Организация игровых мероприятий по развитию общения для младших школьников со специальными нуждами

Разделы: Школьная психологическая служба


В существующих моделях психологической помощи детям, имеющим дефицитарное развитие, не уделяется должного внимания формированию навыкам общения, а без этого невозможно успешное решение задач коррекционно-развивающего обучения, в перспективе социализации. Взаимодействие первичного дефекта (нарушения в работе слуховогоанализатора)и вторичного отклонения (речевого развития) изменяют структуру познавательной деятельности, оказывают отрицательное влияние на формирование личности. Возникают сложности становления высших психических функций, что в конечном итоге оказывает отрицательное влияние на процесс обучения, процесс общения и т.д. Психолого-педагогическая помощь, выстраиваемая нами посредством игровых мероприятий, создаёт благоприятную атмосферу общения:

  1. объединяет детей и взрослых;
  2. помогает в установлении контактов;
  3. снимает эмоциональное напряжение;
  4. улучшает психофизическое состояние;
  5. помогает настроиться на интенсивную работу;
  6. готовит детей с особыми образовательными потребностями к социализации. Мероприятия данной тематики направлены на формирование у слабослышащих подростков положительной установки к правилам этикета, нормам нравственного поведения в обществе и т.д. Широкий спектр общепринятых форм поведения показывается ненавязчиво и наглядно, выступает как наиболее оптимальный вариант общения в типичных жизненных ситуациях.

Поскольку у детей, имеющих нарушения в развитии, отмечается несформированность языковых средств в структуре основного дефекта, с нашей стороны формулировки проблем продумывались так, чтобы они были понятны всем участникам. Темы подбирались с учётом психофизиологических данных учеников с образовательными нуждами. Для развития активного словаря мы включили общепринятые популярные, но практически мало употребляемые слабослышащими подростками термины и обозначения: коллектив, личность, мечта, надежда, ложь, комплимент, похвала, обида и т.д.

Важно дать возможность ученикам понять, что проблемы не могут существовать только внутри нас, потому что само наше существование происходит в мире людей. Дать возможность каждому участнику почувствовать, что он не одинок в этом мире и схожие проблемы имеются у других людей. Наш опыт подсказывает, что психологические мероприятия во многом успокаивают детей, которым не хватает обратной связи и психологической поддержки.

Проводилась панорамная предшествующая работа с родителями учащихся: предварительные беседы о приобретении специальных книг по культуре поведения, о подготовке конкретных заданий по темам, о контроле выполнения основных правил этикета в семье и, по возможности, поддержания их выполнения всеми членами семьи и т.д. Весьма значимо, когда дети имеют возможность обсудить с близкими людьми в кругу семьи те или иные правила этикета и использовать эти правила в своей повседневной жизни, поэтому прямое включение в игровые мероприятия родителей, воспитателя, классного руководителя, библиотекаря, врача было особенно важным этапом, носило высокую просветительную психолого-педагогическую направленность.

Совместная деятельность взрослых и детей – очень перспективное и эффективное направление, которое решает ряд важных комплексных задач развития и обучения. От того, на сколько педагогически грамотно взрослые ставят задачи, разрабатывают мероприятия, говорят на одном языке, доверяют друг другу, и будет зависеть успех выполняемых мероприятий.

План организации игровых мероприятий по развитию общения для младших школьников с образовательными потребностями

(ученики 5 кл. 2008-2009 учебный год)

1. Беседа: Как мы общаемся?

Цель: создать условия для ознакомления с курсом мероприятий.

Задачи: дать представления о значении общения в жизни человека; принять правила проведения мероприятий; мотивировать на серьезную глубокую работу.

Сроки: 13.10.2008, 1-ая четверть.

Участники: ученики, родители, классный руководитель, воспитатель, педагог-психолог.

2. Игра-познание: Познаю самого себя.

Цель: освоить представления о себе.

