Сценарий итогового занятия-панорамы "Мир искусства"

Разделы: МХК и ИЗО

Классы: 1, 2


Группа: 1 год обучения Детской художественной школы (6–7 лет)

Тема занятия: “Мир искусства”

Тип занятия: итоговое

Форма занятия: занятие-панорама для родителей

Цель: Подведение итогов за год по курсам “изобразительное искусство” и “история искусства”, демонстрация знаний и творческих работ родителям и друзьям.

Действующие лица:

  1. Ведущий-педагог.
  2. Царица красок
  3. Красный цвет
  4. Оранжевый цвет
  5. Желтый цвет
  6. Зеленый цвет
  7. Голубой цвет
  8. Синий цвет
  9. Фиолетовый цвет
  10. Палитра
  11. Скульптор
  12. Архитектор
  13. График
  14. Линия
  15. Штрих
  16. Пятно

Реквизит: Ковер, зеркало, ваза, цветок, картина, цветные кружки, цветовой круг, палитра, кисть, скульптуры, макеты зданий, пазлы (здание, скульптура, картины: портреты, пейзажи, натюрморты), дирижерская палочка, материалы (кирпич, дерево, бетон, стекло, металл), линии (ломаная, волнистая, прямая), штрих, перо, тушь, бумага, пастель, карандаш, линогравюра, матрица, гравюра на картоне, подарки.

Ход занятия

Ведущий: Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие, в волшебный мир искусства. Хотите? Давайте сначала сядем вот на этот ковер, (садятся на ковер по кругу) поговорим, а затем отправимся в путешествие. Мир искусства, что это за мир? Кто знает? (Ответы детей)

Вот послушайте, я расскажу вам сказку о том, кто создает такой мир. Жил был художник. Однажды он увидел цветок. Цветок был очень красивый, красный, как огонек, а капельки росы светились на его лепестках, как драгоценные камешки. Художник не мог налюбоваться на него и решил его нарисовать. Стало два цветка, одинаково красивых. Потом он увидел вазу и тоже нарисовал ее красками на холсте. А потом ему захотелось нарисовать все, что было в его комнате. На улице художник рисовал деревья, небо, дома, людей – весь мир. Художник нарисовал много красивых картин, в которых рассказал, как удивительна жизнь. Нужно только внимательно всматриваться в предметы, природу, людей – и тогда волшебный мир откроется. А жил художник в царстве живописи и звали его … (ответ детей – живописец). А правила в том царстве Царица красок.

Царица красок: Какие краски есть в моем царстве? (Ответы детей)

Правильно. В моем царстве почти все как у людей. Светит солнышко, но не такое, как у нас, а необычное (показывает цветовой круг). Оно состоит из нескольких цветов, причем каждый цвет стоит строго на своем месте, точно так же, как в радуге. (Царица показывает каждый цвет, а дети поочередно читают строчки):

Красный:

Знаменосец – КРАСНЫЙ цвет.
Ярче в мире цвета нет!

Оранжевый:

Цвет ОРАНЖЕВЫЙ – огонь,
Этот цвет рукой не тронь!

Желтый:

ЖЕЛТЫЙ цвет – его сосед,
Это урожая цвет.

Зеленый:

Цвет ЗЕЛЕНЫЙ – цвет весенний,
Он любимый цвет растений.

Голубой:

Если в небе тучек нет,
ГОЛУБОЙ у неба цвет.

Синий:

В СИНЕМ цвете нам видна
глубина и высота.

Фиолетовый:

ФИОЛЕТОВОГО цвета
Гребни гор в часы рассвета.

Ведущий: У царицы красок есть дочь – палитра.

Палитра: Рассказывает о себе (кто такая палитра, для чего она нужна художнику).

Палитра: У царицы красок есть три самые любимые краски. Вы знаете их? (Дети называют их: красная, желтая, синяя). На палитре они смешиваются и получается чудо:

красная + желтая = какая? (Ответ: оранжевая)
желтая + синяя = какая? (Ответ: зеленая)
красная + синяя = какая? (Ответ: фиолетовая)

Ведущий: В царстве живописи живут художники-живописцы. Они очень любят играть. Давайте поиграем! (Дети иллюстрируют слова движениями)

Игра: Солнышко в царстве живописи поворачивается медленно, и в зависимости от того, какой цвет светит, изменяется погода, настроение, сменяется день:

Голубой: утро, все просыпаются, потягиваются, зевают, настроение лирическое, движения плавные и медленные.

