Урок информатики "Создание графичекских примитивов в Turbo Pascal"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • дидактическая:
    – закрепление пройденного материала;
    – обобщение и систематизация знаний о среде программирования Паскаль;
    – освоение приемов построения простых рисунков на языке Turbo Pascal;
  • воспитательная:
    – формирование мотивации к информатики;
  • – формирование чувства дружбы;
  • развивающая:
    – развитие логического мышления;
    – развитие навыков работы с системой программирования.

Ученики должны знать: 

  • особенности среды Turbo Pascal;
  • особенности работы в графическом режиме CRAPH;
  • стандартные процедуры и функции модуля CRAPH.

Ученики должны уметь:

  • производить необходимые действия с программой;
  • работать в графическом режиме;
  • правильно применять стандартные процедуры и функции модуля CRAPH.

Структура урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка присутствующих. Постановка цели. Формирование мотивации к изучению темы. Каждый ученик заполняет первые две строчки таблицы:

Нарисуй свое настроение в начале урока  
Оцени выполнение домашнего задания  
Пусть оценит твою работу сосед  
Оцени работу на уроке (сам себя)  
Оценка учителя:  
Нарисуй свое настроение в конце урока  

 2. Ход урока. Приложение (презентация).

1.Устный опрос

Мы с вами научились создавать простые рисунки в программе Turbo Pascal с помощью Line, Circle, Bar. Давайте повторим (устно):

  1. Как открыть новую программу в Turbo Pascal
  2. Как выйти из программы Turbo Pascal
  3. Как сохранить программу Turbo Pascal
  4. Как запустить программу на выполнение
  5. Как просмотреть результат выполнения программы
  6. Что вы знаете о графическом изображении:

Ученики рассказывают:

Графические изображения в среде Turbo Pascal формируются из ряда светящихся точек – пикселей. Любой пиксель задается парой координат. Начало координат – точка (0,0) – левый верхний угол экрана. Для различных графических режимов работы координатные сетки могут быть разными.  Средства управления экраном в графическом режиме находятся в модуле GRAPH

6.Скажите, пожалуйста, в каких пределах лежит координата Х любой точки?

(от 0 до 639)

7. А координата Y – (в пределах от 0 до479).

8. Какая процедура рисует линию? (процедура Line (x1,y1,x2,y2))

9. Какая процедура рисует окружность?( Circle(x,y,r))

10. Какая процедура рисует прямоугольник?( Bar(x1,y1,x2,y2))

2. Практическая работа

1/2 часть класса садится за компьютеры и программирует рисунок, подготовленный дома в тетради.

Вторая половина класса работает с учителем:

Задание: на доске рисунок. Вы знаете, что 2008 год-год семьи, предлагаю вам подсказать мне, как можно составить программу, чтоб получить рисунок (рисунок на доске)

 Ученики выходят к доске и прописывают графические процедуры по рисунку. Учитель помогает им, используя, интерактивную доску.

3.Гимнастика для глаз

ВАРИАНТ 1.

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6 . Повторить 4-5 раз.

Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вниз и вверх. Повторить 3-4 раза.

Перенести взгляд быстро по диагонали: направо, вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6, затем налево вверх, направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

ВАРИАНТ 2.

Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Посмотреть на кончик носа, на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. повторить 4-5 раз.

Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх - вправо – вниз - влево и в обратную сторону. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. повторить 4-5 раз.

При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо, после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

4. Практическая работа

Группы меняются.

Первая группа садится за парты, вторая за компьютеры и продолжают программировать рисунок, начатый свои одноклассником. Будьте внимательны, правильно подбирайте координаты!

Вторая группа работает с учителем:

На доске программа. Как вы думаете, какой рисунок получится, попробуйте изобразить в системе координат в тетради. Кто первый, показывает учителю.

Подсказка: должна получиться достопримечательность города Казани.

bar(120,480,160,400);

bar(210,480,250,400);

bar(160,400,210,440);

bar(130,340,240,400);

bar(140,340,230,300);

bar(150,260,220,300);

bar(160,260,210,200);

bar(170,200,200,150);

line(170,150,185,40);

line(200,150,185,40);

circle(185,30,10);

Дополнительно:

bar(300,480,600,440);

bar(610,450,290,440);

line(350,440,300,420);

line(550,440,600,420);

line(300,420,360,400);

line(600,420,540,400);

line(360,400,420,395);

line(540,400,480,395);

line(480,395,420,395);

Итог урока

Дети показывают получившиеся рисунки. Оцениваются учителем.

Заполняют таблицу вместе с учителем, которую начали заполнять в начале урока

Нарисуй свое настроение в начале урока  
Оцени выполнение домашнего задания  
Пусть оценит твою работу сосед  
Оцени работу на уроке (сам себя)  
Оценка учителя:  
Нарисуй свое настроение в конце урока  

Домашнее задание:

Для второй группы. Составить программу по рисунку:

Для первой группы. По программе нарисовать рисунок.

bar(120,480,160,400);

bar(210,480,250,400);

bar(160,400,210,440);

bar(130,340,240,400);

bar(140,340,230,300);

bar(150,260,220,300);

bar(160,260,210,200);

bar(170,200,200,150);

line(170,150,185,40);

line(200,150,185,40);

circle(185,30,10);