Конспект урока по экономике по теме "Повторение изученного материала. Урок-игра "Форт Боярд"

Разделы: Экономика


Цели:

  • повторение изученного материала;
  • обобщение и закрепление знаний по пройденному материалу;
  • формирование умений и навыков использования основных экономических понятий и терминов;
  • проведение творческой работы учащихся на уроке.

Задачи:

  • применение полученных знаний на практике;
  • выявление объёма усвоенного учащимися материала.

Место проведения: кабинет.

Оборудование: на доске: 1) изображена крепость, сокровищница, старец ФУРА; 2) написаны задания: III, V, изображен сканворд; магнитофон, аудиокассета с записью вопросов старца ФУРА, музыкой из игры “ФОРТ БОЯРД”.

Форма урока: игра “ФОРТ БОЯРД”.

Ход урока

Учитель: Вы все прекрасно знаете замечательную игру “ФОРТ БОЯРД”. Она развивает не только физические способности человека, но и интеллектуальные, а также учит взаимной поддержке, взаимовыручке и сплоченности коллектива для достижения результата. Вот и мы с вами сегодня поиграем в “ФОРТ БОЯРД”.

В этом году мы с вами начали изучать совершенно новый для вас предмет – экономику. Цель изучения предмета, его значимость в современном мире мы уже обсуждали. Мы изучили достаточно много важных вопросов для того, чтобы весь материал повторить, проанализировать, сделать выводы. А именно: мы с вами выяснили, что такое экономика как наука, что она изучает; мы говорили об ограниченности экономических ресурсов и порождаемых ею проблемах, обсудили главные вопросы экономики, узнали какие существуют типы экономических систем.

Мы изучили важные понятия экономики, такие как спрос и предложение, факторы, влияющие на спрос и предложение, а также другие вопросы, связанные с этими понятиями. А сегодня нам всем предоставляется уникальная возможность почувствовать себя участниками “Форта Баярд”, где вы сможете проверить свои знания.

И теперь представим себе, что мы с вами на пути к сокровищам. Они будут нашими, если мы получим 5 ключей, войдём в клетку с тиграми и отгадаем ключевое слово. Итак, вперёд …

img1.gif (68 bytes) Звучит музыка из “Форт Боярд”.

I. – Обратимся к старцу Фура. Самый простой вопрос: Что такое экономика? (…….)

Итак, 1-й ключ есть. Вперёд за вторым ключом!

img1.gif (68 bytes) Звучит музыка из “Форт Боярд”.

II. – Ответы на вопросы: (работа всего класса)

1. Какое из следующих утверждений относятся к микроэкономике, а какое – к макроэкономике:

  1. Уровень безработицы в России в 1998 году составил 11,5% (макроэкономика);
  2. В декабре 1999 года было уволено 30 рабочих с обувной фабрики “Скороход” (микроэкономика);
  3. Неурожай мандаринов в Грузии привёл к повышению цен на эти цитрусовые на московских рынках (микроэкономика);
  4. Совет директоров корпорации “Дженерал Моторс” принял решение о базовой цене на новую марку автомобиля (микроэкономика);

2. Свобода предпринимательства и выбора является важной характеристикой командной экономики. (Нет. Рыночной)

3. К экономическим ресурсам относятся:

  1. труд;
  2. земля;
  3. капитал;
  4. предпринимательская способность;
  5. всё вышеперечисленное. ()

4. Что будет являться трудом, землёй, капиталом, когда речь идёт о выпечке хлеба? (“Земля” – мука, дрожжи, топливо для печи; “Труд” – труд пекаря; “Капитал” – печь.)

5. Особая роль мотива прибыльности в рыночной экономике заключается в том, что он:

  1. заставляет производителей производить то, в чём нуждаются покупатели; ()
  2. заставляет покупателей покупать то, что производят производители;
  3. удерживает людей от риска;
  4. подрывает суверенитет потребителя.

6. Главные проблемы экономики ЧТО? КАК? ДЛЯ КОГО?

  1. скоро будут решены Правительством России;
  2. существуют в любом обществе; ()
  3. не существуют в странах с традиционной экономикой;
  4. не существуют в странах с командной экономикой.

7. Частная собственность, свободная система ценообразования и конкуренция являются основой:

  1. любой экономической системы;
  2. традиционной экономики;
  3. командной экономики;
  4. рыночной экономики. ()

8. В государстве А экономические блага производятся с незапамятных времён старым дедовским способом: профессия определяется при рождении. В этом государстве:

  1. традиционная экономика; ()
  2. рыночная экономика;
  3. командная экономика;
  4. смешанная экономика.

9. Ограниченность – это проблема, которая:

  1. существует только в бедных странах;
  2. есть только у бедных людей;
  3. есть у всех людей и обществ; ()
  4. никогда не возникает у богатых людей.

– Итак, вы ответили на 9 вопросов и получаете 2-й ключ.

img1.gif (68 bytes) Звучит музыка из “Форт Боярд”.

– Вперёд к третьему заданию…

III. На доске выписаны слова: теннисный мяч и теннисная ракетка; видеомагнитофон и видеокассета; букет тюльпанов и букет гвоздик; отдых в Ялте и отдых в Сочи; автомобиль и бензин; перьевые ручки и чернила; маргарин и масло. Найти, какие товары являются взаимозаменяемыми, а какие взаимодополняющими и объяснить. (Работает один ученик, остальные учащиеся помогают.)

