Интегрированный урок (литературы + ОБЖ + история). Образ стихии в поэме А.С. Пушкина "Медный всадник"

Разделы: Литература, ОБЖ


При подготовке к уроку класс делится на 3 группы: "литераторы", "историки" и "спасатели". Каждая группа получает индивидуальные задания.

"Литераторы" учат наизусть отрывки из поэмы "Медный всадник", готовят конспект о художественно-изобразительных средствах, читают произведения других авторов о наводнении.

"Историки" готовят рассказ о строительстве Петербурга, о способах защиты от наводнений в 18-19 веках, находят сведения о буйстве стихии в 20 веке.

"Спасатели" изучают материал о способах защиты от наводнений, разрабатывают памятки о поведении человека во время наводнения, готовят презентацию по теме.

К уроку ученики разрабатывают отличительный знак своей группы и выпускают газеты, в которых подведены итоги их исследовательской деятельности.

Ход урока

Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы познакомимся с удивительной поэмой А.С.Пушкина "Медный всадник". Это история о Петербурге, о трагедии маленького человека, потерявшего свою любимую, о Петре I. Но удивительна эта поэма еще и тем, что в ней одним из главных героев является стихия. Запишите, пожалуйста, тему нашего урока (Слайд 1) (Приложение 1)

Ученик читает вступление к "Медному всаднику" ("На берегу пустынных волн:" до ": и запируем на просторе")

Учитель. Петр I задумал построить величественный город, Северную Венецию, город, который станет грозной крепостью и центром культуры и торговли. Как строился Петербург, расскажут нам историки.

Историки рассказывают о строительстве Петербурга.

Учитель. Петербург - величественный город, построенный великим человеком. Этот город считается одним из красивейших в мире. А.С. Пушкин любил Петербург. Гимном его любви к Петербургу стала поэма "Медный всадник". В этой поэме, или как называл ее сам автор, в "петербургской повести", мы встречаем чудесное описание Петербурга, полное восхищения и преклонения перед городом. Давайте послушаем самого Пушкина. (Слайды 2 - 8)

Литераторы читают наизусть отрывки из "Вступления:" (со слов "Прошло сто лет.." до ":Спешит, дав ночи полчаса" .)

Учитель. Перед нами - великолепная панорама. Невозможно не испытывать восторга, глядя на нее. Нева, мосты над ней, соборы, Петропавловская крепость - все создает ощущение великолепия, вечности, неколебимости, прочности. Какие интонации преобладают в этой части? (Возвышенные, торжественные, это гимн). Какой жанр использует А.С.Пушкин во вступлении? (Ода). С помощью каких художественно-выразительных средств он достигает такой возвышенности, торжественности слога? (Обращаем внимание на эпитеты, олицетворения, метафоры, славянизмы, объясняем их смысл).

Как музыка Глиэра передает настроение "Вступления" поэмы? ("Вступление" - энергия, динамика, возвышенно-мажорное звучание. Автор гордится городом, славит его, призывает стихию смириться навек. Все дышит гармонией и торжеством).

Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра.

Но не все так благополучно в этом городе, как кажется на первый взгляд. Ребята уже рассказали нам, как трудно строился этот город, ведь раньше там были сплошные болота. Людям удалось победить природу!... удалось среди болот построить величественный город, удалось усмирить Неву и загнать ее в гранитные берега. Однако иногда она бунтует против учиненного над ней насилия. Каждую осень над Петербургом витает угроза стихийного бедствия. Полноводная красавица Нева, капризно изменив течение, готовится к броску на город, она стонет, мечется, страдает. В Петербурге часто случаются наводнения. А вы знаете, что такое наводнение? (Слайды 9)

Спасатели. Наводнение - это затопление водой значительной местности в результате подъема уровня воды в период ливней, снеготаяния, ветровых нагонов, заторов.

Причинами наводнений являются (Слайд 10)

  • интенсивные ливни; сильные ветры;
  • быстрое таяние снегов;
  • разрушение плотин и дамб;
  • подводные землетрясения и извержения вулканов.

Историки. Рассказ о наводнениях в Петербурге.

Учитель. Самое крупное наводнение за всю историю Петербурга произошло 7 ноября 1824 года. Это наводнение и описывает Пушкин в своей поэме.

Как вы уже поняли, Нева в поэме - образ многоликий. Во-первых, это украшение города.