Задачи: создать мотивацию на познание самих себя; способствовать самопознанию и рефлексии учащихся; расширить личностное пространство.

Сроки: 20.10.2008, 1-ая четверть.

Участники: ученики, воспитатель, педагог-психолог.

3. Игра-дискуссия: Оцениваю самого себя.

Цель: усвоить понятия самооценки человеческого «Я».

Задачи: продолжать развивать навык самоанализа самооценки; дать новый опыт переживания, поведения, понимания себя.

Сроки: 27.10.2008, 1-ая четверть.

Участники: ученики, воспитатель, педагог-психолог, врач.

4. Круглый стол: Кто такой друг?

Цель: углубить процессы самораскрытия.

Задачи: способствовать преодолению барьеров в общении; совершенствовать навыки общения; развивать коммуникативные навыки, готовность к сотрудничеству.

Сроки: 11.11.2008, 2-ая четверть.

Участники: ученики, родители, классный руководитель, воспитатель, педагог-психолог.

5. Психологическая ситуация: Худой мир лучше доброй ссоры.

Цель: осмыслить понятие «конфликт».

Задачи: определение особенностей поведения в конфликтной ситуации; обучение способам выхода из конфликтной ситуации; развивать навык планирования деятельности, рефлексии и саморефлексии.

Сроки: 18.11.2008, 2-ая четверть.

Участники: ученики, педагог-психолог.

6. Игра-утверждение: Конфликт и его устранение.

Цель: организация моделирования проблемы с целью закрепления правил поведения в конфликтной ситуации.

Задачи: развитие социальной и личностной критичности, умения соотносить свою деятельность с деятельностью других людей; отработка предотвращения конфликтных ситуаций; развитие готовности к совершению выборов.

Сроки: 25.11.2008, 2-ая четверть.

Участники: ученики, родители, классный руководитель, воспитатель, педагог-психолог.

7. Беседа: Для чего человеку слух?

Цель: расширить представления о мире человеческих возможностей.

Задачи: показать значимость собственного «Я»; подвести к пониманию того, что надо жить в согласии с другими, понимать окружающих.

Сроки: 09.12.2008, 2-ая четверть.

Участники: ученики, воспитатель, педагог-психолог.

8. Игра-проблема: Пойми и прими меня.

Цель: предоставить возможность для осмысления нового опыта по умению понимать и принимать друг друга.

Задачи: развитие внутренней гибкости в разработке и изменении плана действий; стимулировать поведенческие изменения; активизировать на овладение новыми способами поведения.

Сроки: 16.12.2008, 2-ая четверть.

Участники: ученики, педагог-психолог.

9. Психологическая ситуация: Проблемы в жизни человека.

Цель: понять значение выражения «проблема».

Задачи: отработать навыки решения проблем; формировать позицию «правильного» отношения к мероприятию.

Сроки: 14.12.2008, 3-я четверть.

Участники: ученики, педагог-психолог.

10. Психологическая ситуация: Обида и её последствия.

Цель: понять значение выражения «обида».

Задачи: выйти на решение способов справляться с обидой.

Сроки: 21.01.2009, 3-ая четверть.

Участники: ученики, родители, классный руководитель, воспитатель, педагог-психолог.

11. Беседа: Мои привычки.

Цель: создать условия для осознания детьми положительных и отрицательных привычек.

Задачи: совершенствовать навыки самоанализа по отличию положительных привычек и отрицательных; вырабатывать устойчивую систему мотивов нравственного поведения.

Сроки: 28.01.2009, 3-я четверть.

Участники: ученики, воспитатель, педагог-психолог.

12. Психологическая ситуация: Я верю в себя.

Цель: осознать свои изменения.

Задачи: закрепить полученные знания; помочь поверить в свои силы.

Сроки: 11.02.2009, 3-я четверть.

Участники: ученики, воспитатель, педагог-психолог.

13. Беседа: Ежели вы вежливы.

