Урок-сценарий по русскому языку с элементами ТРИЗ по теме "Развитие речи. Молния. Исследование слова. Составление синквейнов"

Разделы: Начальная школа


Цель: Коллективное исследование через разные источники информации и органы чувств. Способствовать развитию творчества, устной и письменной речи.

Задачи:

Образовательные:

  •  В занимательной форме обобщить имеющиеся знания о молнии в групповой работе, используя дополнительные электронные ресурсы.
  •  Закрепить умение работать с новой творческой формой – составление синквейна.

Воспитательные:

  • Формировать умения и навыки, необходимые для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить и писать на родном языке, совершенствовать написанное.
  • Создать условия для организации групповой деятельности учащихся.
  • Мотивировать детей на творческую деятельность и создать условия для реализации творческих идей учащихся.

Развивающие:

  • Развитие и совершенствование всех видов связной речевой деятельности: чтения, письма, говорения, слушания.
  • Развитие у детей любви и интереса к родному языку, осознания его красоты и эстетической ценности.
  • Развитие интеллектуальных способностей учащихся: речи, внимания, наблюдательности, воображения, логического и креативное мышление, обогащать словарный запас учащихся.
  • Формировать навыки правильного поведения во время грозы и оказания первой помощи при поражении молнией.

Тип занятий: развитие речи.

Учебно-методические пособия и оборудование:

Демонстрационное:

  1. Мультимедийный проектор, компьютер, колонки, интерактивная доска (хотя можно и без неё), экран.
  2. Презентация к уроку PowerPoint. Приложение 6
  3. Фильмы «Молнии» (3).

Индивидуально-групповое:

  1. Бумажная схема составления синквейнов для групп.
  2. Картинки-подарки.

Ход урока

I. Приветствие. Оргмомент:

Микроцель: поприветствовать гостей, настроить на детей на работу, создать хорошее настроение.

- Я очень рада всех Вас сегодня видеть. Давайте встанем в круг и подарим друг другу своё хорошее настроение. (СЛАЙД 1)

II. Физминутка “Привет сосед” и разминка для рук:

Микроцель: Положительно настроить на урок и подготовить к работе руки.

(Поворачиваются к своему соседу по парте и, глядя друг другу в глаза, произносят следующие слова).

- Привет, сосед! Улыбнись в ответ.

- А вам свои улыбки дарят сегодня ещё и солнышко, и наши замечательные гости. Улыбнёмся и им!

– Сегодня на уроке нам придется очень напряженно работать: отвечать на вопросы, придумывать различные идеи, делать выводы. Поэтому я предлагаю начать урок с гимнастики “для ума”:

а) упражнения для пальцев (руки перед собой, ладонями вверх, поочередное сгибание и разгибание пальцев рук) выполняем 4–5 раз интенсивно;

б) упражнения с карандашами; карандаш поочередно прокручиваем.

III. Постановка целей и задач:

Микроцель: поставить главную цель урока.

(СЛАЙД 2) - А сейчас мы с вами воспользуемся приёмом «круги на воде» и настроим себя на урок. Что мы обязательно будем делать на уроке развития речи?

У – (узнавать, удивляться…)
Р – (развивать, рассуждать…)
О – (обсуждать, открывать…)
К– (корректировать…)

- Итак, она может убить, не коснувшись одежды, она может раздеть догола, не причинив вреда. Она может сплавить в кошельке в один слиток все монеты, не сжигая бумажных денег. Она может “украсть” надетый на шею медальон, оставив его обладателю отпечаток на теле на долгие годы...

Она такая загадочная, красивая и опасная …

- Как вы думаете, о чём пойдет речь на нашем уроке? Для какого явления природы характерно это всё? (СЛАЙД 3)

- Да, действительно, всё это может сделать молния, такая загадочная, красивая и в то же время очень опасная!

- Не так давно, изучая работу со словарями и справочниками, мы с Вами много уже узнали о молнии, но, сегодня вспоминая всё то, и изучая что-то новое, мы будем воображать, представлять, оживлять, придумывать, сочинять, описывать свои ощущения об этом загадочном явлении природы.

IV. Распределение детей по группам:

Микроцель: распределить детей по творческим группам.

