План урока в 8–9-х классах "Комбинаторика и вероятность"

Разделы: Математика


Пояснительная записка.

Тема урока «Комбинаторика и вероятность» продиктована структурой и особенностями экзамена. Учитывая, что тема: «Комбинаторика. Элементы теории вероятностей и статистики» включена в программу, а письменный экзамен по алгебре в 9 классе проходит в новой форме государственной (итоговой) аттестации и содержит все вопросы программы, я выбрала эту тему.

Теория вероятности, как никакая другая область математики, полна противоречий и парадоксов. Она слишком тесно связана с реальной окружающей нас действительностью.

В школе ученик должен научиться строить вероятностные модели, анализировать, проводить их адекватность реальным ситуациям.

Вопросы, рассмотренные на уроке это – обязательный минимум содержания образования по соответствующей теме (записанный в новых стандартах школьного математического образования)

Исходя из целей урока, было спланировано 9 учебно-воспитательных моментов:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Устные упражнения с просмотром презентации позволили ускорить темп работы усилить интерес учащихся способствовали развитию сообразительности, смекалки, внимания и воспитанию дисциплинированности, ответственности.
  3. При анализе самостоятельной работы с условием и решением на экране, осуществляется повторение ранее изученного материала:
    • репродуктивный метод помог проверить умения связно отвечать;
    • частично-поисковый метод позволил проверить осознанность усвоения вычисления, способствовал развитию умения сопоставлять, анализировать и обобщать;
    • поощряется творческая работа учащихся, и рассматриваются задачи практической направленности;
    • включены вопросы, способствующие опережающему обучению.
  4. Выделено время для сообщения по теме: «Примеры задач, в которых результат действия однозначно не определен», раскрывающего необходимость изучения на уроках теории вероятностей. (см. Приложение)
  5. Через использование частично-поискового метода и через индивидуальные и групповые способы организации познавательной деятельности через всю атмосферу урока получаем классическое определение вероятности.
  6. Создание проблемных ситуаций делает процесс обучения активным, дифференцированным, обеспечивает связь с жизнью.
  7. Закрепление и углубление знаний о нахождении вероятности спланировано через групповую и индивидуальную форму работы.
  8. Учебно-воспитательный момент нацелен на осознанное выполнение домашнего задания, развивает логическое мышление.
  9. Работа каждого оценена, учебно-воспитательные задачи достигнуты, учебно-воспитательный момент положительно повлиял на конечный результат урока. Это наблюдается в момент обобщения урока.

Цель урока:

  1. Повторить и закрепить правила и формулы комбинаторики.
  2. Ввести понятие вероятности.
  3. Способствовать выработке навыков и умений при решении задач на нахождение вероятностей.
  4. Развивать логическое мышление учащихся.
  5. Изучение случайных событий.

Технические средства: мультимедийный комплекс.

Ход урока

Урок-презентация: «Элементы комбинаторики»

Литература:

  1. Вопросы. Дорофеев стр. 287, п.6.2.
  2. Тематический сборник текстовых заданий по алгебре для подготовки к государственной итоговой аттестации «Готовимся к экзамену по алгебре в 9 кл.». Е.А. Семенко. Краснодар, 2008.