Найдите в тексте слова, подтверждающие это утверждение? (державное течение реки, одетой в гранит; ":По оживленным берегам/Громады стройные теснятся/Дворцов и башен:"; ":корабли: К богатым пристаням стремятся:"; ":Темно-зелеными садами/Ее покрылись острова:").

Во-вторых, это главная угроза городу и людям.

Во второй части поэмы облик Петербурга меняется, с него словно спадает позолота. Город во власти "осеннего хлада", воющего ветра, сердитого дождя. Он превращается в крепость, осажденную Невой. Послушаем, как описывает наводнение 1824 года Пушкин. На слайдах вы увидите иллюстрации к поэме. Их создал Александр Николаевич Бенуа. В рисунках Бенуа образы "петербургской повести" Пушкина как бы окрашены размышлениями и переживаниями человека начала XX столетия.

Слово литераторам. (Слайды 11- 12)

Выразительное чтение со слов "Над омраченным Петроградом:" до "Народ Зрит божий гнев и казни ждет", со слов "Но вот, насытясь разрушеньем:" до ":Добычу на пути роняя".

Учитель. Попробуйте отыскать слова, с помощью которых Пушкин создает страшную картину. Найдите средства художественной выразительности, которые помогают автору передать трагичность описываемого действия.

Во время беседы ученики отмечают сравнение реки со зверем и вором, шайкой злодеев, нагромождение глаголов, обозначающих действия, использование аллитерации, пунктуационные

особенности текста, выраженные в парцелляции и использовании восклицательных знаков. Эти средства художественной выразительности подчеркивают эмоциональное напряжение и трагичность описываемого бедствия: "пена разъяренных вод", "гневна, бурлива", вздувалась и ревела, как зверь, "остервеняясь, на город кинулась", осада, приступ злые волны, как воры, лезут в окна, "вставали волны там и злились", "насытясь разрушеньем", своим любуясь возмущеньем и покидая с небреженьем свою добычу.

Самый зримый образ разрушения: "Чёлны с разбега стёкла бьют кормой" и "гроба с размытого кладбища плывут по улицам".

Литераторы. Выразительное чтение со слов "Вода сбыла :" до слов "Как с битвы прибежавший конь".

Учитель. Удалось ли людям усмирить стихию? Нет. Стихия уходит непобежденной, любуясь своим возмущением. Посмотрите, что стало с городом, с маленьким домиком возлюбленной Евгения:. Есть, от чего сойти с ума. Слайд 15

Как вы видите, вода - это грозная стихия, безжалостный убийца. С древних времен наводнения воспринимались людьми как самое страшное стихийное бедствие. Затонувшие города, выдернутые с корнем вековые деревья, разрушенные строения и гибель людей, разбитые человеческие судьбы - вот последствия наводнения, внезапного и непредсказуемого врага человечества, жадно поглощающего на своем пути все живое. Издревле человечество страдает от наводнений, но до сих пор не может защититься от прожорливой водной стихии. (Слайд 16).

Какие меры принимали люди, чтобы защититься от наводнений?

Слово историкам.

Спасатели. (Слайд 17).

Что же делать, если вы попали в зону затопления? Если начался резкий подъем воды?

Если начался резкий подъем воды нужно

  • как можно быстрее занять ближайшее безопасное возвышенное место (верхние этажи зданий, крыша здания, дерево) и быть готовым к организованной эвакуации по воде с помощью различных плавсредств или пешим порядком по бродам;
  • не подаваться панике, не терять самообладания и принять меры, позволяющие спасателям найти людей, отрезанных водой и нуждающихся помощи ( в светлое время суток вывешивать на высокое место белое или цветное полотно, а в темноте подавать световые сигналы).

(Слайд 18).

Ждите прихода спасателей. Во время посадки в спасательные средства надо соблюдать дисциплину и определенный порядок. На плавающее средство надо входить по одному, ступая на середину настила. Во время движения нельзя меняться местами, садиться на борта, толкаться.

Слайд 19

Самостоятельно выбираться из затопленного района можно лишь в безвыходных ситуациях: когда одному из пострадавших нужна медицинская помощь или когда вода все поднимается и нет надежды на спасателей.

Вы можете применять для самоэвакуации по воде различные плавсредства (лодки, плоты из бревен и других плавучих материалов, бочки, щиты, двери, обломки деревянных заборов, столбы, автомобильные камеры и другие).