- Мне кажется, что вы все любите общаться, умеете говорить друг с другом, и не повторяться. А ещё вы любите работать в группах. (СЛАЙД 4)

- И если вы забыли, то вспомните правила работы в группах, они на доске:

Правила работы в группе:

  1. В совместной работе все равны: и вы, и я!
  2. Каждый член группы заслуживает, чтобы его выслушали, не перебивая!
  3. Следует говорить так, чтобы тебя понимали.
  4. Говорить нужно по твоему вопросу, избегая лишнего!
  5. Если что-то не вполне ясно, то спроси еще раз!
  6. Если не понравилось сказанное другим, то предложите что-то свое!

- А сейчас мы разделимся на 6 групп, у каждой группы будет своя работа-профессия. Но для начала каждый из вас выберет себе одну букву: М, О, Л, Н, И, или Я.

- Те, у кого оказалась буква М – сегодня вы – математики,

- Те, у кого оказалась буква О – сегодня вы – физики,

- Те, у кого оказалась буква Л – сегодня вы – экологи,

- Те, у кого оказалась буква Н – сегодня вы – медики и спасатели,

- Те, у кого оказалась буква И – сегодня вы – литераторы и историки,

- Те, у кого оказалась буква Я – сегодня вы – астрономы и географы.

(Учитель раздаёт материалы для групп на уроке или даёт задание им заранее. Приложение 1)

V. Повторение изученного и групповая работа по самостоятельному изучению нового материала:

Микроцель: групповая работа по сбору материала о молнии. (СЛАЙД 5)

- Итак, у нас 6 профессиональных групп. У вас ровно 3 минуты, чтобы предоставить нам информацию о молнии с точки зрения своей профессии. Вы можете использовать ту информацию, которую я вам дала, а также можете вспомнить, то о чём мы с вами говорили не так давно на уроке внеклассного чтения.

VI. Итоги работы в группах:

Микроцель: Исследование (полученная информация).

1 группа - М

Эта группа “М”, исследовали слово “молния” в такой науке, как математика.

- Мы узнали, что в математике – молния …

2 группа - О

- А что расскажет наука “физика”. Спросим у второй группы.

- Мы узнали, что в физике – “молния” …

3 группа - Л

- Ребята, а сейчас мы узнаем, что же “ экологи” расскажут о молнии?

Биологи утверждают, что молния в первую очередь – …

4 группа -Н

- Четвертая группа исследовали “молнию” в науках литература и история.

- Наука литература и история считают, что “молния” состоит …

5 группа - И

- А вот астрономы и географы считают – это …

(СЛАЙД 6) Приложение 2

6 группа - Я

Медики и спасатели, считают и сравнивают …

7 группа – Это Я.

- Я обследовала слово «молния» в русском языке и обнаружила несколько фразеологизмов с этим словом:

Как гром среди ясного неба – неожиданно.

Буря в стакане воды – волнение из-за пустяков.

Метать гром и молнии - гнев, угроза, возмущение.

VII. Обобщение по исследованию слова в разных науках:

Микроцель: Обобщить полученные знания, игра «Хорошо-плохо».

- Ребята, посмотрите, сколько наук изучает “молнию”. Сделаем вывод: что хорошо и плохо в молнии?

- Чем страшна и чем пугает она вас? (Перечисляют дети.)

- А чем-то хорошим может она «похвастаться»?

- А хотите я вам докажу, что это очень красиво и завораживает, как будто вводит в транс!

VIII. Минута релаксации:

Микроцель: Убедить в красоте явления природы – молнии и дать возможность детям отдохнуть.

- Ребята, закройте глаза, положите голову на руки, и под музыку фильма представьте её близко, почувствуйте её. (СЛАЙД 7) Приложение 3

- Теперь вы согласны со мной, что молния – это ещё и красиво?

- Кроме того, что молния - явление очень красивое само по себе, но иногда молнии творят просто чудеса.