– Вы с заданием справились у вас 3-й ключ.

img1.gif (68 bytes) Звучит музыка из “Форт Боярд”.

IV. – Обратимся к старцу Фура.

– Давайте вспомним замечательную книгу “Двенадцать стульев”, написанную И.Ильфом и Е.Петровым. А именно, не менее замечательного персонажа книги Виктора Михайловича Полесова. Вот фрагмент его беседы с Еленой Станиславовной Боур:

“Обменявшись приветствиями, соседи заговорили о деле, занимавшем весь Старгород.

– До чего дожились, – иронически сказал Полесов, – вчера весь город обегал, плашек три восьмых дюйма достать не мог. Нету. Нет! А трамвай собираются пускать”.

Как на самом деле такое могло произойти в хозяйстве Старгорода, а может быть, и в хозяйстве всей страны? (.........)

(Налицо командная экономика, сопровождаемая проблемами товарного дефицита и несбалансированностью отраслей промышленности).

– Молодцы, с заданием справились, получайте 4-й ключ.

img1.gif (68 bytes) Звучит музыка из “Форт Боярд”.

V. На доске задание:

Подпишите под каждым из четырех графиков, рынок какого блага на нем отображен

Подпишите кривые на графиках буквами D и S, для каждого рынка начертите новые кривые спроса или предложения, обозначив их D1, и S1. Обведите нужные буквы под каждым графиком (Б – увеличение, М – уменьшение, Н – неизменная ситуация).

Задача А. Эпидемия болезни “черный стручок” поразила африканские плантации какао-бобов, которые являются основным сырьем для производства шоколада и шоколадных конфет. Что происходит на рынке какао, маринованных огурцов?

Задача Б. Собираясь в путешествие, люди все чаще покупают дорожные сумки из современных материалов, предпочитая их традиционным кожаным чемоданам. Что происходит на рынке матерчатых сумок, кожаных чемоданов?

Задача В. В городе Чистом построен новый завод по производству стиральных машин, полностью автоматизирующих весь процесс стирки. Что происходит на рынке стиральных машин, туалетного мыла?

Задача Г. Предположим, что в стране была начата активная антиникотиновая кампания и многие люди решили бросить курить. В качестве средства, помогающего избавиться от вредной привычки, рекламируется новый специальный сорт жевательной резинки. Что происходит на рынке табачных изделий, жевательной резинки?

(Задания раздаются всем ученикам класса. Ребята выполняют задания самостоятельно, сверяясь с работой ученика у доски. В случае затруднения помогают все учащиеся.)

– Молодцы, с заданием справились, получайте 5-й ключ.

Звучит музыка из “Форт Боярд”.

– Итак, у нас все ключи собраны и теперь за сокровищами мы можем отправиться в клетку с тиграми. Вас ждёт слово-подсказка. Я зачитываю вопросы, ответы вы найдёте в сканворде. После того как вы зачеркнёте все слова, оставшееся слово будет ключевым, которое и откроет сокровищницу.

На доске сканворд:

1.М И К Р О Э К О Н О М И К А
2.Р Ы Н О К 3.Т Р У Д 4.С П Р О С
Д Е Н Ь Г И 5.Т О Р Г О В Л Я
6.Т 7.З 8.В Ы Р У Ч К А 9.П Л А Н И
О Е О Н К У 13.Р Ы Н О А М О Р
В М 12.К И Я Р Я А Н Ч К И Н О
А Л 11.С Ц Н Е Я И Ц А 10.Э К О В
Р Я П Е Ц И А Л И З Е И Н А
  1. Часть экономической науки, исследующая поведение отдельных экономических единиц: потребителей, фирм, государства – и функционирование отдельных рынков.
  2. Всякий институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуги.
  3. Фактор производства, включающий использование умственных и физических способностей людей, их навыков и опыта в форме услуг, необходимых для производства экономических благ.
  4. Сложившаяся в определённый период времени зависимость величин спроса на данном товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже.
  5. Добровольный и взаимовыгодный обмен благами в форме купли-продажи товаров и услуг за деньги.
  6. Материальный предмет, полезный людям и потому ценимый ими как благо.
  7. Фактор производства, включающий в себя природные ресурсы (собственно землю, воду, воздух и т.п.) и сырьё.
  8. Денежная сумма, получаемая при продаже и равная произведению проданных товаров на цену, по которой их купили.
  9. Это составляет основу командной экономики, в соответствии с этим, государство распоряжается всеми хозяйственными ресурсами и организует производство товаров и услуг в установленные сроки.
  10. Наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности.
  11. Сосредоточение определённого вида деятельности в руках того человека или хозяйственной организации, которые справляются с нею лучше других.
  12. Экономическое соперничество за право получения большей доли определённого вида ограниченных ресурсов.
  13. Экономическая система, при которой капитал и земля находятся в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков.

(Ключевое слово “Деньги”.)

– А теперь, в награду за пройденные испытания, я подарю вам то, к чему мы с вами весь урок стремились – это деньги. Тема “Деньги” будет обсуждаться нами на следующих уроках, а сегодня мы повторили и закрепили тот материал, без которого невозможно дальнейшее изучение экономики.

(В качестве награды учащиеся могут получить шоколадные монетки.)

Использованная литература:

  1. Азимов Л.Б. Преподавание курса “Введение в экономику”: Пособие для учителя – М.: Вита-Пресс, 1998.
  2. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: Методическое пособие. 9 класс. – М.: Вита-Пресс, 1997.
  3. Журнал “Экономика в школе”.