Материалы из опыта работы. "Формы взаимодействия педагога-организатора с классными руководителями"

Разделы: Внеклассная работа


Свой материал я хочу начать с высказывания Маргарет Фишбек Пауэрс «…мир может стать чуточку лучше, если вы сыграли важную роль в жизни какого-нибудь ребенка».

Муниципальное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы №7 г. Сургута имеет большой опыт организации воспитательных программ, направленных на социальную защиту ребенка через организацию полезного развивающего творческого дела.

С 2007 г. разработана программа «Успех», предназначена для учащихся образовательного учреждения и представляет собой серию мероприятий по направлениям. Программа организации творческих коллективных дел направлена активизировать деятельность школьного коллектива, помогает систематизировать воспитательную работу, сделать ее интересной и увлекательной для ребят.

Участники программы: классные руководители, педагог-организатор, социальный педагог, родители и сами ученики школы.

Программа «Успех», включает в себя комплекс направлений, позволяющий охватить наибольшее число школьников.

"Успех" – это особая, необыкновенная страна творчества, инициативы и самореализации, попадая в которую каждый ребенок старается заглянуть в свой внутренний мир, найти в себе что-то хорошее, нужное, полезное, открыть новые способности и найти им достойное применение. Все в этой стране устроено так, что любое событие побуждает к поиску, развитию и самосовершенствованию.

Цель: создание условий для развития творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на уровне достижений культуры, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях.

Педагог-организатор в образовательном учреждении как связующая нить, посредник между участниками всей программы образовательного учреждения и дает возможность классным руководителям выбирать разные формы работы по всем направлениям деятельности.

Направления деятельности воспитания:

1. Интеллектуально-познавательное.

Цель: выявление и развитие природных задатков, творческих способностей, формирование готовности к самонаблюдению и самопознанию.

Формы работы:

  • экскурсии в музеи города и школы;
  • конкурсы вопросов и ответов «Что? Где? Когда?»;
  • интелектуальная игра «Поле чудес»;
  • фольклорные праздники «Эх, ярмарка!», «Светлый день Пасха», «Рождественская благодать»;
  • познавательные праздники: «Аптека на подоконнике», «В здоровом теле – здоровый дух», «Внимание, дорога!»;
  • познавательная программа «Что в имени твоем?»
  • участие в научно- практической конференции.

2. Гражданско-правовое.

Цель: формирование правовой и политической культуры, воспитание и уважения к законам, к правам и законным интересам личности.

Формы работы:

  • акция «Я – Гражданин России!»;
  • акция «Скажем наркотикам нет!»;
  • гражданско-правовая игра «Человек. Личность. Гражданин»;
  • классный час «Конвенция о правах ребенка»;
  • классные часы, конкурсные игровые программы по соблюдению правил дорожного движения.

3. Нравственно-эстетическое.

Цель: развитие способностей учащихся к приобретению умений и навыков в художественной деятельности, приобщение к культурным ценностям, нравственным традициям семьи и родного края.

Формы работы:

  • традиционный праздник «День знаний», «С днем рождения, «Город Счастья!», «День пожилого человека», «День Матери», «Красный день Пасха»;
  • занятия в кружках дополнительного образования;
  • участие в творческих концертах, тематических праздниках;
  • выставки творческих работ;
  • выставка работ поискового направления по изучению родословной семьи «Нет дороже человека»;
  • семейные праздники: «Именины! Именины!», «Из бабушкиного сундука» (песни, игры старшего поколения), «Праздник здоровья».

4. Военно-патриотическое.

Цель: формирование и развитие интереса к истории школы, уважительного отношения к истории рода, семьи, экологического мировоззрения, любви к родному краю.

  • акция «Мы за Мир!» (День памяти жертв погибших в Беслане);
  • торжественные встречи с ветеранами Великой Отечественной войны;
  • Праздник «Посвящение в жуковцы»;
  • Выставки поисково-исследовательских работ по изучению истории своей семьи (К Дню пожилого человека, День Матери, День защитника Отечества, Дню Победы);
  • Акция «Живая память» (14 февраля – День вывода советских войск из Демократической республики Афганистан );
  • встречи с родителями учащихся и членами городского военно-патриотического клуба «Саланг», проходившие военную службу в Афганистане и Чечне;
  • экскурсии в музеи города и школы;
  • товарищеские спортивные соревнования учащихся старших классов с военнослужащими срочной службы воинской части города.

5. Спортивно-оздоровительное.

Цель: формирование физической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни. Охрана жизни детей.

Формы работы:

  • спортивный осенний кросс «Золотая осень»;
  • спортивный праздник здоровья «Жизнь в движении- сила умножения»;
  • участие в спортивных олимпиадах школы и города;
  • классный час по соблюдению учащимися техники безопасности;
  • классные часы «За здоровый образ жизни»;
  • ко дню 8Марта спортивно-конкурсная программа среди учителей и девушек старших классов.

6. Работа с семьей.

Цель: создать условия для повышения педагогической культуры родителей, семейного общения через участие в творческих мероприятиях учреждения.

Формы работы:

  • индивидуальные (консультации и беседы для родителей, посещение семей учащегося);
  • групповые (участие на тематических родительских собраниях, работа с родительским активом школы, информационная школа для родителей, организованная совместно с психологом и социальным педагогом);
  • массовые (родительские собрания, традиционные творческие праздники семьи, посвященные Дню пожилого человека, Дню Матери, новогодние праздники, День защитников Отечества, Международный женский день 8Марта, Праздник Победы, семейные спортивные праздники и фестивали семей, встречи с родителями учащихся и членами военно-патриотического клуба «Саланг», проходившие военную службу в Афганитане и Чечне).

