Открытый урок по русскому языку "Проверка безударной гласной в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Цель: Формирование умения учащихся проверять безударную гласную в корне слова по алгоритму.

Задачи:

Образовательные: развивать умение распознавать орфограмму в корне слова, составление памятки проверки безударных гласных в корне слова, отрабатывать умение применять памятку проверки безударных гласных в корне слова.

Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, умение работать в коллективе, трудолюбие, аккуратность.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, память, внимание, устную и письменную речь, активизировать познавательную деятельность.

Оборудование: учебник “Русский язык”. 2-й класс, авт. Т.Г. Рамзаева, индивидуальные карточки для выполнения самостоятельных работ, памятка “Как проверить безударную гласную в корне слова”, магнитофон, телевизор, DVD-плеер, презентация Power Point, листы в виде ракеты, памятка с Лунтиком.

1. Постановка темы и цели урока.

Микроцель: подготовить учащихся к работе на уроке, создать ситуацию удивления.

УЧИТЕЛЬ:

– Ребята, сегодня у нас необычный урок. Утром я нашла записку, в которой было написано: “Прилетайте ко мне в гости на Луну. Будем распевать чай и распивать песни. Лунтик”.

УЧИТЕЛЬ:

– Ребята, как вы считаете, Лунтик всё правильно написал? (Разве можно “петь” чай и “пить” песни)

ДЕТИ:

– Лунтик допустил ошибки в своей записке.

УЧИТЕЛЬ:

– Какое правило не знает Лунтик?

ДЕТИ:

Правило о правописании безударных гласных в корне слова.

УЧИТЕЛЬ:

– Как проверить безударную гласную?

ДЕТИ:

Надо подобрать такое проверочное слово, где безударная гласная будет под ударением.

УЧИТЕЛЬ:

– Ребята, как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

ДЕТИ:

–Учится писать безударные гласные.

УЧИТЕЛЬ:

– Вы правы, сегодня мы будем учиться проверять безударную гласную в корне слова и поможем Лунтику научиться правильно писать слова с безударными гласными, и составим памятку “Как проверить безударную гласную в корне слова”

Итак, отправляемся в путешествие на Луну. Во время путешествия вам необходимо быть внимательными, проявить смекалку, показать свои знания и умения. На чем мы отправимся в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку:

Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла.
Только выпустит хвост –
Понесётся до звёзд.
У каждого из вас будет ракета

(Раздаются листы)

2. Чистописание.

Микроцель: выработка навыка аккуратного, каллиграфически письма.

УЧИТЕЛЬ:

– Чтобы завести первый двигатель ракеты, вы должны выполнить первое задание:

Прочитайте слова на доске. Найдите в каждой строчке лишнее слово.

Планета, безударные, звезда

Взлететь, приземлиться, гласные

ДЕТИ:

– Безударные гласные

УЧИТЕЛЬ:

– Все ли гласные могут быть безударными?

ДЕТИ:

– Только а, о, и. е, я.

Сегодня мы напишем их в минутке чистописания, ребята нам помогут (по Илюхиной).

3. Словарь.

Микроцель: развитие орфографической зоркости и умения работать в коллективе.

УЧИТЕЛЬ:

– Чтобы завести второй двигатель ракеты, вы должны выполнить второе задание:

Запишите слова, вставляя пропущенные буквы, М.сква, т.релка, п.нал, за.ц, .нтересный. (Взаимопроверка)

Какие гласные вы вставили? Можно ли в этих словах проверить безударные гласные?

ДЕТИ:

– Это словарные слова.

УЧИТЕЛЬ:

– Итак, друзья, в добрый путь! (Заводим мотор РРР)

4. Новый материал.

Определение безударной гласной

Микроцель: отрабатывать умение ставить ударение, определять безударную гласную в корне слова.

УЧИТЕЛЬ:

– Первую остановку мы совершим на планете “Безударная гласная”

УЧИТЕЛЬ:

– Как найти в слове безударную гласную? Прочитайте слова на доске, спишите их, поставьте в словах ударение, подчеркните безударную гласную (работа по цепочке):

Грачи, река, весна, дожди, земля, зелень, листва, кора.

