Урок математики в 1-м классе "Числовой отрезок"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Закрепление понятия о числовом отрезке, обучение присчитыванию и отсчитыванию нескольких единиц; знакомство с геометрическими телами: шар, конус, цилиндр, обучение распознаванию форм этих тел в предметах окружающей обстановки, изображению их на плоскости; отработка и закрепление навыка счёта в пределах четырёх;
  • Развитие речи, памяти, творческих способностей, мышления, внимания;
  • Воспитание целеустремлённости, взаимопонимания, взаимовыручки, здорового образа жизни.

Подготовительная работа: подготовка презентации для работы с интерактивной доской в программе Notebook, изучение теоретической литературы, подготовка физминуток.

Оборудование: модели геометрических тел, линейки, карточки с цифрами, "домики" с составом чисел от 1 до 4.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент.

Раз, два, три - слушай и смотри.
Три, два, раз - мы начнём сейчас!

II. Актуализация опорных знаний.

Ритмическая игра "Счёт через 4". (Коснуться правой рукой правой ноги - раз, левой рукой - левой ноги - два, хлопнуть в ладоши - три, коснуться друг друг ладонями - четыре).

Решение задач - шуток в стихах.

Ёжик по лесу шёл,
На обед грибы нашёл:
Два - под берёзой,
Один - у осины.
Сколько их будет
В плетёной корзине? (3)
Четыре сороки пришли на уроки,
Одна из сорок не знала урок.
Сколько прилежно
Трудилось сорок? (3)

Четыре зайца шли из школы.
И вдруг на них напали пчёлы.
Два зайчика спаслись едва.
А сколько не успело? (2)

"Отгадай-ка"! О каком числе идет речь в стихотворении.

Ученик, отгадавший загадку, получает карточку с соответствующей цифрой и выходит к доске.

О каком числе (цифре) в народе говорят:

"Мал он, да удал",-
И стар и млад твердят,
А он маленький,
Но очень сильный, смелый,
И в любом ряду он будет первый.
Удалая цифра, мастерица,
И зовётся цифра: единица!

Сколько глаз у человека,
Сколько рук и сколько ног?
Всем число известно это,
Без него никто б не смог
Вместе с другом выйти в путь,
Веселиться, отдохнуть,
Без него никак нельзя,
И зовётся оно :два!

У светофора цвета:три
В треугольнике угла тоже три, не полтора.
Сказки числом 3 богаты -
"Три медведя" и "Три брата",
"Три царевича", "Три желания",
Три богатырям задания.

Отгадай-ка ты сперва,
Сколько ножек у стола?
И сторон в квадрате?
Углов в нашей хате?
И на сколько дорог
Перекрёсток ведёт?
Сколько раз в году
Земля наряжается?
Как число это называется? (четыре)

Постановка проблемы. Открытие нового.

Практическая деятельность: у доски 4 ученика, в руках которых карточки с цифрами. Они становятся по порядку, образуя числовой отрезок. Нескольким ученикам предлагается "попутешествовать", присчитывая и отсчитывая по одному по "числовому отрезку".

Проблемный вопрос:

- Ребята, как быть если мне необходимо прибавить не 1, а 2?

Вывод: перемещаясь от числа вправо на две единицы, мы прибавляем к нему число 2, а перемещаясь на 2 единицы влево, - вычитаем число 2. Аналогично можно присчитывать и отсчитывать по 3, 4 и т.д.

Использование шкалы линейки как числового отрезка.

Решение по шкале линейки примеров типа: 6+3, 9-4, 3+5, 11+4 и т.д.

Физкультминутка.

Раз - подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши 3 хлопка,
Головою три хлопка.
На 4 - руки шире.
5 - руками помахать.
6 - за парты тихо сесть.

III. Определение темы урока учениками. Чтение темы с экрана.

"Числовой отрезок".

Нахождение выражения с помощью числового отрезка: присчитывание и отсчитывание нескольких единиц по готовому образцу.

Работа в учебнике-тетради и на доске.

- От какой точки начнём движение?

- В каком направлении идет перемещение?

- Какое действие выполняем?

- На сколько шагов перемещаемся?

- Какой пример решили?

- Какой ответ получили?

- Какое число на числовом отрезке обозначено красной точкой?

- Прочитайте числовое выражение. Какой знак стоит?

- В каком направлении нужно двигаться?

- На сколько шагов влево нужно двигаться?

- Сколько всего отняли?

- Какое числовое выражение решали?

- Какой получили ответ? И т.д.

IV. Закрепление пройденного.

Решение примеров. №3, с. 38.

Обозначение "части" и "целого".

Использование "домиков" с составом чисел от 2 до 4.

Решение примеров в несколько действий.

№4, с.38.

а) По выражению выполнить рисунок, найти значение выражения, записать ответ.

б) Сделать рисунок, составить выражение, найти его значение и записать ответ.

Физкультминутка.

Мы ногами: топ-топ,
Мы руками: хлоп-хлоп.
Мы глазами: миг-миг.
Мы плечами: чик-чик.
Раз - туда, два - сюда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели.
Два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора.

Знакомство с геометрическими телами. №6, с.39.

- Какие предметы нам напоминают форму шара? (Экран).

- Какие предметы нам напоминают форму конуса? (Экран).

- Какие предметы нам напоминают форму цилиндра? (Экран).

- Найдите (на экране) другие предметы таких же форм.

- Нарисуйте ещё по 2 предмета в таблицу.

V. Итог.

- Что интересного узнали?

- Чему научились?

- Какими знаниями хотели бы поделиться?

Используемая литература:

  1. Математика 1 класс: поурочные планы (по учебнику Л.Г.Петерсон/Авт.-сост.Т.В.Бут. - Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Л.Г.Петерсон . Математика 1 класс: Методические рекомендации. Пособие для учителей.-М., ООО "Баласс", 2008.
  3. Программа "Учусь учиться" по математике для 1-4 классов начальной школы по образовательной системе деятельностного метода обучения "Школа 2000:".- М.: УМЦ "Школа 2000:", 2007.
  4. Математика в исторических событиях. 1-4 классы: материла к занятиям/т.-сост. О.В.Воронина.- Волгоград: Учитель, 2009.

9.02.2010