Урок русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Правописание мягкого знака"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: знакомить учащихся с ролью мягкого знака, показателя мягкости; формировать интерес к русскому языку; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письме; писать “ь” для обозначения мягкости на конце и в середине слова; развивать интеллектуальные способности учащихся; воспитывать внимание детей к “живому” слову.

ХОД УРОКА

I. Настрой на урок. Организационный момент урока.

- Сядьте удобно. Давайте попробуем изложить правила поведения на уроке в стихах:

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и… (внимательным).
Все пиши, не отставая,
Слушай не… (перебивая).
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все… (понятно).
Если хочешь отвечать,
Надо руку… (поднимать).
Будь прилежен на уроке,
Не болтай: ты не… (сорока).
Если друг стал отвечать,
Не спеши его…(перебивать).
А помочь захочешь другу -
Подними спокойно… (руку).

- Во время урока мы должны быть добрыми, сообразительными, внимательными и должны взять с собой знания, побыть немного волшебниками.

II. Минутка чистописания.

- Побудем волшебниками. Будем вышивать узор не волшебной палочкой, а буквой. А какой буквой, вы мне скажите сами, найдя лишнюю букву в данном ряду.

На доске написан ряд букв: Е, Е, Ю, Ь, Я, И.

- Лишняя буква “ь”, она не обозначает звука.

- Вышиваем “ь” с верхним соединением, ведем вверх, а потом вниз.

- Прочтите девиз нашего урока (написан на доске и у детей в тетради)

“Ученье – путь к уменью”.

- Назовите и подчеркните орфограммы в предложении.

“Ученье – путь к уменью”.

- О какой орфограмме пойдет речь на уроке? (О правописании какой буквы мы будем сегодня говорить)

III. Словарно-орфографическая работа.

Проявив волшебные качества своей наблюдательности и внимания, разгадайте буквенный ребус, и вы узнаете с каким словарным словом, мы сегодня познакомимся.

- Словарное слово “ЯБЛОКО”.

- Что такое яблоко?

  • плод дерева яблони;
  • глазное яблоко (тело глаза);
  • середина в мишени для стрельбы в цель – стрелять в яблочко;
  • рукоятка мяча – яблоко;
  • символ императорской власти – державное яблоко;
  • кадык у мужчин – адамово яблоко выпячивается на горле;
  • апельсин с итальянского “яблоко”;
  • во французском языке помидор – “золотое яблоко”, а картофель – “земляное яблоко”;
  • на Руси яблоко упоминается с XI века, чаще в русских народных сказках, как наливное и румяное яблочко. В переводе с древнерусского “шар”.

- Напишите слово яблоко и укажите орфограмму.

- Образуйте однокоренные слова. Выделите корень. Назовите встретившиеся орфограммы.

Яблоко, яблочко, яблочный, яблонька.

- О каких орфограммах еще пойдет речь на уроке? (Чк, чн, нч, щн, нщ, чт, рщ)

- Как помочь себе запомнить это слово? На что похожа буква “О”?

(Можно нарисовать букву “о” в форме глаз, в форме знака вопроса, похожего на букву “о”).

IV. Введение в тему урока. Повторение теоретических знаний.

- Чтобы “попасть в яблочко”, т.е. достигнуть цели урока, можно идти разными путями: выучить правило по учебнику или самостоятельно овладеть им, чтобы лучше запомнить.

- Каким мы пойдем путем?

- Сколько гласных букв в русском алфавите?

1) 33 2) 21 3) 10 4) 6

- Какая из этих букв не является гласной и не имеет звука?

1) И 2) Я 3) Ь 4) Ю 5) Е

- Что общего у всех букв? - обозначают мягкость согласных

- Сколько букв и звуков в слове “осень”?

1) 5б., 5зв. 2) 4б., 4зв. 3) 5б., 4зв. 4) 4б., 4зв.

- Что знаете о букве “Ь”?

- Какое из этих прилагательных употребляется при характеристике согласных звуков?

1) тяжелый 2) немой 3) мягкий 4)легкий

- Назовите согласные звуки, которые всегда мягкие?

- Какой это звук /ч/ ?

1) скрипящий 2) звенящий 3) шипящий 4) свистящий

- Правописание, каких орфограмм связаны с шипящими /ч, щ/?

- Сколько в данном предложении ошибок?

Под елочькой у булочьной сидят малчик игорь и кошка Муска.

1) 4 2) 6 3) 5 4) 3

- Назовите орфограммы.

- Какая часть растения бывает частью слова, в которой и встречаются наши орфограммы?

1) лист 2) цветок 3) корень 4) плод

Посмотрите на ответы: 3, 3, 3, 3, 3, 3, 3. Если вы совершите некоторое математическое действие, то вспомните, сколько согласных в алфавите. (3*7=21)

Сделаем вывод:

- для чего служит “Ь”;

- в какой позиции;

- когда не пишется “Ь”.

V. Физминутка.

Я буду называть слова, если в слове есть “Ь” вы расправляете плечи и наклоняетесь назад, если нет “Ь”, то наклон вперед.