Если на вашем пути разливающаяся река, проявите максимум осторожности, когда будете переправляться через нее. Прежде всего, поищите более мелкое место для переправы.

Приладьте повыше сумку или рюкзак, чтобы не замочить их при переправе. Расстегните одну из лямок рюкзака. Сумку повесьте на одну руку, чтобы при необходимости вы быстро от нее освободились.

Возьмите длинную палку, чтобы измерять глубину.

Идите немного под углом против течения, чтобы оно не сносило вас и не могло сбить.

В местах с большим количеством водорослей, травы избегай те энергичных и порывистых движений, чтобы стебли не опутали ноги, руки. Лучше лечь на спину и передвигаться по поверхности воды, спокойно работая ногами.

Спасатели раздают памятки

Учитель. Как вы думаете, почему во время наводнения в Петербурге погибло так много людей? (Вместо того чтобы спасаться, они вышли на набережную полюбоваться буйством стихии, несмотря на сигнальные фонари Адмиралтейской башни).

Спасатели. (Слайд 20).

Правила поведения после спада воды:

  • остерегайтесь порванных и провисших электропроводов;
  • не употребляйте продукты, попавшие в воду;
  • не используйте воду до санитарной проверки;
  • откройте окна и двери для проветривания;
  • не пользуйтесь открытым огнем до полного проветривания;
  • не включайте свет и электроприборы до полной проверки электросетей.

Кроссворд: (Слайд 21).

  1. Специалист по оказанию помощи во время чрезвычайных ситуаций.
  2. Научно обоснованное предсказание развития, характера, масштабов наводнения
  3. Одна из причин наводнения.
  4. Интенсивный периодический и кратковременный подъем воды в реке из-за сильных дождей, может возникнуть в любое время года.
  5. Периодически повторяющийся подъем уровня воды в реках, вызываемый весенним таянием снега.
  6. Затопление водой местности в результате подъема уровня воды в реке, озере или море.

Учитель. Наш урок подходит к концу, пора подводить итоги.

ВЫВОДЫ:

Спасатели: Наводнение - это затопление водой значительной местности в результате подъема уровня воды в реке, водохранилище, озере или море, вызванное обильным притоком воды в период снеготаяния или ливней, при ветрах, прорывах плотин. Вода - это грозная стихия, потенциальный источник многих чрезвычайных ситуаций, безжалостный убийца. Нужно всегда помнить о правилах поведения при наводнении.

Историки: С древних времен люди воспринимали наводнение как самое страшное стихийное бедствие и придумывали разные способы защиты от него.

Литераторы: Наводнение в поэме А.С.Пушкина "Медный всадник" - это художественный образ, бунт стихии против порабощения. Последствия такого бунта страшны: это и разрушенные дома, и голод, и гибель людей, и разбитые человеческие судьбы.

Учитель. Да, действительно, бунт стихии - это один из кульминационных центров поэмы. Нева своим буйством заразит Евгения, и он, маленький, незаметный чиновник, в приступе ярости посмеет угрожать медному всаднику. Как мы видим, мятеж водной стихии переводится в иной, социальный план - Пушкин сравнивает бунт "возмущенной" Невы с народным бунтом.

По мысли Пушкина, и наводнение, и народный бунт, "бессмысленный и беспощадный", - это проявление Божьего гнева, который обрушился на город пока в виде природной стихии, а в будущем может вылиться в стихию народного восстания, не менее страшную, чем стихия наводнения, потому что вершит свой суд, не разбирая правых и виноватых.

(Слайд 22).

Домашнее задание:

Дочитать поэму А.С.Пушкина "Медный всадник". Подумать над вопросом: "Что важнее: личное счастье или благо государства?"

Список литературы:

  1. А.С.Пушкин "Медный всадник"
  2. Ю.М.Лотман Учебник по русской литературе для средней школы
  3. И.Меттер "Была в Неве высокая вода" (журнал "Костер" октябрь 1999 года)
  4. А.А.Фукалова. Поэма А.С. Пушкина "Медный всадник"//Литература в школе № 5, 1999.
  5. Г.А. Саларева. "Медный всадник" А.С. Пушкина// Литература в школе № 8, 1999.
  6. Н.А. Соснина. "Медный всадник" Пушкина.//Литература в щколе № 5, 1997.

Приложение 1, приложение 2.