УЧИТЕЛЬ:

– Ребята, как же проверить безударную гласную в корне слова?

Начнём составлять памятку “Как проверить безударную гласную в корне слова”

Памятка

  1. Поставить ударение.
  2. Выделить безударную гласную.

УЧИТЕЛЬ:

– А что надо сделать дальше? Надо определить в слове корень. Для этого мы летим на планету “Однокоренных слов”.

Подбор однокоренных слов

Микроцель: уточнить знания детей о корне, родственных словах.

УЧИТЕЛЬ:

– Какие слова называются однокоренными? Что такое корень слова?

Корень слова – главная, значимая часть.
Родственные связи дарят корню власть.
Выясни умело линию родства -
Однокоренные подбери слова.

Задание: Подберите однокоренные слова к корню: звезд-. Запишите эти слова по цепочке на доске и в тетради. Выделите корень.

ДЕТИ:

– Звезда, звёздочка, звёздочёт, созвездие, звёздный.

УЧИТЕЛЬ:

– Как пишется корень в однокоренных словах?

ДЕТИ:

– Корень в однокоренных словах пишется одинаково.

УЧИТЕЛЬ:

– Вернёмся к нашей памятке

Памятка

  1. Поставить ударение.
  2. Выделить безударную гласную.
  3. Определить в слове корень.

УЧИТЕЛЬ:

– А что надо сделать дальше? Надо подобрать проверочное слово. Поэтому мы летим на планету “Проверочных слов”

Тренировка в выделении проверочных слов

Микроцель: закрепить умение выделять проверочные слова.

УЧИТЕЛЬ:

– Третья остановка на планете “Проверочных слов”. Найдите две группы родственных слов, подчеркните среди них проверочное слово: Лес, водный, лесник, перелесок, воды, водичка, водяной, лесной.

УЧИТЕЛЬ:

– Закончим нашу памятку.

Памятка

1. Поставить ударение

2. Выделить безударную гласную

3. Определить в слове корень

4. Подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение

УЧИТЕЛЬ:

– Молодцы! Вы хорошо потрудились. Давайте немного отдохнём.

5. Физминутка.

От небесного причала,
Оттолкнулся луноход,
Он назад поплыл сначала,
А потом поплыл вперед.
И поплыл, поплыл по небу,
Набирая полный ход.

6. Проверка первичного усвоения.

Микроцель: закрепить алгоритм проверки безударных гласных в корне.

УЧИТЕЛЬ:

– У вас на столе карточки, которые попали в зону турбулентности, все пункты памятки перепутались местами, вам надо их восстановить.

___ определить корень

___ подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение

___ поставить ударение

___ выделить безударную гласную

7. Закрепление.

Микроцель: учить находить орфограмму в тексте, подбирать проверочные слова.

УЧИТЕЛЬ:

– Теперь мы остановились на планете “Учебная”. Открываем учебники на странице 168, упражнение 318. Выполняем по заданию.

8. Домашнее задание.

Выучить памятку. Выполнить упражнение № 331 на странице 176.

9. Экспресс диагностика.

Микроцель: проверить усвоение материала урока.

УЧИТЕЛЬ:

– Возьмите карточки, вставьте пропущенные буквы, не забудьте использовать нашу памятку:

Пришла в…сна. Тают сн…га. Течёт талая в…да. З…ленеют л…са и п…ля. Слышны г…лоса птиц.

10. Итог урока. Рефлексия.

Микроцель: показать, какие действия учеников привели к успешному выполнению задачи урока.

УЧИТЕЛЬ:

– Наше путешествие подходит к концу. Мы прилетели на Луну. Смотрите, нас встречает Лунтик. Чему мы научились на уроке?

ДЕТИ:

– Проверять безударную гласную в корне слова.

– Давайте подарим Лунтику нашу памятку, чтобы он никогда не ошибался.

УЧИТЕЛЬ:

– Чтобы вы не ошибались, я хочу подарить вам памятки “Как проверить безударную гласную в корне слова”.