Урок по теме "Загадки" в 5-м классе. В творческой лаборатории "Путешествие по загадочной стране"

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Изучение УНТ.
  2. Создание атмосферы творчества.

Задачи урока:

  • углубление знаний детей об УНТ;
  • знакомство с разными видами загадок, одного из жанров УНТ;
  • изучение особенностей строения и содержания разных видов загадок;
  • формирование навыка работы с терминами и определениями литературы;
  • формирование культуры работы со справочным материалом;
  • воспитание уважения к культуре, обычаям русского народа, любви к родному городу;
  • сочинение собственной загадки.

Ход урока

(Слайд 1)

Учитель: Сегодня мы пришли в творческую лабораторию. А значит, мы будем изучать, анализировать, делать выводы и обязательно каждый из вас сделает небольшое научное открытие, станет автором своего маленького проекта.

(Слайд 2)

Учитель: Объектом нашего исследования станет загадка. Прочитайте определение В.Даля.

Загадка пришла из фольклора. Вспомним, что такое фольклор?

Ученик: Читает (см. справочные материалы в Приложении 1)

(Слайд 3)

Учитель: Давайте проследим историю происхождения загадки и вернемся в глубокую древность. Когда и почему возникла необходимость в загадке?

(Слайд 4)

Ученик: Происхождение загадок относится к глубокой древности. Ученые предполагают, что их происхождение связано с условной, тайной речью, к которой человек прибегал, чтобы не давать настоящие названия животным, предметам, явлениям.

Люди боялись называть какое-либо существо, чтобы не накликать беды; например, избегали произносить названия болезней, волка, чёрта, змеи и т.д.

Учитель: Что придумали охотники, чтобы не спугнуть удачу?

Ученик: Охотник, боясь неудачи, окружал свое занятие тайной, не говорил, куда он направляется на охоту, на какого зверя, не называл охотничьих орудий. Охотнику, уходящему на промысел, не следовало задавать вопрос: «Куда идешь?». Ответ на этот вопрос означал бы раскрытие тайны. Когда вопрос был задан, охотник возвращался домой, бранился или шутливо отвечал: «На кудыкину гору журавлей пугать».

Учитель: Что такое «подставные» слова и зачем их придумывали?

Ученик: Вместо запретных слов человек стал употреблять «подставные» слова. Так, сибирские крестьяне, «чтобы не навлечь на себя беды» и по забывчивости не сказать дурного слова о медведе, избегали употребления самого слова «медведь», называли его «дедушка», «зверь», «хозяин», «черный зверь». Отправляясь в тайгу, произносили заговор: «Пень, колода, крутая гора, не видать чёрному зверю меня».

Учитель: Как «испытывали» мудрость человека?

Ученик: Когда-то в древности загадки служили средством испытания «мудрости». Древний человек был заинтересован в том, чтобы была обеспечена победа в военном столкновении, благополучный брак, удачная охота. Поэтому проводили испытания «мудрости» при выборе вождя, жреца, при приеме в род, испытывали жениха перед свадьбой. В русском фольклоре сохранились следы таких загадок. Например, существовали сказки, в которых царевна обещала выйти замуж за того, чьи загадки она сумеет отгадать или наоборот, выйдет за того, кто отгадает ее загадки.

Учитель: Постепенно функция загадок изменяется. Они становятся средством развлечения. Испытания, состязания загадками приобретают игровое значение. Их очень любят дети. Отгадывая загадку, они испытывают большое удовлетворение. Загадка как бы по-новому раскрывает мир, заставляя видеть предметы или явления в новом, часто совершенно неожиданном свете. В этом состоит большое познавательное и воспитательное значение загадок. Загадки очень поэтичны, они используют иносказание, метафоричность.

Что же такое загадка?

