Предшкольная подготовка и ее роль в формировании личности младшего школьника

Разделы: Начальная школа


В методической литературе для учителя начальных классов часто можно встретить материалы по преемственности младшей и средней школы, а вопросу о переходе от дошкольника к периоду обучения в школе уделяется не достаточно внимания.

Нам, учителям с 20 летним стажем, часто приходилось сталкиваться с проблемами именно в предшкольной подготовке, и вопрос о преемственности между дошкольным и школьным обучением нам особенно близок. В своей работе мы руководствовались как разработками и материалами современных психологов, так и положительным опытом работы учителей начальных классов.

Младший школьный возраст не просто период детства и один из многих этапов развития человека. Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни, очередной её старт и одновременно вершина, окончание такого значимого для ребенка дошкольного возраста и момент вступления во взрослую школьную жизнь. Официальные документы регламентируют на сегодняшний день время начала и окончания начальной школы от 6,5 до 10,5 лет. Но исследователи отмечают, что эти возрастные границы подвижны и зависят от социокультурных обстоятельств, типа преобладающей культуры, требований окружающих, индивидуальных физических и интеллектуальных особенностей ребенка.

Хотелось бы поподробнее рассмотреть момент окончания возраста дошкольника и начало возраста младшего школьника. То есть непосредственно предшкольный период.

В дошкольном детстве ребенок приобретает основы социальной компетенции, соответствующей социальным нормам и общечеловеческим духовным ценностям.

В состав базиса социальной компетенции включается ориентировка ребенка в окружающем мире, явлениях общественной жизни, во взаимоотношениях с окружающими.

Переход от дошкольного детства к школьному, как указывала Л.И. Божович (1968), «характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни». При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка. Для него учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску.

Следовательно, вопросы подготовки к школьному обучению — это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности, вопросы воспитания.

В связи с этим перед нами, учителями начальной школы и в частности, перед учителями 1-х классов, остро стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению.

При приеме в 1 класс мы обращаем внимание, прежде всего на физическую готовность к школе. Это состояние здоровья, определенный уровень морфофункциональной зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, особенности тонкой моторной координации, физическая и умственная работоспособность.

Но последующая успешность в обучении зависит и от личностной и интеллектуальной готовности к школе.

Личностная готовность — это определенный уровень произвольности поведения, сформированность общения, самооценки и мотивации учения (познавательной и социальной); активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе.

Интеллектуальная готовность — это развитие образного мышления, воображения и творчества, также основ словесно-логического мышления, овладение средствами познавательной деятельности (сравнение, анализ, классификация, обобщение, схематизация, моделирование); возникновение децентрации (учета позиции другого человека при анализе ситуации); овладение родным языком и основными формами речи (диалог, монолог); овладение элементами учебной деятельности внутри других специфически детских видов деятельности (конструирования, рисования, лепки, различных игр); выделение задачи из общего контекста деятельности, осознание и обобщение способов решения, планирование и контроль, наличие у детей представлений о мире людей, вещей, природе.

Понятие готовности к обучению включает в себя понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач. Успешность обучения в 1 классе, да и в начальной школе в целом во многом зависит от уровня подготовки к школе.

На наш взгляд, можно выделить три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:

Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме;

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение, более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется;

В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.

Три этих направления можно с успехом реализовать в программе по подготовке к школе, в которой могут участвовать как непосредственно общеобразовательные школы, так и учреждения дополнительного образования.

Рассмотрим примеры предшкольной подготовки непосредственно в нашей школе (МОУ СОШ № 48 г. Астрахани).

Предшкольная подготовка может улучшить качество школьного образования, но только при разумной организации образовательного процесса, поэтому очень важно серьезно продумать формы ее воплощения, иначе вместо «выравнивания стартовых возможностей» можно получить совсем другой эффект. В нашей школе, ежегодно открывающей курсы предшкольной подготовки, созданы такие условия предстартовой подготовки, которые позволяют всем детям, поступающим в первый класс, как можно более безболезненно включиться в школьное обучение и быть успешными.