Дочка, окунь, речной, мобильный, Ванечка, борьба, тюлень, чтение, мощный, льдина.

VI. Изучение нового материала и повторение пройденного.

- В место вопросительного знака поставьте букву или цифру. Обоснуйте выбор.

птен.чик – с

овощ.ной – п

меч.тает – ? (г)

(глагол)

пал.то – е

заин.ки – м

ел.ник – ?(е)

(ед.число)

Жуч.ка – к

бор.щ – ч

пон.чик – ?(ч)

(что?)

пис.мо – с

капел.ка – ж

хищ.ник – ?(м)

(мужс. род)

окун.ки – р

снегир. – п

бабоч.ка – ? (н)

(насекомые)

- Посмотрите внимательно на слова, на какие группы (по каким признакам) можно разделить слова?

- Слова с “Ь” и слова без “Ь”.

- Разделите слова на две группы и запишите по группам в два столбика. Укажите орфограммы. У доски или за доской работают два человека.

Птенчик        Пальто

овощной       заиньки

мечтает         ельник

Жучка           письмо

борщ              капелька

пончик         окуньки

хищник         снегирь

бабочка

VII. Закрепление изученного материала.

Физминутка “Наши глазки”.

1. Прочитайте цепочки слов. Найдите в каждой лишнее слово. Ответ обоснуйте.

Л...няной, пыл...ный, бол…шой, ночен…ка. – 1-й ряд

Спор...щик, лимон...чик, молоч...ко, мор…щить. – 2-й ряд

Воз...мет, прил…нул, мел…кает, вол...ный. – 3-й ряд

- Напишите оставшиеся в цепочке слова в алфавитном порядке. Работа по рядам.

Проверка работы.

2. Физминутка для глаз (приложение № 1).

3. Каждому ряду дается волшебный “цветочек”. На лепестках цветов написаны части слов.

Например:

- Посмотрите на необычные волшебные цветы.

К вам, ребята, мы спешили.
Познакомиться решили.
Но вчера упали с кочки
И распались на кусочки.
Помогите! Помогите!
Из кусочков нас сложите.

- Составьте слова и запишите в строчку через запятую, подчеркните орфограмму.

Прочтите, какие у вас получились слова.

4. Диктант “Плюс – минус”.

Если в слове пишется “Ь” знак, то ставите “плюс”, если в слове не пишется “Ь” знак, то ставите “минус”.

Ольга, вулканчик, сосулька, беленький, овощной, женщина, больница, почта, долька, сердечко, уличный.

(+ , -, +,  +, -, -, +, -, +, -, - )

- Дополнительно по времени можно дать по выбору учителя задания №5.

5. Посмотрите внимательно на предложения, написанные на доске.

Мал...чики скол...зят по л...ду на кон...ках.

На снегу виднелис... следы крошеч...ного звер...ка.

Рыжен...кая белоч...ка скрылас… в густом ел...нике.

- Ребята 1-го ряда, запишите предложение, в котором большее количество слов с мягким знаком. (Дети пишут 1-е предложение).

- Ребята 2-го ряда, запишите предложение, в котором три слова с мягким знаком. (Дети пишут 3-е предложение).

- Ребята 3-го ряда, запишите предложение, в котором меньшее количество слов с мягким знаком. (Дети пишут 2-е предложение).

- Укажите орфограммы. Подчеркните главные члены предложения (грамматическую основу).

(Это задание можно выполнить по-другому: напишите предложения в порядке увеличения в них количества слов с мягким знаком)

VIII. Домашнее задание.

Напишите слова в два столбика по пять слов в каждый столбик, в один с “Ь”, в другой с сочетаниями чк, чн, нч, щн, нщ, рщ, чт.

IX. Итог урока.

- Что было на уроке трудным? А что интересным?

- Для чего служит мягкий знак в словах?

- В каких случаях он не пишется?

- Для кого сегодняшний урок прошел не напрасно?

- За это время благодаря вашим умелым действиям выросло необычное волшебное дерево. Благодаря нему каждый из вас покажет пользу или бесполезность сегодняшнего урока.

  • Если урок для вас прошел на отлично, и вы остались довольны, вы прикрепите к дереву красное созревшее яблоко;
  • Если урок прошел для вас хорошо, но ничего нового он вам не принес, он ничем не отличался для вас от прежних-то розовое недозревшее яблоко;
  • Если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то зеленый плод яблока.

Приложение № 1

“Сотвори солнце в себе”

В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит, и греет. Давайте сотворим в себе солнце.

Закройте глаза. Представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличивается. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка стала еще больше. Направляю лучики с добром, радостью, теплом, светом, нежностью, лаской. Теперь звездочка стала большой, как солнце. Оно несет тепло всем – всем. (Руки в стороны перед собой)

“Наши глазки”

Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти легкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочки часов,
Проведем глазами дружно,
Ну а дальше – будь здоров!
Теперь и вы все отдохнули,
Новая забота:
Нужно сделать на “отлично”
Новую работу.