(Слайд 5)

Ученик: Читает (см. справочные материалы в Приложении 1)

Учитель: Чтобы изучить построение загадки, мы поплывем к Загадочному острову и посетим города (Слайд 6,7):

  • Звукоподражание.
  • Сравнение.
  • Отрицательное сравнение.
  • Город признаков.
  • Город действий.

Учитель: В путь?

Учитель: Перед нами город Звукоподражание. (Слайд 8, 9)

- Что вы понимаете под звукоподражанием? (см. справочные материалы в Приложении 1)

Откроем сборники загадок (Приложение 2), найдем примеры. Отгадаем!

- Запишем в рабочую тетрадь(Приложение 1) по одной загадке (подчеркнем пример звукоподражания).

Продолжаем наш путь!

Учитель: Мы в городе Сравнение. (Слайд 10, 11)

- Что такое сравнение? (см. справочные материалы в Приложении 1)

- Найдите в загадках (Приложение 2) прием сравнения. Отгадайте!

- Запишите их в рабочую тетрадь (Приложение 1), подчеркните само сравнение.

Едем дальше!

Учитель: Что это за веселая поляна? Сейчас узнаем? (Слайд 12, 13)

(Интерактивное задание, гиперссылка-«солнышко».)

Задание: совмести загадку с верным ответом.

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/18ece49a-69cc-4218- 9c48-88eb1faee117/116205/?interface=teacher&class[]=47&class[]=48&subject=10

Вперед! Вперед!

Учитель: Еще один город! Отрицательное сравнение. (Слайд 14, 15)

- Прочитаем примеры загадок, построенных по принципу отрицательного сравнения. (Приложение 2)

- Запишем пример. Отгадаем! (Приложение 1)

Продолжим путь. Устали?

Учитель: Мы на нашей любимой поляне! Мы часто здесь бываем! (Слайд 16)

Музыкальная физкультурная минутка.

Учитель: С новыми силами едем дальше и попадаем в город Признаков. (Слайд 17, 18)

Чтобы сориентироваться в нем, мы должны вспомнить, что такое эпитеты? (см. справочные материалы в Приложении 1)

- Найдите примеры загадок с эпитетами. Отгадайте! (Приложение 2)

- Прочитайте, запишите. (Приложение 1)

Учитель: Мы приближаемся к финишу!

Перед нашими глазами город Действий! (Слайд 19, 20)

Загадки, которые описывают предмет через его действие

- Найдите примеры загадок с действиями. Отгадайте! (Приложение 2)

- Запишите. (Приложение 1)

Учитель: Ребята! Дорога не закончена! Давайте продолжим наше путешествие!

Что это? Удивительный город – «Добавлялочки»! (Слайд 21)

Есть загадки, где отгадка- последнее слово небольшого стихотворения, отгадать его можно по смыслу. Важное условие: мы должны сохранить рифму в стихотворении. (Приложение 2)

Тесно связаны с «добавлялочками» авторские загадки. Известные детские писатели: С. Маршак, К. Чуковский специально для детей сочиняли загадки. (Слайд 22)

- Послушайте такие загадки, попробуйте их отгадать. (Приложение 2)

В нашей школе выходит ежегодный альманах «Мир глазами детей и взрослых», где в том числе нашли свое достойное место и загадки, которые сочинили дети).

Прочитаем! (Приложение 2)

Учитель: А вы хотите стать авторами загадок? Сегодня у вас есть такая возможность.

Прочитав инструкцию в рабочей тетради (Приложении 1) и опираясь на нее, сочините загадку! (Слайд 23)

Учитель: Объектами нашего творческого процесса станут 3 предмета. Я предлагаю их вам неслучайно, ведь они неразрывно связаны с нашим городом. Их даже считают символами нашего Подмосковного города Лобня. Это береза, чайка и самолет. (Слайд 24)

(Дети сочиняют загадки и зачитывают их.)

Домашнее задание.

Сочини 2 загадки, используя разные приемы составления загадки, нарисуй отгадки! (Слайд 25)

Интерактивное задание: http://school-collection.edu.ru/