Коррекция развития личности незрячего ребенка средствами изобразительного искусства в условиях школы-интерната III вида

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа, МХК и ИЗО


В России на современном этапе детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают специализированную помощь множество учреждений, находящихся под различными ведомствами. В нашей стране дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование в специальных образовательных учреждениях. Основные задачи, которые призвана решить система образования, – подготовить к нормальной личной и общественной жизни детей с нарушениями психофизического развития, корректировать их развитие, создать как можно больше возможностей для их самостоятельной жизни.

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III вида № 33 г. Новочеркасска Ростовской области – учреждение особенное: здесь обучаются и воспитываются 100 детей с ограниченными возможностями здоровья. Она открыта в 1947 г. и предназначена для обучения и воспитания незрячих обучающихся.

Главная задача коллектива – подготовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья к вхождению во взрослую жизнь, социализация детей-инвалидов.

Внимание коллектива направлено на формирование жизненно необходимых умений и навыков, которые позволили бы стать человеком, адекватно относящимся к окружающим, самостоятельно жить, нормализовать нарушенные связи и отношения с окружающим миром, т.е. решать проблемы социальной реабилитации и адаптации.

Педагоги школы-интерната уверены, что незрячий ребенок, как и любой другой, имеет право на максимально возможное для него самовыражение в общественной жизни, образовании, творчестве. Поэтому одной из форм решения главной задачи является обучение незрячих детей изобразительному искусству. Для этого в школе-интернате III вида созданы условия для реабилитации детей с помощью различных видов художественно-творческой деятельности.

Для обучения незрячего ребенка изобразительному искусству нужны такие технические приемы и средства, которые обеспечивают ориентировку в малом пространстве для создания картины или рисунка. Такими являются тифлосредства, оптимальные материалы искусства и наилучшие приемы их использования [3].

На уроках изобразительного искусства учителя Мухаев Михаил Петрович и Герасименко Наталья Леонидовна используют методики и технические приемы рисования для незрячих, придуманные художником из города Санкт-Петербурга, длительное время работающим с незрячими детьми, Нашивочниковым Юрием Алексеевичем:

  • рисунок на пленке шариковыми ручками (рис. 1);
  • тиснение по фольге, меди, латуни;
  • рисунок на фотобумаге (процарапывание эмульсионного слоя);
  • рисунок пластилином;
  • рисунок ручками или карандашами на ткани и др.


Рисунок 1.

Ориентиром на картинной плоскости в процессе изображения на ней для слепого служит возникающее углубление в виде канавки или, наоборот, возвышение, причем если рисунок наносится на бумагу шариковой ручкой или карандашом, то эта канавка одновременно и окрашивается пастой ручки или грифелем карандаша (рис. 1).

При работе цветные карандаши раскладываются в определенном, известном слепому, порядке, чтобы он мог взять нужный карандаш и положить на место (рис. 2).

 
Рисунок 2.

При использовании другого способа, а именно: при работе цветными восковыми мелками на меловой бумаге, под которую подкладывается гладкий, твердый планшет, – ориентиром для слепого тоже служит рельеф, возникающий от прилипания к бумаге воскового состава карандаша. Незрячие дети очень любят уроки изобразительного искусства.

Формирование художественных способностей детей с ограниченными возможностями продолжается на коррекционных занятиях по развитию осязания и мелкой моторики. Здесь работа продумана так, чтобы учитель коррекционных дисциплин мог осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к каждому незрячему ребенку.


Рисунок 3.

На занятиях используются различные методические приемы: осязательного восприятия объектов, обучения предметно-практической деятельности с помощью сохранных анализаторов, формирования представлений о форме, объеме, размере и качестве предметов, развитию творческих способностей детей (рис. 3).

Овладение приемами осязательного восприятия объектов и умениями выполнять практические действия дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представить предметы и размещение их в пространстве, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе обучения изобразительному искусству.