Сейчас практически любая школа начинает подготовительный период задолго до начала занятий. В некоторых школах это регулярные занятия в течение всего года, в других проводятся «блоками». В нашей школе этот период проходит с января по май.

Естественно, начинается этот период со знакомства с ребенком, оформления соответствующих документов и начальной диагностики. Для начальной диагностики я использую выработанные в течение ряда лет и основанные на педагогическом опыте вопросы и задания. Этот этап позволяет выявить уровень психологической и интеллектуальной подготовленности к школе. Зачастую это зависит от того, посещал ли будущий школьник детский сад, специальные курсы в учреждении дополнительного образования или был «домашним ребенком».

Единственные в семье и не посещавшие детский сад дети с большим трудом адаптируются к новой жизненной ситуации, более не уверены в себе. В начале обучения они больше других детей насторожены к представителям противоположного пола, избегают общения с одноклассниками, не играют с ними. В то же время тянутся к общению с учителем, претендуя разговаривать с ним более содержательно или панибратски, чем другие ученики. Уровень их общего развития бывает либо более высоким, чем у сверстников, либо они, в силу своей болезненности, каких-то негативных переживаний в дошкольной жизни, отстают как в общем развитии, так и в готовности к школьному образу жизни, для них характерен больший инфантилизм, чем для остальных детей.

Отличаются и дети с разным типом нервной деятельности, с разной степенью школьной зрелости. Так, гиперактивные, чрезмерно возбудимые дети с трудом переносят напряжение, быстро теряют работоспособность. Они не в состоянии организовать свою деятельность, не способны долго фиксировать свое внимание на учебном задании, плохо осваивают навыки чтения и счета, предпочитают делать только то, что дается легко и доставляет удовольствие. Им трудно красиво и аккуратно писать, их тетради неряшливы. Такие младшие школьники испытывают трудности и при взаимодействии с одноклассниками. Они часто бывают раздражены и даже агрессивны, резко реагируют на отказ в чем-либо и не владеют собой.

Дети с более уравновешенной психикой испытывают гораздо меньше трудностей при организации своего рабочего места, учебного труда. Они более аккуратны, покладисты, исполнительны и дружелюбны, способны на более длительные усилия, даже если выполняемое задание им не очень нравится и их школьная зрелость невысока.

По-разному ведут себя девочки и мальчики. Мальчики маскируют свои страхи и неуверенность, ведут себя шумно и несдержанно, почти никогда не плачут при сверстниках, девочки в первые дни робки и сдержаны, ведут себя тихо, приветливо; они, как правило, не бывают непричесанными, их одежда чаще всего оказывается в порядке, шнурки на обуви завязаны, у них чистые руки и лицо и т. д. Тетради, учебники и другие школьные принадлежности девочек тоже выглядят более аккуратно. Это объясняется и тем, что их тонкая моторика, более совершенна, они более склонны соответствовать ожиданиям взрослых, добиваться их расположения. Девочки послушнее, организованнее, трудолюбивее и ответственнее мальчиков, успешнее овладевают учебными навыками, ближе к условному портрету «хорошего ученика».

На основании своих наблюдений и результатов начальной диагностики мы начинаем продумывать и программу подготовки.

Задачами этих занятий являются:

Социально-культурные:

  • психологическая адаптация к школе;
  • овладение способами саморегуляции своего поведения и рационального взаимодействия со временем;
  • освоение пространства школы;
  • овладение основами научного мышления и учением как актуальной сферой самореализации;
  • первоначальной систематизации и объективации знаний полученных до школы, в школе, вне нее.

Социальнопсихологические задачи:

  • формирование умения адекватно оценивать результаты своей деятельности и деятельности других;
  • формирование специфического отношения к учителю как носителю знаний;
  • совершенствование способности к деловому, функциональному общению с взрослыми;
  • преодоление возрастного эгоцентризма;
  • совершенствование умения эффективно взаимодействовать в группе сверстников, уживаться в ней;
  • разрешение противоречий возраста (среди которых главное — между позицией «ребенок» и позицией «ученик»).