Красный: день, дети весело играют, бегают, все танцуют.

Синий: вдруг набежала синяя тучка и стал накрапывать дождик, все взяли зонтики и побежали прятаться под крышу. Похолодало.

Желтый: выглянуло солнышко, лужи высохли, опять зазвучали веселые голоса, все пришло в движение.

Оранжевый: солнце припекает все сильнее, стало невыносимо жарко. Все прячутся в тень, обмахиваются руками.

Зеленый: после обеда люди отдыхают: малыши пошли спать, а взрослые сидят в парке на скамеечке. Под зеленой кроной деревьев прохладно, тихо и спокойно.

Фиолетовый: пришла ночь, наступила тишина, гаснут огоньки в окошках домов, люди укладываются спать.

Ведущий: Вот оказывается, как много могут рассказать о себе цвета. Художники знают их язык и поэтому используют в своих картинах тот цвет, который больше подходит к настроению картины. Рядом с художником-живописцем жил другой мастер.

Скульптор:

Кто из камня и гранита
Высекает образ скрытый?
И из глины лепит то,
Что не ведает никто?

А на дерево сухое вдруг посмотрит
И откроет, будто сказочный ларец.
А в руках его резец
Оживет, как жезл волшебный.

Кто он, этот молодец? (Дети отвечают: скульптор)
Правильно, меня зовут скульптор.

Я высекаю образы людей и животных из камня, дерева, лью из металла, леплю из глины.

Ведущий: По соседству жили и другие мастера. И одного из них звали архитектор.

Архитектор: Архитектор придумывает постройки. Они бывают разные: в жилых домах – живут люди, в цирках и театрах они развлекаются, на заводах и фабриках работают. Есть еще другие здания: это вокзалы, школы, порты, храмы. Архитекторы не только придумывают здания, но и выбирают материал. Знаете, какие бывают материалы? (Ответы детей: кирпич, камень, дерево, бетон, стекло, металл) Архитектор большой дирижер. Он управляет своей фантазией, строителями, материалами, и в результате вырастают красивые строения.

Ведущий: Рядом с архитектором жил художник-график. В его царстве – государстве говорили на удивительном языке. Знаете его? (Ответы детей: линия, штрих, точка, пятно)

Линия: Я линия, певучая и волшебная. Линия бывает прямая, волнистая и ломаная. Это зависит от моего настроения.

Штрих: Я штрих – короткая линия. Штрих бывает наклонный и прямой. Я могу взлетать и падать, сиять и извиваться.

Ведущий: Давайте возьмем перо, тушь. Ой, клякса на бумаге.

Пятно: Не отчаивайтесь, я волшебная капелька-клякса. Если меня дорисовать, то получиться изображение-тень, т.е. силуэт.

Ведущий: А какие еще материалы есть у художника-графика? (Ответы детей: пастель, цветные карандаши, уголь)

В царстве графика живет еще один мастер. Он печатает гравюры.

Мастер: Гравюра – это оттиск на бумаге с печатной формы. Гравюра бывает на дереве, на камне, на металле, на линолеуме. Я выполнил гравюру на картоне: сначала я наклеил изображение разного уровня и из разного материала, затем покрыл масляной краской и сделал оттиск на бумагу.

Ведущий: Все мастера украшали мир. Архитекторы строили здания, скульпторы украшали их скульптурами. Художники рисовали различные картины:

Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется “пейзаж”. (Показывает пейзаж)

Если видишь на картине
чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу –
Знай, что это “натюрморт”. (Показывает натюрморт)

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька – твой сосед,
Обязательно картина
Называется “портрет” (Показывает портрет)

(Звучит музыка, дети идут по кругу и демонстрируют свои картины родителям – “Живые картинки”.

По окончании показа садятся на свои места.)

Ведущий: И Мир стал очень красивым и люди назвали его “Мир Искусства”. Мы только прикоснулись к этому миру. Нам жить в нем еще долго. И чтобы вы там не заблудились, я хочу подарить вам Расписание в “мир искусства”. У нас для родителей есть сюрпризы – это их портреты. Мы делали их в большой тайне и теперь хотим подарить вам их.

(Дети дарят портреты своим родителям.)