Программа по развитию осязания и мелкой моторики включает развитие навыков использования художественных способностей учащихся в процессе предметно - практической деятельности:

  • Конструирование. Работа с различными видами и типами конструкторов (учитель Алышева С.В.).
  • Занятия лепкой. Работа в пластилиновой технике, технике лепки из глины, из соленого теста (учителя Алышева С.В., Житенева Н.Н.)
  • Изготовление бумажных цветов. Работа с гофрированной бумагой, цветной и бархатной бумагой (учителя Москалева Т.А., Таранова О.С. Тимофеева Т.Б.).
  • Аппликация. Работа с цветной бумагой, бисером, лоскутная техника, перо, яичная скорлупа, крупы, бобовые и т.д. (учителя Москалева Т.А., Таранова О.С., Алышева С.В., Зимина Н.И.)
  • Макраме. Работа с различными нитями, шнурами (учитель Тимофеева Т.Б.).
  • Занятия с нитями. Изонить, воздушная нить, головоломки из ниток (учитель Алышева С.В.).
  • Вышивка. Вышивка крестом и гладью (учитель Алышева С.В.).
  • Косы и косички. Освоение различных плетений кос и простейших причесок (учитель Алышева С.В.).
  • Папье-маше. Изготовление муляжей фруктов, овощей, посуды и т.п. (учитель Алышева С.В.).
  • Оригами. Изготовление простейших моделей в технике оригами (кораблик, лягушка, шапочка, фонарик и т.п. учитель Алышева С.В.).
  • Флористика. Изготовление букетов и картин из сухих листьев, цветов, трав (учителя Тимофеева Т.Б., Алышева С.В.).
  • Вязание. Выполнение работ крючком и спицами (учителя Алышева С.В., Тимофеева Т.Б.).

Следует особо подчеркнуть, что доступность и полезность для незрячих детей каждого вида занятий определяется не столько возрастом, сколько предварительной подготовкой, которую получили дети [2]. Поэтому система коррекционных занятий может быть «сжата» или «растянута» в зависимости от конкретных условий работы по обучению и воспитанию незрячих детей в условиях школы-интерната. Выполнение творческих работ незрячими обучающимися способствует формированию пространственного образа и мышления, эстетического вкуса, развитию творческих способностей, адаптации и реабилитации слепых и слабовидящих детей в общество. У незрячих детей недостаток зрительных функций компенсируется хорошо развитым слухом и тактильной чувствительностью. Для развития компенсаторных функций, в процессе обучения изобразительному искусству, в школе-интернате используется система дополнительного образования.

Незрячие дети, например, успешно осваивают макраме под руководством учителя Тимофеевой Татьяны Борисовны. В узелковом плетении, как и в других видах рукоделия, имеются широкие возможности для проявления творческих способностей (рис. 4).


Рисунок 4.


Рисунок 5.

При помощи основных узлов можно создать новые композиционные сочетания и применить их в создании новых предметов. Привлекает затейливость рисунков, сделанных незрячими детьми в технике макраме, многие ребята придумывают свои узоры (рис. 5).

 Во все времена, у всех народов были популярны изделия, созданные мастерами, владеющими техникой лозоплетения. Незрячие воспитанники, под руководством педагога дополнительного образования Становова Татьяны Николаевны, успешно осваивают этот трудоемкий материал. Освоение способов плетения из лозы - тяжелое испытание для непривычных детских рук. Поэтому для тренировки на начальной стадии есть специальные тренажеры, где вместо прутьев используются резиновые жгуты. Потом эти способы отрабатываются уже на лозе. Одновременно незрячие дети изучают различные виды изделий, в которых традиционно используются те или иные приемы плетения. Каждая местность имеет свою специфику, свой конек. Где-то больше корзинки идут в дело, где-то более популярна плетеная мебель.


Рисунок 6.

В Ростовской области популярно плетение корзин. Корзины бывают разными. Наши ученики осваивают первым делом простую круглую корзинку, потом – белорусскую, украинскую, так называемую монастырскую корзину. На разных видах корзин мы стараемся отработать разные способы плетения, разные узоры (рис. 6).

Потом переходим к более тонкой работе. Здесь уже каждый может выбрать, что он будет плести – хлебницу, сухарницу, ажурную фруктовницу.

Как правило, ребята стараются испробовать разные формы, делают много предметов: кашпо, панно настенное.

Очень увлекательно оплетение емкостей – любой бутылочки, баночки, да и крупных емкостей – например, больших цветочных горшков. Здесь каждый воспитанник старается проявить художественное творчество (рис. 7).


Рисунок 7.

Лепка – любимое и увлекательное занятие для незрячих детей. Под руководством учителя трудового обучения Житеневой Натальи Николаевны незрячие дети овладевают этим видом искусства в рамках дополнительного образования. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного, художественного и эстетического развития незрячего ребенка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.

Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделить главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть, ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах.

Лепка развивает трудовые умения и навыки, мышцы пальцев, ловкость рук, воспитывает аккуратность, усидчивость, терпение. В школе-интернате предпочтение отдается лепке из соленого теста.