Например,

  1. В 1856 году, интенсивный молниевый разряд, ударивший в землю в городе Кэнсингтон, США, образовал колодец шириной около 30 сантиметров и глубиной 3 метра, который вскоре наполнился чистой водой.
  2. Другой удивительный случай произошел с мужчиной, электриком по профессии, из города Гринвуд. После прямого удара молнии, который поразил его 31 год назад, он выжил, но после этого полностью перестал ощущать холод. Теперь он может часами находиться на улице в летней одежде при отрицательной температуре, не ощущая никакого дискомфорта.
  3. Известны истории о том, что к некоторым ослепшим людям после удара молнии возвращалось зрение.
  4. Существует опубликованное свидетельство того, что поражение молнией привело к улучшению интеллектуальных способностей человека, что было подтверждено психологическими тестами.
  5. Молния улучшает память.
  6. Молния также помогает природе помещать азот в землю, который является необходимым для роста растений.
  7. Из деревьев, пораженных молнией, делают музыкальные инструменты, приписывая им уникальные свойства.

- И если вы будете внимательными, то во всём, даже в очень плохом, всегда можно найти что-то хорошее.

IX. Работа по картине:

Микроцель: Провести подготовительную работу по картине с целью расширения словарного запаса: подбор существительных, прилагательных, глаголов, наречий и т.д. (идёт работа по записи всего сказанного на интерактивной доске).

- Итак, (СЛАЙД 8) скажите кратко, что изображено на картинке? (Ночная молния).

Шаг 1.

А теперь превратитесь в волшебника Дели-Давая, выделите части картины.

Ночь молния провода огни лес небо свет люди

Шаг 2.

- Итак, что мы с вами сейчас сделали? – Выделили части картины.

- Что нужно будет сделать теперь? – Объединить части в единое целое.

- Хорошо, устанавливаем взаимосвязи между объектами.

Молния - провода: молния бьёт в электричество и провода;

Молния - небо: молния бьёт с неба;

Огни - люди: люди живут среди огней и т.д.

Шаг 3.

- Таким образом, мы с вами подготовили основу для рассказа.

- Что мы должны еще сделать? (Раскрасить, оживить картинку).

- Картина должна ожить в нашем воображении с помощью органов чувств. Закройте глаза, очутитесь ночью в лесу недалеко от города. Что каждый из вас чувствует? (Темно. Воздух влажный, мокрый, холодный. Дует сильный ветер. Мокрая трава колышется от сильного ветра, бьёт по ногам. Я бегу и спешу спрятаться от дождя и молнии. Когда сверкает молния, становится страшно, хочется укрыться).

- Потрогайте руками, что возможно. (Всё мокрое: стволы, деревья. Когда ударяет молния, становится жарко).

- Что вы могли бы услышать, если бы очутились на этой картине? (Дождь льёт как из ведра, деревья и трава колышутся, шумят).

- Попробуйте что-нибудь на вкус. (Если высунуть язык, то капельки дождя попадают на него. Вода безвкусная. Страшно попробовать молнию на вкус).

Шаг 4.

- Представьте, что каждый из вас волшебник Отставай-Забегай. Подумайте и расскажите, что было в этом лесу до того, как пошёл дождь и стемнело.

 - А что, по-вашему, мнению будет потом. (Выслушиваются детские рассказы до изображенного на ней и о том, что будет позже)

X. Физкультминутка.

Микроцель: Задание на действия с воображаемыми предметами закрытыми глазами.

Примеры действий:

  • Утром любоваться и радоваться солнышку,
  • Вдыхать свежий морской прохладный воздух.
  • Снять с себя одежду.
  • Плавать в море.
  • Вышли и вытерлись полотенцем.
  • И вдруг полил сильный дождь, как ведра.
  • И вы стали убегать от дождя.
  • Прятаться под большим листом лопуха.
  • И бояться молнии, когда она гремит и т.д.

XI. Исследование слова органами чувств

Микроцель: Индивидуальная работа в группах по составлению синквейнов с описанием ощущений определённого органа чувств.

- А наша дальнейшая работа направлена на более глубокое исследование этого слова «Молния».

- Очень хочется, чтобы для людей слова были не простым набором звуков, а целым неизведанным, интригующим миром, который можно и нужно постичь с помощью наших самых главных помощников. И помогут нам .... (глаза, уши, нос, кожа и язык)

- Предлагаю опять поработать в группах, но каждый сам по себе (дети вытягивают карточку сами, определяя орган чувств, который будет «описывать» молнию).

