Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по главе "Как права человека и гражданина связаны с государством"

Разделы: История и обществознание


Цель и задачи урока:

1. Закрепить полученные на уроках представления

  • о государстве и государственной власти
  • о демократическом государстве
  • о человеке и гражданине
  • о правовой связи человека и государства
  • об ответственности государства перед своими гражданами

2. Словарная работа: государство, демократия, власть, гражданин, ответственность

3. Воспитание любви к Отечеству, чувства ответственности и причастности к судьбе Родины

Ход урока

1.

Учитель зачитывает определение, а ученики в рабочих тетрадях записывают слово-термин:

1. Способность влиять, воздействовать в нужном направлении, подчинять своей воле - власть

2. Мнение, принимаемое на веру, без проверки и рассуждения. Доверие к словам и примеру родителей - авторитет

3. Страна, как географическое образование. Организация власти правителей. Верховная власть - государство

Учитель просит зачитать вслух свои записи в тетради 2-3 учеников. Записывает эти слова на доске: власть государство авторитет

Учитель задает вопросы:

  1. Что такое власть?
  2. Что общего между властью в семье и государстве?
  3. Из чего складывается авторитет государства?

Выслушав ответы детей, делает вывод о том, любое государство держится на власти и подчинении, без них существование государства было бы невозможно.

2.

На доске схема (заранее подготовленная учителем на трех отдельных листах формата А-3)

1-й лист: "на страхе и принуждении"

2-й лист: "на авторитете правителя"

3-й лист: "на подчинении людей по убеждению, на добровольной поддержке действий властей ради общезначимых целей"

Учитель задает вопросы:

1. Что действует лучше? Власть, основанная на: (перечисляет элементы схемы)?

С помощью знаков (+) и (-) на доске фиксирует ответы детей под элементами схемы.

В итоге должно получиться:

а) под первым листом стоит знак (-)

б) под вторым листом стоит один знак (+)

в) под третьим листом стоят два знака (+) (+)

2. От чего зависит добровольная поддержка власти населением?

Выслушав ответы детей, учитель предлагает вывод записать в тетрадь:

"Добровольная поддержка власти населением зависит от того

  • соблюдает ли государственная власть права и свободы человека или игнорирует их
  • от того, какие принципы осуществляет власть в отношении народа: демократические или диктаторские; справедливости и равноправия или дискриминации"

3.

Учитель вывешивает на доску плакат

"У прав и свобод человека и гражданина в России - большое будущее!"

Задает вопрос:

1. Согласны ли вы с данным утверждением? Приведите свои доводы "за" и "против"

Организует работу в парах по плану:

  • высказывание позиций,
  • обсуждение их,
  • отбор и формулирование единого ответа,
  • выбор отвечающего.

Напоминает о необходимости уважать мнение другого, умения выслушать и умения убедить.

Длительность - 2 мин.

Далее заслушать 2-3 ответа.

Выслушав ответы детей, делает вывод о том, что быть гражданином России - значит обладать на ее территории всеми и правами и свободами, рассчитывать на защиту со стороны государства, но одновременно нести обязанности перед Отечеством.

4.

Учитель обращается к детям:

Изучая тему "Граждане Российской Федерации и другие граждане" вы записывали в тетради вопросы по темам:

  • иностранцы в России
  • беженцы
  • нелегалы

Откройте тетради. Прошу вас задавать (зачитывать) свой вопрос и называть того, кто будет отвечать.

Опрос по "цепочке" - спросить 3-5 человек.

Выслушав ответы детей, учитель подводит итог высказываниям - рядом с гражданами России временно и постоянно проживают также иностранцы, беженцы, временные переселенцы. У них разный объем прав и обязанностей, но каждый их них - человек, и значит, нуждается в защите чести и достоинства. Россия, в большей или меньшей степени, обеспечивает эту защиту.

5.

Подведение итогов работы на уроке по данной теме:

Зачитать вслух (с.74 учебника) - "108 слов в заключении первой главы".

Учитель анализирует работу учащихся на уроке:

  • чем занимались на уроке?
  • что повторили?
  • что важного и интересного узнали?
  • чему научились?
  • что закрепили?
  • какие вопросы вызывали трудности?

Далее учитель называет тех, кто активно работал на уроке, выставляет оценки учащимся за работу на уроке.