Цель: организовать ситуацию жизнедеятельности и общения с целью осмысления своего отношения к окружающим.

Задачи: активизировать к конструктивному общению; вырабатывать навыки культуры общения; знакомить с основами этикета.

Сроки: 18.02.2009, 3-я четверть.

Участники: ученики, родители, классный руководитель, воспитатель, педагог-психолог.

14. Психологическая ситуация: Этикет всегда и везде.

Цель: усвоить общепринятые нормы поведения.

Задачи: формировать положительные установки к этикету.

Сроки: 11.03.2009, 3-я четверть.

Участники: ученики, воспитатель, педагог-психолог.

15. Игра-выбор: Речевой этикет.

Цель: усвоить правила культуры приветствия.

Задачи: знакомить с необходимыми в той или иной ситуации правилами поведения.

Сроки: 25.03.2009, 3-я четверть.

Участники: ученики, воспитатель, педагог-психолог.

16. Круглый стол: Беседа, как её вести?

Цель: знание правил в процессе беседы.

Задачи: расширять индивидуальный поведенческий опыт младших подростков в процессе коммуникации; показать учащимся, что соблюдение этикета – необходимое условие в процессе общения.

Сроки: 15.04.2009, 4-ая четверть.

Участники: ученики, классный руководитель, воспитатель, педагог-психолог.

17. Ролевая игра: У меня зазвонил телефон.

Цель: усвоить правила ведения телефонного разговора.

Задачи: подвести к осознанию необходимости выполнения тех или иных правил культуры поведения во время телефонного разговора.

Сроки: 22.04.2009, 4-ая четверть.

Участники: ученики, библиотекарь, педагог-психолог, классный руководитель.

18. Психологическая ситуация: Ура, театр приехал!

Цель: создать условия для формирования соответствующих навыков, необходимых в процессе нахождения индивида в обществе.

Задачи: насытить картину мира ребёнка игровым содержанием; сделать его мир более объёмным, значимым, понятным.

Сроки: 29.04.2009, 4-ая четверть.

Участники: ученики, воспитатель, педагог-психолог, родители.

19. Ролевая игра: К нам гости пришли, дорогие пришли...

Цель: познакомить с правилами приёма гостей; формировать соответствующие навыки.

Задачи: формировать важные навыки и умения, связанные с тем, как обращаться с полученными знаниями, как их использовать.

Сроки: 06.05.2009, 4-ая четверть.

Участники: ученики, классный руководитель, воспитатель, педагог-психолог.

20. Занятие-закрепление: Встреча друзей за чашкой чая.

Цель: выполнение усвоенных знаний, умений и навыков.

Задачи: развивать эмоциональную сферу, навыки саморегуляции; закрепить полученные навыки и умения активного общения в процессе вербальных коммуникаций.

Сроки: 13.05.2009, 4-ая четверть.

Участники: ученики, родители, классный руководитель, воспитатель, педагог-психолог, библиотекарь.

Наш опыт показывает, что времена меняются. Игровые формы сейчас широко используются во всех областях педагогики, психологии, дефектологии и т.д. По сути дела сверхидея указанных выше игровых мероприятий выражается следующим утверждением: «Что бы не происходило, как бы не складывались обстоятельства, - это твоя жизнь, и ты определяешь её содержание, её ценности и смыслы. Ты самоопределяешься в ситуации»[1, С.6]. Конечно, конкретная задача, степень её приближения к сверхзадаче варьируется в зависимости от возраста участников с образовательными потребностями и уровня их личностного развития.

Литература

  1. Битянова М.Р. Материалы курса «Система развивающей работы школьного психолога»: - М.: Педагогический университет «Первое сентября». – 2005. С – 6.
  2. Насонкина С.А. Уроки этикета. СПб., 1997.
  3. Слободяник, Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практ. пособие / Н.П. Слободяник. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 256 с. – (Библиотека психолога образования).
  4. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностики и коррекционной работы психолога. М.: - 2000.