительных приспособлений для росписи ткани. Разработка композиции и цвета для будущего изделия.
Практическая работа: «Выполнение росписи изделия с помощью трафарета».

Применение художественной росписи ткани в декоративном оформлении одежды и интерьера – 2 ч.

Понятие стиля в искусстве, в одежде. Виды оформления одежды. Колористическое решение будущего изделия. Технология применения художественной росписи ткани для оформления одежды. Батик в интерьере, его особенности композиции, цвета, размера для батика в интерьере. Цвет и  интерьep.
Практическая работа: «Выполнение эскиза оформление швейного изделия в одной из техник росписи ткани».

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ – 14 ч.

Выбор темы проекта. Способы выявления потребностей общества в товарах и услугах. Разработка этапов работы над проектом. Разработка конструкторского и технологического разделов проектной части. Средства и способы поиска технических и технологических решений. Изготовление декоративного изделия с применением различных видов художественного рукоделия. Анализ результатов работы и оценка качества выполнения проекта. Защита проекта. Конкурс проектов.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

  1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: "Просвещение", 1985.
  2. Н.Ф. Бабина Развитие творческого мышления учащихся при решении кроссвордов – Воронеж 2000.
  3. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного обучения // Педагогика. 1997. №7.
  4. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. – Москва – Воронеж, 1995.
  5. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. – М.: "Просвещение", 1993.
  6. Журнал "Школа и производство".
  7. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. – М., 1999.
  8. Котова М.Б., Шиянов Е.Н. Становление и развитие гуманистической педагогики. Ростов-на-Дону, 1997.
  9. Кульневич С.В. Новая педагогика. – Воронеж, 1997.
  10. Кульневич С.В. Педагогика личности. – Воронеж, 1997.
  11. Михайленко М.А. Внеклассная работа с природным материалом. – Воронеж, 1992. Педагогика. Под ред. Пидкасистого П.И. – М., 1996.
  12. Перевертень Г.И. Самоделки из текстильных материалов. – М., 1990. Программа образовательной области "Технология". – М., 1994.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И  РОДИТЕЛЕЙ

  1. Азбука цветов. Сост. Рошаль И.В. – СПб, 1998. Аполозова Л.М. Бисероплетение. – М., 1997.
  2. Артамонова Е. Украшения и сувениры из бисера. – М., 1993. Белякова Н. Пасхальные яйца. – СПб., 2000.
  3. Берлина Н.А. Игрушечки. – М., 2000.
  4. Бисер-Land. Изделия наших читателей: Практическое пособие. 4-й выпуск. СПб., 2000.
  5. Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992.
  6. Божко Л. Бисер. – М, 2000.
  7. Божко Л. Бисер, уроки мастерства. – М, 2002.
  8. Бондарева Н.А. Рукоделие из бисера. – Ростов-на-Дону, 2000.
  9. Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приёмы. Изделия. – М, 2003.
  10. Гадаева Ю. Бисероплетение: ожерелья и заколки. – СПб., 2000.
  11. Гадаева Ю. Бисероплетение: флора и фауна. – СПб., 2000.
  12. Гадаева Ю. Бисероплетение: цепочки и фенечки. – СПб., 2000.
  13. Гадаева Ю. Фенечки из бисера. – СПб., 2000.
  14. Деревянко Н.С. Мягкая игрушка. Волшебный сад. – М., 2001.
  15. Ефимова А. Сделаем игрушки сами. – М., 1983.
  16. Зайцева Н.К. Украшения из бисера. – М., 2002.
  17. Искусственные и сухие цветы./ Составитель Аржанухина Н.В. – М., 2000.
  18. Кискальт И. Солёное тесто. – М., 2001.
  19. Козинкина Е.А. Цветы из ткани. – М., 1990.
  20. Кононович Т.П. Мягкая игрушка. Веселый зоопарк. – М., 2001.
  21. Коноплева Н.П. Секреты домашнего хозяйства. – М., 1991.
  22. Кочетова С. Мягкая игрушка. Игрушки из носочков. – М., 2001.
  23. Кочетова С. Мягкая игрушка. Игрушки с бисером. – М., 2001.
  24. Крутий Я.В. 100 схем для вышивания крестом и гладью. – Ростов-на-Дону, 2000.
  25. Кувалдина О.Н. Сделаем сами своими руками. – Воронеж, 1999.
  26. Куликова Л.Г. Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. – М. Издательский дом МСП, 2001
  27. Лихачева Т.Г. Моя подружка – мягкая игрушка. – Ярославль, 2000.
  28. Магина А. Изделия из бисера: Колье, серьги, игрушки. – М. – СПб., 2002.
  29. Моисеенко Ю.Е., Бичукова Е.В., Бичукова Т.В. Волшебный стежок. – Минск, 2000.
  30. Никологорская О.А. Природа и творчество. – М., 1990.
  31. Паславский А. Природа, фантазия, творчество. Альбом самоделок. – Киев, 1989.
  32. Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. – М., 1999.
  33. Петрунькина А. Фенечки из бисера. – СПб., 1998.
  34. Пономарёв П.Д. Народный костюм Воронежской губернии. – Воронеж, 1994.
  35. Рукоделие. – Харьков, 1997.
  36. Селиванова Т.А. Изделия из кожи: панно, сувениры, украшения. – М., 2000.
  37. Смотрова Н.А. Игрушки из ниток. – СПб., 2000.
  38. Сухорукова Л.Г., Чечулинская А.В. Искусство делать цветы. М., 1992