Из опыта нашей работы мы можем предложить курс занятий с первоклассниками, состоящий из 10 занятий по субботам (3 по 20 мин) для детей и двух занятий для родителей и индивидуальных консультаций. На современном этапе эти занятия мы строим с применением ИКТ, что повышает интерес детей к школе и даёт возможность заниматься с разноуровневой группой. Естественно, такие занятия направлены, прежде всего, на формирование условий для успешного вступления в школьную жизнь, адаптации к работе в группе, развитие навыков общения с учителем и другими детьми, познавательных процессов и привыканию к школьному распорядку. Обязательно в программу занятий мы включаем экскурсию по школе, т.к это помогает не только психологической адаптации, но и пространственному ориентированию в незнакомом помещении и снимает проблему дезориентации и стресса в последующем обучении. Сейчас мы предлагаем вашему вниманию набор слайдов для одного из занятий. (см. Приложение 1)

Особое внимание должно уделяться работе с родителями, т. к поступление ребенка в школу это является событием и в их жизни тоже, особенно для молодых и неопытных родителей.

В нашей школе занятия для родителей проходят в несколько этапов. Общее собрание проводит директор школы. Он знакомит родителей с правилами и законами, установленными в школе, рассказывает о традициях и внеурочной работе, отвечает на вопросы по организации учебного процесса.

Следующие занятия проводят учителя непосредственно по группам. Нами используется специальная презентация (набор слайдов), которая содержит основные и часто задаваемые вопросы, тест и рекомендации для родителей.

Проведение специальных занятий для родителей это не просто родительское собрание в традиционном его понимании, это методическая и психологическая помощь. Учитель знакомит родителей с особенностями физического и психического развития ребенка этого возраста, основными сложностями при адаптации, отвечает на наиболее распространённые вопросы. На таких занятиях родители могут протестировать себя и ребенка по степени готовности к школе и, самое главное, учитель сразу даёт нужные советы и рекомендации, которые содержатся в расшифровке теста. В конце таких занятий родители получают памятку, с основными критериями готовности к школе (в течение лета, руководствуясь этой памяткой, родители могут самостоятельно заниматься с ребенком) и перечень необходимых в школе принадлежностей, чтобы ребенок имел всё для работы на уроке. И, конечно же, одной из составляющих работы с родителями, являются индивидуальные консультации. Любой из родителей может получить их в отведенное для этого время.

Некоторые из родителей, стремятся к тому, чтобы переход из дошкольного в младший школьный возраст прошел для ребенка наиболее безболезненно и продуктивно.

Помочь в этом могут занятия в различных школах развития ребенка, которые в большинстве своём открываются при центрах дополнительного образования с 4,5-5 лет в учреждениях доп. образования.

Наша практика показывает, что основное значение для подготовки к школе имеет именно общевоспитательная работа, направленная на всестороннее развитее ребёнка - физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое. Для выявления и развития интересов и склонностей ребенка необходимо создать условия.

Именно такие условия могут быть с успехом созданы в учреждениях дополнительного образования и непосредственно на базе школы.

Это и является фундаментом для принятия новой для ребенка позиции ученика и успешного перехода от предшкольного к школьному образованию.

Успешное сочетание курсов в школах развития и посещение занятий на базе школы может дать положительный результат, т. к курсы направлены на насыщение дошкольной деятельности многообразными формами «специфически детской» деятельности (игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, конструктивной, коммуникативной и т.д.). А на занятиях на базе школы ребенок интеллектуально развивается, знакомится с распорядком учебного дня, своим будущим учителем и возможными одноклассниками.

Дети, посещавшие курсы в системе дополнительного образования и на базе школы являются более успешными, психологическая адаптация к школе проходит более безболезненно и эффективно. Значит, взаимосвязь между базовой предшкольной подготовкой и подготовкой в дополнительном образовании имеет положительный результат и должна развиваться.

Мы считаем, что только при совместных усилиях учителей начальной школы, педагогов дополнительного образования и родителей, т. е целой системы предшкольной подготовки, мы можем сделать очень важный для ребенка предшкольный период психологически и интеллектуально комфортным, а к нам в школу придут подготовленные и мотивированные на успешное школьное обучение, ученики.