Дидактический материал "Дневничок здоровья"

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Давным-давно, еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье… Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».

Однако, не смотря на созданные условия для физкультурно-оздоровительной работы, проводимые педагогами и медицинскими специалистами физкультурно-оздоровительные мероприятия, незначительно снизился уровень заболеваемости воспитанников, не уменьшался процент детей, пропускавших важные для здоровья режимные моменты в ДОУ (утренняя гимнастика, закаливающие мероприятия и др.), не смотря на качество приготовленной пищи, детские порции не всегда оставались съеденными полностью, многие родители воспитанников не осознавали важность выполнения режима дня для ребенка - дошкольника.

В связи с этим администрацией дошкольного учреждения был объявлен конкурс среди педагогов детского сада на разработку «Дневника здоровья» для детей дошкольного возраста, который отражал бы полную картину того, как ребенок в течение дня «помог своему здоровью».

Воспитатели ДОУ серьезно подошли к участию в конкурсе, и каждая возрастная группа представила свой вариант «Дневника здоровья»:

Рисунок 1

Рисунок 2

Но более подробно хотелось бы остановиться на описании модели, занявшей первой место, так как именно этот вариант более прост в изготовлении и может применяться в любом учреждении. Данное пособие предназначено для детей 4 - 7 лет и может быть реализовано в рамках любого дошкольного учреждения.

Этот «Дневник здоровья» (Рисунок 3, Рисунок 4) ориентирован на достижение важной цели: осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью через соблюдение жизненно важных режимных моментов.

Рисунок 3

Рисунок 4

Оформление «Дневничка здоровья»

В помещении группы размещается красочный плакат, оформленный следующим образом: т.к. группа называется «Солнышко», и символом группы является солнце, то на плакате размещаются «солнышки» с фотографией ребенка в центре (по количеству детей в группе).

Но у «солнышек» нет лучей, лучи необходимо «заработать» в течение дня, выполняя качественно основные режимные моменты, которые отображены внизу плаката на цветных карточках: утренняя зарядка, закаливание, завтрак, прогулка, занятия, обед, дневной сон, лечебные мероприятия, полдник, прогулка, ужин.

Цвет карточки соответствует цвету лучиков, которые находятся в отдельной коробке. Все лучи крепятся к модели с помощью липкой ленты. Под каждой карточкой с изображением режимного момента - стихотворения, которые отражают также и правила поведения в той или иной ситуации:

Зарядка:

Зарядка всем полезна,
Зарядка всем нужна.
От лени и болезни
Спасает всех она!

Завтрак:

Завтрак вкусный мы съедим,
Быть здоровыми хотим!

Занятия:

Начинаем мы учиться,
Нам лениться не годится,
Будем мы внимательны
На любом занятии.

Прогулка:

Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся гулять,
Будем быстро одеваться,
Не зевать и не толкаться!

Обед:

Моем руки дружно,
Нам обедать нужно,
С аппетитом мы едим
Большими вырасти хотим!

Лечебные мероприятия:

Массаж, УФО и фиточай
Для здоровья принимай!

Методические рекомендации к использованию «Дневничка здоровья»

Детей и родителей знакомят с «Дневничком здоровья». Объясняют, что каждая картинка обозначает тот или иной режимный момент и, выполняя его четко, без замечаний ребенок получает лучик такого цвета, который соответствует цвету карточки с изображением режимного момента. Обязательно сообщается и напоминается детям обо всех делах, которые ожидают детей в режиме дня.

В старшем дошкольном возрасте новичкам, пришедшим в группу, дети самостоятельно рассказывают о том, как проходит день.

После каждого режимного момента проводится своего рода «пятиминутка»: воспитатель анализирует, почему тот или иной ребенок «имеет право получить лучик» и поместить его около своей фотографии на плакате «Дневничок здоровья», часто педагог привлекает к помощи детей оценить поступки своих сверстников.

Вечером при подведении «Итогов дня» дети дают оценку тому, кто и как «помог своему здоровью». Дети, которые не получили лучики за какие-то режимные моменты анализируют, почему им это не удалось, обещают что обязательно постараются в следующий раз.

За неделю также подводится итог: те дети, которые каждый день набирали лучик за каждый режимный момент, в пятницу получает медаль «Здоровячок группы «Солнышко».

Если в группе есть дети, которым по медицинским показаниям необходимо воздержаться от закаливающих процедур или употребления в пищу тех или иных продуктов, педагог идет навстречу воспитаннику: проявив себя, ребенка может получить два луча за другие режимные моменты.

Кроме этого, используя «Дневничок здоровья», с детьми проводятся беседы «Зачем нужен режим дня?», «Как изменится режим дня, когда ты пойдешь в школу?», «Зачем нужно закаляться?», «Почему важно правильно питаться»,  «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

«Дневничок» помогает закрепить и отработать временные представления: «утро», «день», «вечер», «ночь». Дети четко знают, что завтракаем мы утром, обедаем – днем, ужинаем вечером, а ночью – набираемся сил, отдыхаем и спим, чтобы на следующий день опять получать лучики.

Родитель, приходя вечером за ребенком, видит количество лучей у фотографии своего ребенка и имеет представление, в какие режимные моменты ребенок проявил себя, а в какие нет.

Таким образом, апробировав разработанную модель «Дневничка здоровья», мы можем говорить о ее эффективности:

  • Улучшились соматические показатели здоровья воспитанников (заболеваемость снизилась на 7,4%).
  • Отмечается улучшение физических качеств детей:

- с высоким уровнем на начало учебного года 20%, в конце учебного года – 37,5%;
- с низким уровнем на начало года 12%, на конец учебного года – нет.

  • У дошкольников формируется валеологическое сознание, потребность заботиться о своем здоровье.
  • Дети более самостоятельны, организованы, у них формируется адекватная самооценка и способность анализировать и оценивать свое поведение  и поступки сверстников.
  • Все воспитанники своевременно приходят в детский сад и присутствуют на утренней гимнастике.
  • Родители отмечают, что в выходные дни дети тоже стараются придерживаться режима.
  • Повысилась заинтересованность родителей к тесному сотрудничеству с детским садом, интересам и успехам ребенка в детском саду (по данным анкет 100% родителей удовлетворены организацией физкультурно-оздоровительной деятельности в группе).