Интегрированный урок (русский язык + литература): "Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Двусоставные предложения"

Разделы: Русский язык, Литература


Цели:

  • обобщить и закрепить знания о двусоставных предложениях на основе лирики М.Ю. Лермонтова, посвященной Кавказу;
  • показать яркость и выразительность языка поэзии поэта.

ХОД УРОКА

Тебе, Кавказ, суровый царь земли
Я посвящаю снова стих небрежный …

I.   Вступительное слово учителя

– Русский язык и литература – это единое явление в культуре. Изучая литературу, мы не можем не обращаться к «великому могучему и прекрасному языку», на котором она  создана.  Завершая в  8 классе знакомства с творчеством М.Ю.Лермонтова, мы еще раз обратимся к нему, чтобы осознать значения этого человека: его личности и его поэзии для русской культуры. И попытаемся проникнуть в творческую лабораторию поэта.
Поэт Павел Антокольский посвятил памяти М.Ю. Лермонтова стихотворение «Гроза над Пятигорском». Я предлагаю вам послушать и подумать:
– Каким предстает в этом стихотворении М.Ю. Лермонтов?

II.   Чтение стихотворение учащимся

Павел Антокольский

ГРОЗА НАД ПЯТИГОРСКОМ

Гроза разразилась
И с юноши мертвого
Мгновенно сорвала косматую бурку.
Пока только гром наступленье развертывал,
А страшная весть понеслась к Петербургу
Железные воды и кислые воды бурлили и били
В источниках скал.
Ползли по дорогам коляски, подводы, арбы и лафеты…
А юноша спал.
Он спал, ни стихов не читая, не писем,
Не сын у отца
И у века не пасынок!
И не был он сослан,
И не был зависим от гор этих,
Молниями опоясанных…
Он парусом где-то белел одиноким,
Иль мчался по кручам конем легконогим,
Иль, с барсом схватившись,
Катился, визжа, в туманную пропасть!
А утром, воскреснув, гулял у чеченцев в аулах окрестных,
Менялся кинжалом с вождем мятежа!
Гроза разразилась.
Остынув от зноя и снежным дыханьем на мертвого дунувши,
Одели его ледяной сединою
Машук и Бештау,
Склоняясь над юношей:
– Спи, милый товарищ,
Окончилось горе…
Сто лет миновало.
Мы снега белее,
Но мы – старики,
Да и все Пятигорье,
Отпразднуем грозами твой юбилей!
И небо громовым наполнится рокотом!
И гром – агитатор уснувших разбудит
А время? А смерть?
Пропади они  пропадом!
Их не был вовсе
И нет, и не будет!

III.  Беседа

– Итак, каким предстает Лермонтов перед нами? (Автор показал, что характер у Лермонтова был свободолюбивый, сравнивается с горами).
– Ребята, а как Лермонтов был связан с Кавказом? (В детстве с бабушкой ездил лечиться, 2 раза был в ссылке, погиб тоже на Кавказе).
– Сейчас из стихотворения выпишем один абзац и попробуем разобраться в нем. Подумайте, что объединяет все слова с пропущенными орфограммами?

Он парусом где-то б_лел од_ноким,
Иль мчался по кручам к_нем легконогим,
Иль, с барсом схв_тившись,
К_тился, визжа, в туманную проп_сть,
А утром, воскреснув, гулял у чеченцев в аулах окрестных,
М_нялся кинжалом с вождем мятежа!

– Что же все-таки объединяет все слова с пропущенными орфограммами? (Орфограмма которая находится в корне слова).

Задание: выполнить синтаксический разбор этого предложения.

Выполнение разбора предложения учащимся

– Ребята, как вы думаете, что Павел Антокольский  передал в этих поэтических строчках? (Он раскрыл внутренний мир поэта, вольнолюбие, уважение и понимание к другому народу, потому что они боролись за свою независимость).
– Сейчас обратимся к произведениям самого поэта. Как вы думаете, что значил Кавказ для Лермонтова? (Кавказ для Лермонтова – символ вольной, неукротимой, самобытной природы; это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов; вольнолюбивых людей, еще не испорченных цивилизацией; это земля,.. Он видел Кавказ глазами путешественника, художника, поэта, война).

IV.  Чтение учащимся стихотворения М.Ю. Лермонтова «Кавказ»

КАВКАЗ

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно? их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла? мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.

Я счастлив? был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: все тоскую? по вас.
Там видел я пару божественных? глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!..

– Подумаете, о чем хотел сказать поэт?

Беседа:

– О чем это стихотворение? (О природе, о воспоминании о матери и о первой любви).
– Какую мысль хотел донести автор до читателя? (Что поэт очарован красотой Кавказа).
– Все ли слова в стихотворении понятны, постарайтесь объяснить лексическое значение слов (отторгнут – отнять насильственным путем)
– Назовите художественно-выразительные  средства в этом стихотворении? (Эпитеты – сладкую песню, в розовый час, памятный глас; олицетворение – степь повторяла мне памятный глас; метафора – сердце лепечет).
– Какой художественный прием автор использовал в стихотворении? (Инверсия – изменение порядка слов в предложении для достижения художественной цели).
– Для чего использовал автор этот прием? (Чтобы ярче выразить чувства любви к Кавказу).
– А сейчас, ребята, делаем морфемный разбор слов у доски: вечно, повторяла божественный; морфологический разбор слова: счастлив.
– Назовите сколько букв и звуков в слове тоскую.

V.  Чтение учащимся стихотворения «Тебе, Кавказ, суровый царь земли»

 Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я посвящаю снова стих небрежный…
Еще ребенком робкими шагами
Взбирался я на гордые скалы,
Увитые туманными чалмами, –
Там ветер машет вольными крылами,
Там ночевать слетаются орлы;
Я в гости к ним летал мечтой послушной
И сердцем был товарищ им воздушный. 

Задание: выполнить (на листочках) частичный разбор предложений, выделить грамматические основы, укажите тип сказуемых.

VI. Задание: выписать простое двусоставное предложение, осложненное деепричастным оборотом из учебника литературы (гл. 13).

VII.   Слово учителя

– Ребята, вы знаете, что М.Ю. Лермонтов был одаренным человеком: играл на скрипке, был хорошим математиком, писал картины. Многие из них посвящались гордому и величественному Кавказу.

VIII. Задание: по впечатлениям от картин, стихов составьте 2-3 простых двусоставных предложений.

IX.   Подведение итогов

– Итак, что мы повторили о двусоставных предложениях?
– А что еще сегодня на уроке открылось нам нового и интересного?

X.   Задание на дом

– У кого появилось желание продолжить свои впечатления, напишите  мини-сочинение; подготовиться к диктанту.  

Приложение