Урок по теме "Средства защиты органов дыхания"

Разделы: ОБЖ


Тема 5: Основные мероприятия ГО по защите населения от последствий ЧС мирного и военного времени.

Урок 2: Средства защиты органов дыхания.

Цель урока: Научить учащихся пользоваться противогазом, респиратором, изготавливать подручные средства защиты органов дыхания.

Задачи урока:

  • изучить с учащимися основные средства индивидуальной защиты, их предназначение и правила пользования;
  • прививать чувства взаимопомощи, корректности и доброжелательности;
  • развивать рефлексивные способности.

Тип урока: Урок изучения нового материала с элементами практических действий.

Вид урока: Урок с элементами технологии коллективной мыследеятельности.

Средства обучения:

1. Вата, марля (100х50 см.), ножницы, игла, нитки.
2. Противогазы: ГП-7, ИП-4М.
3. Респиратор: Р-2.
4. Комплект плакатов №3 «Новейшие средства защиты органов дыхания».
5. Литература:

- Смирнов А.Т., ОБЖ: Учеб. для учащихся 10 кл. М.: Просвещение, 2007.
- Это должен знать и уметь каждый, Москва, “Советская Россия”, 1981.

Ход урока

Урок сопровождается компьютерной презентацией. (Приложение 1)

I. Организационный момент (2 мин.)

1. Приветствие.
2. Проверить явку учащихся на уроке (с помощью дежурного).
3. Проверить внешний вид учащихся и их готовность к занятию.
4. Вступительное слово учителя.

1. Проверка усвоения предыдущего материала

Исполнительный этап: Ввод в проблемную ситуацию (7 мин.)

Опрос по раннее изученному материалу.

Метод: устный фронтальный опрос.

На предыдущем занятии мы с вами рассмотрели способы оповещения населения при различных ЧС. Давайте вспомним, как происходит оповещение населения при возникновении ЧС:

- Назвать единый сигнал опасности.

«Внимание всем!»

- Какими способами он подается?

- радио;
- телевидение;
- звуковые и световые сигналы;
- сирены ГО;
- гудки на заводах;
- колокольный звон;
- школьные звонки.

- С какой целью он подается?

Для привлечения внимания перед  подачей речевой информации.

Организация условий для создания проблемной ситуации.

Виды примерных речевых сообщений мы с вами подробно разобрали на предыдущем занятии. Например, при угрозе радиоактивного заражения диктор сообщает: “Внимание! Внимание! Говорит управление ГО ЧС. Граждане! Возникла угроза радиоактивного заражения. Приведите в готовность средства защиты органов дыхания и держите их постоянно при себе. По нашей команде или при необходимости наденьте их ...”

Ответьте на вопрос: "Что такое средства защиты органов дыхания?"

В зависимости от глубины ответов учащихся, подбираю вопросы с целью сформировать у них убеждения, в том, что их знания недостаточны по теме СЗОД.

Например:

«Что такое противогаз?»
«Где взять ватно-марлевую повязку?»
«Как правильно пользоваться  противогазом?»
«Что такое респиратор?»
«Как правильно подобрать противогаз?» и т.д. 

Задача учителя: сформировать потребность учащихся в этих знаниях. Одновременно это является логическим подведением к теме урока.

Организация понимания изучаемого материала.

Объявляю тему урока и записываю ее на доске: «Средства защиты органов дыхания. (СЗОД)», (учащиеся записывают тему в тетрадях).

Организую запрос потребностей учащихся в знаниях по изучаемой теме. (Как вы считаете, какие вопросы в данной теме мы должны с вами сегодня рассмотреть?) Записываю все предложения учащихся на доске.

Цель - выделить действительно важные проблемы:

1. Назначение СЗОД.
2. Виды и принцип действия СЗОД.
3. Правила подбора противогаза.
4. Правила надевания СЗОД.
5. Правила изготовления простейших средств ЗОД. 

Вопросы оставляю на доске.

КМД-1. Метод - беседа.

Задаю вопрос: «Каково назначение СЗОД?».

После ответов учащихся и общего обсуждения подвожу итог: «Индивидуальные средства защиты органов дыхания предназначены для защиты людей от попадания внутрь организма радиоактивных веществ, отравляющих веществ и бактериальных средств». (Учащиеся делают запись в тетрадях).

Логический переход.

Зная для чего предназначены СЗОД, давайте теперь рассмотрим их виды.

Работа по творческим группам (10 мин)

Класс делится на три группы. Сообщаю группам задание: «Изучить раздаточный материал и затем рассказать о данном СЗОД». Используя принцип вынужденной активности, задаю порядок работы групп:

  • выбор «координатора действий»;
  • отвечающих назначает «координатор»;
  • действия членов микрогруппы оценивает «координатор», действия координатора - преподаватель;
  • организация работы группы так, чтобы активно участвовали  все.

«Координаторы действий»  путем жеребьевки заранее получили  задание и раздаточный материал для подготовки презентации, автоматически определяется очередность ответа группы.

№ гр.

Задание

Средства обучения
(Раздаточный материал)

1

Простейшие средства защиты

Вата, марля (50х100), ножницы, рисунок ВМТ, учеб. пособие “Это должен знать и уметь каждый” (стр.22-23).

2

Респираторы

Респиратор Р-2, респираторы противопыльные, противогазовые, газопылезащитные, плакаты.

3

Фильтрующие  и изолирующие противогазы

Противогазы: ГП-5, ИП-4м, плакаты.

Алгоритм ответа:

1. Назначение СЗОД.
2. Устройство. (Порядок изготовления - для гр. №1).
3. Правила подбора и надевания СЗОД.

Ответ групп.

Отвечают от каждой группы по 3 человека (по одному на каждый вопрос), используя презентацию, плакаты, рисунки, макеты, записи на доске и т.д. (Приложение 2, Приложение 3) Члены группы могут делать дополнения, уточнения по ходу ответа. Остальные учащиеся делают записи в своих рабочих тетрадях, задают уточняющие вопросы.

Время на ответ группы строго ограниченно.   (6 мин. х 3 = 18 мин.)

3. Подведение итогов

1) Обобщение и систематизация полученных знаний  (6 мин.)

Для закрепления и обобщения полученных знаний давайте классификацию СЗОД, которые мы сегодня с вами рассмотрели, запишем в виде схемы. (Учащиеся зарисовывают схему в тетрадях.)

2) Выставление оценок и подведение итогов (1 мин.)

4. Домашнее задание (1 мин.)

Провести замеры и по таблице подобрать размер шлема – маски противогаза, запись сделать в тетради.