Урок русского языка по теме "Ударение"

Разделы: Начальная школа


Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации.

Цели урока по содержанию.

Образовательная: Систематизировать и уточнить знания учащихся об ударении, ударных и безударных гласных.

Развивающая:

  • развитие речи – обогащение и усложнение словарного запаса; интеллектуальное и общее развитие учащихся;
  • развитие мышления: уметь анализировать, выделять главное, уметь сравнивать, развитие творческих способностей учащихся;

Воспитательная:

  • создание творческой эмоциональной обстановки;
  • формирование нравственных качеств;
  • воспитание правильного отношения к природе, животному миру.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: парная, индивидуальная, фронтальная.

Ход урока

Организационный момент.

Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадка?

(Садитесь).

Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Начинаем наш урок.

Актуализация опорных знаний.

Ребята, сейчас вам загадаю загадки, а вы должны будете их отгадать. Отгадки надо записать столбиком на доске. (Приложение 1)

Пестрая крякушка
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку.

Ответ: Утка.

Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,                                                                                   
А только лечит.

Ответ: Дятел.

Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.

Ответ: Аист.

У родителей и деток
Вся одежда из монеток.

Ответ: Рыбы.

Что же это за девица:
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.

Ответ: Ель.

На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.

Ответ: Налим.

Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами - стук,
Как зовут его?

Ответ: Индюк.

Кто пушистый у воды
Моет сладкие плоды?
Прежде, чем отправить в рот,
Полоскает их ...

Ответ: Енот.

Утка.
Дятел.
Аист.
Рыбка.
Ель.
Налим.
Индюк.
Енот.

Найдите лишнее слово. Почему его выделили?

- Это неодушевлённый предмет. А остальные слова обозначают одушевлённый предмет.

На какие группы можно разбить животных?

- Домашние и дикие.

Какой вопрос задаём к одушевлённым предметам? К неодушевлённым предметам?

- Кто? Что?

Правильно!

Ребята! В столбике этих слов спряталась тема нашего урока. Найдите её.

- Ударение.

Правильно! Мы на уроке повторим все, что мы знаем об ударении.

Назовите слова из столбика, где ударение падает на 1 слог, на 2 слог, на 3 слог.

(Дети называют.)

Как вы найдёте ударение в словах?

- Мы в слове слог ударный
Найдём элементарно.
А когда его найдём,
Громче всех произнесём.

Формирование новых знаний.

1. На доске записаны слова (замок, гвоздики).

- Ребята у вас на столе лежат листочки. Нарисуйте на них предметы, которые называют эти слова.

(Рисунки выставляются на доске.)

- Почему рисунки получились разные у вас? Как вы думаете?

- Потому что ударение падает на разные слоги.

- Если ударение поставить на 1 слог, то говорится о здании, а если поставить на последний слог, то говорится о предмете, которым закрывают дома ворота.

Молодцы!

- Составьте предложения с этими словами. (Дети составляют.)

- В слове гвоздики, если ударение поставить на первый слог, то это слово означает острые предметы, которые забивают в стену. А если поставить на второй слог, то это слово означает - цветы.

- Составьте предложения с этими словами.

2. Ребята, на доске записано стихотворение. Найдите слова с одинаковым написанием, но разными и ударными слогами.

«Скорей, сестра на рыб взгляни,
Попались на крючок они.
В ведёрко руку окуни
Не бойся это окуни».

Выпишите эти слова, и поставь знак ударения.

Вывод: Для чего нужно ударение?

Как найти ударение в слове?

Какой знак обозначает ударение?

Физминутка

Ёжик топал по тропинке (ходьба на месте)
И грибочки нес на спинке (руками достаем до спины).
Ёжик топал не спеша (ходьба на месте),
Тихо листьями шурша (ладошками показываем шелест листьев).
А навстречу ему скачет зайка, (скачут на месте)
Длинноухий попрыгайка (ладонями изображают уши зайки)
В огороде чьем-то ловко
Раздобыл косой морковку. (показывают как тащат морковку)

Словарный диктант.

Сейчас мы с вами запишем слова. Я показываю картинки, а вы их записываете в тетрадь.

(Медведь, заяц, воробей, корова, поросёнок, лисица.)

Что это за слова?

- Словарные слова.

Назовите лишнее слово. (Воробей)

Почему?

Это слово называет птицу, а остальные слова-животные.

Сколько слогов в этом слове?

Какой слог ударный?

Поставьте ударение в словарных словах.

- А теперь, ребята, поменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг у друга.

- Встаньте, у кого нет ошибок. Молодцы! (Выдаются медальки.)

- Прочитайте слова, ударение в которых падает на первый слог.

- (Заяц) - на первый слог.

- (Корова, лисица) - на второй слог.

- Как вы определили ударение?

- Где голос произносится с силой, значит эта гласная ударная.

Игра.

- А сейчас мы поиграем. Я называю слова, а вы хлопаете, если в слове ударение падает на 1 слог, встаёте, если на 2 слог и молчите, если на 3 слог.

Сосна, ветер, улица, ромашка, пароход, луна, молоко.

Молодцы!

Закрепление материала с использованием регионально-национального компонента.

Ребята, назовите самое чистое озеро в мире.

- Это озеро Байкал!

О Байкале расскажет Илья.

- Правильно. Наше озеро самое чистое. Его называю ещё Байкал-Батюшка, Жемчужина мира. В нём водятся очень интересные животные и рыбки. Одна из таких рыбок называется голомянка. А о ней расскажет Соловьёва Рита.

(Приложение 2)

Послушав рассказ Риты и Ильи, скажите, как вы должны относиться к прекрасному озеру? К природе которая нас окружает? (Выслушиваются ответы детей)

- Назовите ударную гласную в слове Байкал. (Вторая «а»)

- Назовите безударные гласные. (Первая «а»)

- Какое правило должны знать, чтобы правильно написать это слово.

Имена собственные пишутся с большой буквы.

Составьте предложение с этим словом. (Самое яркое предложение записывается под диктовку).

Рефлексия

Что вам понравилось на уроке?

Что нового узнали?

Спасибо за работу.

На этом мы заканчиваем наш урок, а на память вам Рита раздаст фотографии Байкала.

14.02.2010