"В гостях у сказки. Поиграем в сказку" (урок окружающего мира)

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • закреплять знания учащихся о сказках,
  • развивать умения детей находить решение в сложной ситуации,
  • воспитывать чувство взаимовыручки и взаимопомощи,
  • развивать умение вести диалог, развивать речь, мышление, внимание учащихся.

Оборудование:

  • учебник “Окружающий мир”: 1-й класс под ред. Н.Ф.Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2009 г.;
  • карточки с изображением сказочных животных;
  • иллюстрации сказок;
  • предметы-игрушки для “Волшебного сундучка”.

Методические приемы: беседа по вопросам, работа в парах, работа по вариантам.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Речевая разминка.

У учителя в руке рисунок с изображением цветка - цветика – семицветика.

Учитель читает стихотворение:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Чуть коснёшься ты земли
Будь по моему вели..

- Ребята, если бы у вас был такой лепесток, то какое желание вы загадали?

Учащиеся по очереди отвечают. (Я бы хотел, чтобы...)

2. Новая тема.

Объявление темы урока.

- Ребята, кому принадлежат эти строки? (Девочке Жене?)

- Из какой сказки? (Цветик-cемицветик)

- Сегодня мы с вами вспомним известные сказки, поиграем в них, сделаем вывод о том. чему нас учат сказки.

3. “Отгадай сказку”.

А сейчас предлагается задание. Я буду называть героев сказки, а вы должны отгадать, из какой они сказки.

Комар, муха, оса, слепень, паук? (Кузовок)

Лягушка, мышка, зайка, лиса, волк, медведь (Теремок)

Родничок, пчёлка, девочка, дедушка, болотный комар? (Родничок)

Замок, сапоги, кот, маркиз, шляпа, людоед, принцесса? (Кот в сапогах)

4. “Из какой сказки?”

- Ребята, нам принесли волшебный сундучок. Вы должны отгадать, какому герою принадлежат вещи, спрятанные в сундучке и из какой он сказки.

Учитель достаёт из коробочки предметы, учащиеся называют предмет. Кому он принадлежал и из какой сказки:

  • золотое яичко (“Курочка ряба”);
  • хрустальная туфелька (“Золушка”);
  • цветик-семицветик (“Цветик-семицветик”);
  • красная шапочка (“Красная шапочка”);
  • колобок (“Колобок”);
  • собака (“Заюшкина избушка”, “Репка”);
  • золотой ключик (“Золотой ключик или приключения Буратино”);

5. Физкультминутка.

Последняя вещь из волшебного сундучка принадлежала мальчику Буратино.

На доске появляется картинка с изображением Буратино и дети выполняют упражнения:

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся,
Руки в стороны развёл –
Ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать.

6. Работа по учебнику.

Откройте учебники и посмотрите на картинки.

К каким сказкам иллюстрации? (Красная шапочка”. “Колобок”, “По щучьему велению”)

А сейчас задания для каждого ряда.

Работа по рядам:

1 ряд – Красная шапочка.

2 ряд – “По щучьему велению”

3 ряд – “Колобок”

Вспомните сказку и ответьте на вопросы:

- Сколько героев в сказке?

- Какие слова чаще всего повторяются?

- Какой вывод из сказки можно сделать?

Может ли сказка учить чему-то?

7. Беседа с детьми о безопасности на улице и дома.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, и делается вывод о том, что необходимо быть осторожными, не терять бдительность, нельзя разговаривать с незнакомыми людьми, нельзя открывать дверь незнакомым людям, в сложных ситуациях можно поступать по-разному: звать на помощь , использовать хитрость, убегать.

8. На доске в неправильном порядке расположены картинки героев сказки колобок. Учащиеся должны расположить в том порядке. Как их встречал Колобок (заяц, волк, медведь, лиса).

9. Физкультминутка под музыку “Зарядка”.

10. “Поиграем в сказку”.

Ученику надевают маску. Ученик, задавая вопросы, должен отгадать, маска какого героя на нём надета.

1 ученик – Волк.

Он может задать ученикам следующие вопросы:

Кто я – зверь или человек?

Какой зверь – домашний или дикий?

Какого цвета у меня шерсть? Что я люблю есть?

После того, как ученик отгадал, кто он, предлагается разыграть сценку встречи волка с Красной шапочкой.

- Чему нас учит эта сказка? (Сказка учит нас тому, что нельзя доверять незнакомым людям)

2 ученик – Лиса.

После того, как ученик отгадал, разыгрывается сценка из сказки “Колобок” - встреча Лисы с Колобком.

- Ребята, придумайте продолжение сказки или измените её.

- Что могло произойти с Колобком? (Он мог превратиться в камень, не послушаться лису и убежать; он мог её заколдовать и т.д.)

- Чему нас учит эта сказка? (Сказка учит нас думать, не попадаться на хитрость других)

3-й ученик – Репка.

Разыгрываем сказку “Репка”

- Чему нас учит эта сказка? (Надо помогать друг другу)

11. “Отгадай загадку”.

Сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадайте о каком сказочном герои эти загадки:

1) Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор… (Айболит)

2) И на мачеху стирала,
И горох перебирала
По ночам при свечке,
А спала у печки.
Хороша как солнышко.
Кто же это…(Золушка)

3) Он и весел и незлобен
Этот милый чудачёк.
С ним хозяин, мальчик Робин,
И приятель пятачок.
Для него прогулка праздник,
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок… (Вини пух)

4) На сметане он мешён,
На окошке он стужён.
Круглый бок, румяный бок –
Покатился… (Колобок)

5) Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса.
А зовут её…(Лиса)

6) Всех он любит неизменно,
Кто б к нему не приходил.
Догадались? Это Гена
Это Гена… (Крокодил)

11. Итог урока.

Сегодня мы вспоминали сказки. Давайте вспомним все сказки и ответим:

- Чему нас учат сказки?

- Что побеждает в сказках – добро или зло?

В заключении урока послушайте стихотворение В.Берестова:

Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца.
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.