- Мы узнали много интересного и полезного о слове молния. Мы продолжим исследование и подготовим творческую работу из 5 строк. Кто помнит, как называется такой текст?

- Итак, “Синквейн о молнии”, но описывая ощущения от своего органа чувств. (СЛАЙД 10)

- Давайте вспомним особенности составления синквейна (+ схема - на доске и у каждой группы).

Приложение 4

XII. Самостоятельная работа:

Микроцель: Постановка цели на самостоятельную работу.

Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Яков Козловский

- Итак, с помощью разных слов: и прилагательных, и существительных, и глаголов вы должны нам передать ту красоту, загадочность, восторг и страх, которые можно почувствовать, увидев молнию. (СЛАЙД 11) Приложение 5
XIII. Физминутка для глаз:

Микроцель: сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на уроке.

2 физминутки «Дождь» (СЛАЙД 12-13)  

XIV. Презентация творческих работ. Итоги групповой работы:

Микроцель: создать условия для формирования умения публичного выступления, умения доказывать свои суждения и предположения. Общее описание молнии с помощью органов чувств.

- Кто желает зачитать свои синквейны на нашем авторском стуле? (После каждого выступления звучат детские аплодисменты).

- Итак, ощущения, впечатления о каком явлении природы мы с вами смогла сегодня рассмотреть?

- Какие органы чувств помогли нам побывать в живой картине, фильме? А что ещё помогало? (Воображение, представление).

XV. Дача дом.задания:

Микроцель: Дифференцированная дача домашнего задания.

- Я думаю, что вся проделанная нами работа и ваше воображение поможет вам выполнить домашнюю работу.

1. «Оживите» молнию в сказке, используя карты Проппа.

- А тем, кому это будет сложно, то:

2. Оживить» молнию в рисунке и описать её в небольшом рассказе с другой стороны рисунка.

3. «Оживить» молнию в рисунке.

- Выберите себе задание по сложности подходящее к вам.

- Это касается всех, не забудьте использовать всё то, которые вы сегодня узнали и услышали.

XVI. Итоги:

Микроцель: Подвести итоги работы.

(СЛАЙД 14) - С какой тайной природы мы сегодня смогли очень близко познакомиться?

- На что надо обращать внимание при составлении творческих текстов?

- На что необходимо обратить внимание? Что надо учесть на будущее?

- Итак, что нужно знать о молнии и зачем?

- Какие правила безопасности вы запомнили, чтобы не погибнуть от молнии, а суметь ей только любоваться?

XVII. Рефлексия урока. Итог. Эстетическая оценка работ:

Микроцель:формировать умение оценивать собственную деятельность и деятельность детей группы.

- Нравится ли вам открывать тайны нашего языка и природы?

- За что ты можешь себя похвалить?

- А теперь оцените труд своих одноклассников на уроке!

(Учитель предлагает детям взять из коробки по одной картинке и подарить ее тому, кому они захотят, но обязательно со словами: “Я дарю тебе …, потому что ты …(сказать о том, что тебе понравилось в этом человеке на занятии. Тем детям, которым никто не подарит камешек, это нужно сделать учителю, который обязательно отметит лучшие качества каждого ребенка, которому он делает подарок).

– Подведем итоги нашей работы. Вы будете высказывать свое мнение, выражать свои чувства, свое отношение к происходящему. Отвечайте, используя эти слова:

  • Меня удивило…
  • Я почувствовал…
  • Я думаю…

- Спасибо за урок, мне было приятно работать с вами. Вы прекрасно сегодня работали, творили, сочиняли. Думаю, знания, которые вы сегодня приобрели, вам пригодятся в дальнейшей вашей учебе и жизни.

- Спасибо и нашим гостям, мы надеемся, что Вы не провели время даром?!

Использованы:

  1. Физминутки для глаз Галкиной Инны Анатольевны – учителя МОУ «Водоватовская СОШ», Арзамасского района, Нижегородской области.
  2. Фильм «Молнии. Разряд электрического тока в газах» - учителя физики Александровой З.В.