7. Трудовое.

Цель: воспитание положительного отношения к труду как к важнейшей ценности в жизни. Развитие потребности в творческом труде.

Формы работы:

  • экскурсии в Центр детского творчества для ознакомления с деятельностью творческих коллективов;
  • экскурсии на место работы родителей;
  • выставка сочинений «В мире профессии» (рассказы о профессиях родителей);
  • выставка творческих работ учащихся по итогам занятий в коллективах системы дополнительного образования (бисероплетение, вышивка, театр Моды);
  • профессиональная ориентация подростков через сотрудничество с профтехучилищами и ВУЗами города;
  • акция «Росток Победы»,высадка саженцев деревьев, посвященной 65 летию Великой Победы;
  • акция «Чистый дом», соблюдения чистоты на территории школы.

Форма взаимодействия классного руководителя с педагогом- организатором в нашем образовательном учреждении носит разнообразный характер: начиная с беседы в конце учебного года на методическом объединении для классных руководителей по вопросу планирования коллективных творческих дел. Им предлагаются заключительные ключевые дела, запланированные по тематическим периодам. Сам тематический период предполагает коллективное планирование. Каждый класс во главе с классным руководителем получает задание: подумать, что интересного и полезного для себя и для других можно сделать в тот или иной период. Далее в начале учебного года педагог- организатор проводит организационную встречу-беседу с ответственным классом, где обсуждается план подготовки предстоящего дела. На педагогическом совете педагогом- организатором доводится план подготовки. Далее классные руководители получают информацию в индивидуальной в письменной форме о предстоящих делах на месяц с информацией какой класс ответственный за то или иное дело, что необходимо подготовить. На общем стенде вывешивается объявление о предстоящем деле с условиями подготовки. Один раз в неделю проводим рабочие линейки по параллелям, на которых подводятся итоги прошедших дел, а так же до учащихся доводится информация о предстоящих мероприятиях. Тесное сотрудничество с классными руководителями позволяют общими усилиями разрешать многие вопросы, касающиеся формы одежды, успеваемости и предстоящих дел в школе согласно тематическому периоду.

Неотъемлемой частью в работе педагога- организатора является консультация классному руководителю по проведению творческих дел внутри самого класса, который может выражаться в виде организации «Дня именинника», организации экскурсий по городу, разрешать организационные вопросы по подготовке предстоящего творческого дела.

Каждый тематический период строится по четкому алгоритму соответствующему пяти стадиям:

1. Предварительная работа .

На этой стадии до классных руководителей педагог-организатор доводит конкретные воспитательные задачи творческого периода. Ведутся беседы с учащимися в классе, рассказываем о том, что в дальнейшем будут учтены наработки предварительного планирования среди учеников. Наработанный материал будет учтен в коллективном планировании на методическом объединении классных руководителей. Классные руководители увлекают учащихся перспективой интересного и полезного дела. Могут определить перспективно для себя то дело, взяв на себя функции организатора, занимаясь в дальнейшем поиском оптимального решения нескольких важных задач- вопросов: в какой форме планируется проведение дела, на какой возраст рассчитано. Кого можно привлечь в качестве соорганизатора, прописать материально- технические условия планируемого мероприятия.

2. Коллективное планирование.

Наработанный материал среди учащихся классов ОУ педагог-организатор выносит на коллективное планирование педагогического коллектива, который проходит в форме педагогического совета для педагогов предметников и классных руководителей. Коллективное планирование на начальном этапе рациональнее проанализировать в малых микрогруппах, для чего и можно разделить коллектив на несколько групп.

Далее обсуждение направлений начинается в микрогруппах, где каждый может выразить свое мнение и в дальнейшем выдается представителем группы как за мнение микроколлектива. Обсуждение одного направления длится 15-20 минут. И так до тех пор, пока все направления деятельности не будут рассмотрены во всех микрогруппах.

3. Коллективная подготовка.

Для подготовки и проведения творческого дела выбирается отдельный класс, который будет выполнять функции Совета дела во главе с классным руководителем и педагогом -организатором. Этот Совет дела может привлечь возможности других классов (фото-видео съемка, художников, творческие и технические средства).

4. Коллективное проведение дела.

Педагог-организатор и классный руководитель, опираясь на коллективный опыт подготовки общего дела, доводят важность и значимость действия на общих линейках по параллелям в определенный день недели. Учащиеся, под руководством Совета дела, являются исполнителями, применяя опыт, накопленный в процессе планирования и подготовки данного дела. Положительной стороной действия является выявление инициативных ребят, вызвать положительные эмоции для участия, преодоление отрицательных личностных качеств.

5. Коллективное подведение итогов.

Подведение итогов происходит на общем сборе, которому может предшествовать как устное обсуждение, так и опрос- анкета, содержащие первичные вопросы:

  • Удалось ли реализовать задуманное, какой момент можно отметить положительно, в чем оно выражается?
  • Что не удалось осуществить и почему?
  • Предложение на будущее?

6. Последействие.

Совместно с классными руководителем, участниками Совета дела педагогом-организатором в дальнейшем учитываются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы .

Вывод: Коллективное творческое дело – важнейшая форма работы в нашей школе, через которое ученик имеет возможность раскрыть свою творческую индивидуальность, обрести друзей, уверенность в себе, приобрести организаторские навыки и стать активным помощником как классного руководителя внутри своего класса, так и педагога-организатора на уровне актива школы.

Свой материал из опыта работы педагога-организатора хочется завершить словами великого русского писателя Льва Николаевича Толстого: «Лишь любовью к детям и истинным общением с детской душой возможно создать счастливое человечество».