Световые явления

Разделы: Физика, Биология


Цель – познакомить с многообразием световых явлений и свойствами света.

Задачи:

  • Обучающие.
    • Повторить виды механического движения;
    • Показать многообразие световых явлений;
    • Познакомить со свойствами света;
    • Познакомить с многообразием светящихся организмов;
    • Объяснить понятия: свет, источники света, затмение, отражение;
  • Развивающие.
    • Умение работать самостоятельно;
    • Умение сравнивать и делать выводы;
    • Умение работать с учебником;
  • Воспитывающие.
    • Интерес к окружающему миру;
    • Бережное отношение к природе;

Ход урока

  1. Организационный момент. (Слайд 1).

  2. Проверка домашнего задания. (Слайд 2).

  3. Проверка домашнего задания – задания 1 и 2 (стр. 27);

    Вопросы на слайде 2.

  4. Ознакомление с новым материалом. (Слайд 3-12).

  • Многообразие световых явлений (Cлайд 3-5), запись в тетради.
  • Источники света (Cлайд 6). Понятие “источники света”. Какие источники света бывают? (найдите ответ в учебнике). Приведите примеры искусственных и естественных источников света.

Почему Луну нельзя считать источником света? (Луна отражает солнечный свет, сама его не испускает).

  • Распространение света (Cлайд 7). Рассмотрите иллюстрацию. В чем разница между стаканами? Почему ложка кажется сломанной? Свойство света – в однородной среде свет распространяется прямолинейно (рисунки учебника стр. 65).
  • Затмения. (Cлайд 8-9). Как можно объяснить затмение Солнца и Луны? Что общего между затмениями Солнца и Луны? Чем они отличаются?
  • Физминутка.

Встаньте из-за парт и встаньте в круг. Выберем 3 небесные тела – Солнце, Луну и Землю. Все остальные дети будут изображать орбиту Земли. “Небесные тела” начинают двигаться, когда они встанут в соответствии с условиями затмения, то должны остановиться, а дети “орбиты” назвать, какое затмение мы должны наблюдать.

  • Свечение в живой природе. (Cлайд 10) Рассмотрите слайд и объясните какое значение играет свет в жизни живых организмов? Рассмотрите иллюстрацию на стр. 67, какой бывает свет? В чем разница между светом Солнца и светом животных?
  • Свойства света – отражение. (Cлайд 11) Понятие “отражение” – способность света полностью или частично отражаться от поверхности. Отражение и рассеивание света. От какой поверхности свет отражается лучше всего? Почему мы видим мир во всем многообразии красок?
  • Преломление света. (Cлайд 12) Рассказ об И. Ньютоне (короткое сообщение ученика). На сколько лучей разлагается свет, преломляясь в каплях дождя или проходя через линзу? Какое явление природы мы наблюдаем при преломлении солнечных лучей?
  1. Повторение. (Cлайд 13).

  2. Домашнее задание. (Cлайд 14).

  3. Организационный момент.

Презентация

18.02.2010