Русский язык. "Состав слова"

Разделы: Начальная школа


Цели: совершенствования знаний об однокоренных словах и значимых частях слова; умение разбирать слова по составу, развивать умение образовывать новые слова, развивать орфографическую зоркость, каллиграфическое письмо. Воспитывать умение слушать учителя, аккуратность.

Оборудование:

  • Индивидуальные карточки.
  • Сигнальные карточки.
  • Раздаточный материал.
  • Иллюстрации к уроку (дерево, гусеница).

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Чистописание (перевод на широкую строку). Чтение частей слова по алгоритму (дети записывают: корм, а, ушк, по, сад, к, а.).

Какими частями слова являются записанные (слово, слог, буквы)

- Теперь соедините все части и запишите , какие слова у вас получились.

-Выделите каждую часть в этих словах.(Посадка, кормушка.)

-Для того, чтобы узнать какую тему урока мы будем повторять, вам нужно дописать не достающий элемент у буквы и прочитать тему урока.

(Дети называют не достающие элемент, по алгоритму записывая тему урока в тетрадь "Состав слова")

- В лингвистике этот раздел называется "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ". Как вы думаете, почему так назвали этот раздел? Что он изучает?

(Образование новых слов)

- При помощи чего образуются новые слова.

(При помощи приставки и суффикса)

Сегодня мы побываем в гостях у этих частей слова. Обратите внимание на доску, что мы видим.

(ДЕРЕВО- рисунок на доске) - ДУБ - разберем слово по составу, какую часть слова мы выделим ? КОРЕНЬ

Что такое корень? А у дерева? (корень - это то, без чего растение не может жить)

-Корень - подземная часть растения, но она очень, нужна растению, без него оно погибнет. А для чего корень нужен слову? (из корня появляются слова)

-Давайте в этом убедимся. Где растет дуб? (в лесу, корень ЛЕС)

Образуем слова с корнем ЛЕС

-Ребята, посмотрите, по дереву ползет гусеница и везет на себе, что?

("СОСТАВ СЛОВА" - рисунок с частями слова на гусенице)

-Гусеница не только напомнила тему урока, но и принесла нам задания, которые мы должны выполнить.

Задание №1 (см. ПРИЛОЖЕНИЕ №3)

Черный ящик.

Здесь находятся то, в чем на стол подают масло, сахар.(Дети называют слова, учитель показывает эти предметы. Покажите схему первого слова, второго. Молодцы. Запишите слова в тетрадь - выделите части слов .)

Какие части слова мы выделили? (корень, суффикс, окончание.)

Какую часть слова не выделили ? (приставку - что такое приставка)

Задание №2

Собери слова.

Маленькие гусеницы приползли и притащили на себе слова, в которых нужно взять по одной части слова и образовать новое.

Запишите полученные слова, выделите части слова, которые вы использовали для получения новых слов.

Физкультминутка: игра

Если слово имеет корень САД - встать, а если слово имеет корень

ЛЕС - присесть.

САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК ,ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.

Раз - согнуться, разогнуться
Два - нагнуться, потянуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть,
Семь, восемь - лень отбросим.

Задание №3

Пирамида.

Прочитайте пирамиду слов, написанную на доске (доска закрывается)

Кто вспомнит слова, которые разбираются по схеме

(приставка, корень, суффикс)

Подарок (дети называют подарок, открывается доска, проверяют правильность названного слова, записывают в тетрадь, выделяют названные части слова)

А теперь по последним буквам прочитайте слово и покажите схему, слово игрушка, записывают в тетрадь, выделяют показанные части слова.

Самостоятельная работа: разбери слова по составу.

Свет, земляничный, избушка, перегородка, карманный, пруды, вечерний, побег, садик, поставил, стрелка, поворот, раскрасил.(Пока дети выполняют задание №4 учитель проверяет и в конце урока сообщает какую оценку получил ученик. По этой работе можно узнать как дети усвоили тему "Состав слова")

Задание № 4

Последнее задание, раскрасить на картинке предметы, которые при записи соответствуют схеме.

Корень, окончание.

Корень, суффикс.

Корень.

Итог:

Проверяются работы детей и оцениваются (картинка раскрашена вся).

Подводится итог урока.

Выставляются оценки после прочтения стихотворения.

Корень мой находится в ЦЕНЕ
В ОЧЕРКЕ найди приставку мне
Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречали
Окончание отдаст нам КОШКА
Вся же в дневнике я и в журнале.

Дети пишут полученное слово - оценка. Выставляются оценки.

О чем мы забыли, разбирая слова? (об основе) Что такое основа? (правило) Выделите во всех записанных словах - основу.

Приложение.