Тесто – материал мягкий, удивительно пластичный, податливый, дышащий, нежный, не пачкает рук. Любое прикосновение пальцев оставляет на нем след, своеобразный узор. При правильном замесе - не крошится, не трескается, долго сохраняется, но в то же время - хрупкий при небрежном обращении. Можно вылепить из теста маленькую фигурку, но ее обязательно придется высушить в духовном шкафу или печке, как пирожок, до румяности [1]. А если выполнить рельеф, то он в обжоге не нуждается. На плоской основе выкладывается тоненький слой теста и сплошь покрывается узором, словно кружевом. Достаточно комнатной температуры, чтобы масса из теста подсохла и постепенно отвердела. Тем для лепки очень много, и воспитанники знают, что для реализации задуманного необходимо терпение и аккуратность (рис. 8.9).


Рисунок 8.


Рисунок 9.

Привлекая незрячих детей к занятиям рисованием, лепкой, макраме, лозоплетением, педагоги развивают их мироощущение: через познание форм и предметов – к пониманию окружающего мира и реальной жизни.


Рисунок 10.

По окончании учебного года учителя и обучающиеся оформляют выставку детских работ, подводят итоги. Коллективные творческие работы, выполненные в техниках макраме, коллажа, соленого теста, аппликации по ткани и вышивке украшают кабинеты, спальни, холлы и коридоры школы-интерната (рис. 10, 11).

Работы наших учащихся выставлялись на городских и областных выставках. Имеются Дипломы и грамоты. При этом возрастает достоинство целостного образовательно-воспитательного и коррекционно-развивающего процесса.


Рисунок 11.

Посещение музеев, выставок, проведение бесед с приглашением на них художников, участие в обсуждении своих работ и работ товарищей в процессе их создания или отбора на выставку, чтение книг, журналов, газет — все это также включает в себя учебно-воспитательная и коррекционно-развивающая работа, проводимая в нашей школе-интернате.

Для незрячего ребенка любой итог его деятельности, воплощенный в успешной учебе, сделанном предмете, полученном результате, в своей сущности есть осуществление им своей человеческой мечты. Это происходит и благодаря коррекции и компенсации зрения. Творчество слепых и слабовидящих обучающихся, использование их художественных способностей в формировании духовного и нравственного здоровья, как мотив деятельности, играет главную и существенную роль в процессах компенсации зрения и становления личности.

Коррекция развития личности незрячего ребенка средствами изобразительного искусства показала, что предлагаемая система занятий по изобразительному искусству с незрячими детьми дает хорошие результаты, если охватывает все возрастные группы школы-интерната. Занятия незрячих детей изобразительным искусством в условиях школы-интерната III вида не только содействуют их художественному развитию и приобщению к эстетической культуре, но и способствуют расширению и обогащению сферы их представлений, а значит, происходит развитие личности.

21-27 ноября 2008 года в г. Москве состоялась IV Всероссийская выставка живописи, рисунка и прикладного творчества инвалидов-школьников «Краски всей России». Экспонаты выставили 106 общеобразовательных коррекционных учреждений. На выставку были представлены работы разных жанров и форм исполнения от 106 отправителей из различных регионов России, Ирака и Сенегала. Участие в выставке приняли и воспитанники школы-интерната III вида № 33 г. Новочеркасска Ростовской области. 14 Дипломов различной степени достоинства присуждены воспитанникам этого общеобразовательного учреждения. Диплом за гражданственность присужден директору Мухаеву Михаилу Петровичу. Диплом за патриотизм вручен заместителю директора по коррекционной работе Тимофеевой Татьяне Борисовне. Дипломы за мастерство получили руководители Становова Татьяна Николаевна и Житенева Наталья Николаевна, воспитанники Рязанова Эльвира, Шелудько Галина, Щекотин Павел, Горожанкин Антон, Тарасов Геннадий. Дипломами III степени за высокое мастерство награждены воспитанницы Немова Александра, Бешенцева Наталья и Мельникова Елена. Диплом I степени за высокое мастерство получила воспитанница Савина Юлия. Школа-интернат награждена Дипломом за лучшие работы в технике тестопластики!

Открывая для себя радость художественного творчества, ребенок-инвалид по зрению меняет свою жизненную позицию, отношение к себе, к своей жизни (и к своему дефекту), обретает более оптимистический взгляд на жизнь и окружение.

Литература

  1. Горичева В.С.. Изделия из соленого теста.
  2. Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках.- СПб, 2006.
  3. Тупоногов Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики. – М.: АПК и ПРО, 2001.