Как вести себя в критических ситуациях

Разделы: ОБЖ


Тема урока: «Как вести себя в критических ситуациях».

Цель урока: Познакомить учащихся с правилами поведения в критических ситуациях, связанных с пожаром и телефонным терроризмом.

Задачи урока:

  • Уточнить значение словосочетания «критическая ситуация», «паника»;
  • Систематизировать знания учащихся о возможных местах возникновения критических ситуаций;
  • Составить алгоритм поведения в любой критической ситуации;
  • Познакомить учащихся с планом эвакуации в школе.

ХОД УРОКА

– Каждый из вас слышал и произносил слова «опасность», «угроза», вкладывая в них определённый смысл. Как вы объясните значение сочетания «критическая ситуация?» (Высказывания детей.)

Учитель обобщает ответы детей и даёт определение.

– Опасность, критическая ситуация – неблагоприятная ситуация, событие, явление, отрицательно влияющие на жизнь людей. Сегодня мы поговорим о том, как нужно вести себя в критической ситуации. Но прежде мы должны выяснить какими они могут быть. Составим схему мест возникновения таких ситуаций. Как вы думаете, где они могут возникнуть?

(Дети предлагают возможные варианты.)

На доске появляется таблица.

– Какие дорожные ситуации могут возникнуть на улице? (При неправильном переходе дороги, тебя может сбить машина; автобус, в котором ты едешь, может попасть в аварию, и т.п.)
– Опасность подстерегает тебя на дороге, в транспорте. Мы забыли еще об одной опасности – о незнакомых тебе людях!

На доске:

– Какие критические ситуации могут возникнуть дома, в школе? (Пожар, позвонили в школу, сказали, что заложена бомба).
– Значит, критическая ситуация может возникнуть при пожаре в школе или дома, телефонном терроризме. Не забывайте также еще о двух опасностях в вашем доме: первое, если кто-то незнакомый звонит в твою дверь, а второе – ты один в лифте! (с лифтом что-то случилось или незнакомец в лифте)

На доске:

Это те, немногие, но самые возможные опасности, подстерегающие нас всех. Что же нужно делать, чтобы их не произошло? И что делать, если вы оказались в одной из этих критических ситуаций? (Высказывания детей)
Конечно, мы не успеем рассмотреть их все. Поэтому поговорим только о пожаре и терроризме.
Пожар… Мы уже сказали, что он может возникнуть в школе, дома, в любом здании, где вы находится.
Пожар в квартире! Что же делать? На ваш взгляд, что самое главное для человека в такой ситуации? (Вызвать пожарных). Да, несомненно. Но есть еще одна очень важная вещь, необходимая в любой критической ситуации – не поддаваться панике!
Итак, мы выявили первое правило поведения в критической ситуации. А еще важнее избежать пожара.
Сейчас я раздам вам листочки с вопросом, на который вы должны ответить письменно в этом же листочке.

Вопрос. Приведи пример, когда человек виноват в возникновении пожара у себя в доме. В чем его ошибка? Что нужно было сделать, чтобы избежать пожара?
Итак, что делать, если в квартире неожиданно возник пожар? Опытные профессионалы – пожарные отвечают на этот вопрос так: «Главное – не паниковать. Первое, что надо сделать, – позвонить «01». Потом уходить из квартиры, плотно закрыв за собой дверь».
Такой порядок действий давно известен всем. Тем не менее на пожарах гибнут люди. Почему? Причину этого мы узнаем, разгадав ребус:

(Дым)

– Да, вы правы. Многие люди, например, не знают, как опасен дым. Ведь в кино и по телевизору пожар обычно показывают так: бушует огонь, огромные языки пламени во весь экран. И все привыкли думать, что пламя – это и есть главная опасность. На самом деле большинство жертв пожаров гибнут от дыма.
Почему? Современная мебель, линолеум, обои – все это делается с помощью химии. И при горении образуется много ядовитых газов. Стоит человеку несколько раз глотнуть такой отравленный дым – и он теряет сознание, задыхается. Если в квартире дым, надо дышать только через мокрую ткань (полотенце, платок). А к выходу пробираться пригнувшись или даже на четвереньках – внизу дыма обычно меньше.
Что делать, если пожар возник в школе или в другом здании, где ты находишься, а может быть позвонили и сказали, что заложена бомба – телефонный терроризм! На этот случай, для каждого здания, где бывает много людей (театр, гостиница, поликлиника, магазин, школа), пожарные разрабатывают специальный план, на котором показано, каким путем надо спасаться и в какие двери выбегать. Вы наверняка видели его в школе на окне рядом с лестницей и в классе. Как он называется? («План эвакуации»).
Рассмотрим его. Найдем наш кабинет, а это стрелки, которые показывают нам, куда нужно бежать в случае опасности. Проследим наш путь по коридору, далее по лестнице на первый этаж.
– Что самое главное нужно, если возникнет опасность пожара или взрыва? (Не поддаваться панике, слушать и быстро делать то, что говорит учитель!).
Сейчас я раздаю вам листочки с тестовыми заданиями. Вам необходимо обвести правильный вариант ответа или закончить фразу.

Тестовые задания

1. При пожаре звонить… ?

2. Что нужно сделать в первую очередь при пожаре в квартире?

а) попробовать потушить огонь самостоятельно;
б) уйти из квартиры, плотно закрыв за собой дверь;
в) позвонить в пожарную службу.

3. Вместе с приятелем ты едешь в лифте. Он достал спички и хочет поджечь кнопки лифта. Что ты будешь делать?

а) скажу, что нельзя так делать, потому что нам попадет;
б) просто буду смотреть, что получится;
в) заберу у него спички и объясню, что мы рискуем задохнуться ядовитым дымом.

4. Почему надо дышать через мокрую ткань, если в квартире дымно?

а) мокрая ткань не дает огню закоптить лицо:
б) мокрая ткань предохраняет от раскаленного воздуха и ядовитых газов дыма;
в) мокрая ткань охлаждает тело.

5. Ты сидишь дома, делаешь уроки. И вдруг чувствуешь запах дыма, который идет от входной двери. Выйдя на балкон, ты видишь, что двумя этажами ниже из окна вырываются клубы дыма. Взрослых дома нет. Как ты будешь действовать?

а) попытаюсь дозвониться маме на работу;
б) позвоню «01», сообщу, где пожар, назову адрес. Потом заткну мокрой тряпкой щель под дверью и буду ждать пожарных;
в) пойду искать учебник ОБЖ, где написано, что делать в таких случаях.

6. Большинство жертв пожаров гибнут от…?

а) … страха;
б) … отравления дымом;
в) … ожогов.

7. План эвакуации со второго этажа висит на …

– Что нового вы сегодня узнали? Что пригодится вам в жизни из того, что мы повторили, узнали? Давайте вместе стараться, чтобы такие ситуации не возникли с нами ни в школе, ни дома.