Свойства солей

Разделы: Химия


Цель: ознакомиться со свойствами солей и обобщить знания о них, закрепить навыки написания уравнений реакций ионного обмена.

Ход урока

I этап

Тест по проверке знаний правил техники безопасности при работе с солями:

  1. Как правильно нагреть сухую соль, помещенную в сухую пробирку?
  • Нагревать только то место, где находится вещество;
  • Предварительно нагреть вещество в фарфоровой чашке, затем пересыпать в трубку и продолжать работу;
  • Сначала прогреть всю трубку во избежание местного перегрева;
  • Нагревать, обернув трубку листом асбеста.
  1. Ваши первоначальные действия, если при нагревании стеклянной трубки с веществом она все-таки лопнула?
  • Прекратить нагревание;
  • Собрать осколки стекла;
  • Сообщить учителю;
  • Собрать рассыпанное вещество в другую трубку и продолжать нагревание.
  1. Ваши первоначальные действия при получении несильного термического ожога?
  • Убрать нагретый прибор, чтобы не обожглись другие
  • Сообщить о случившемся учителю
  • Охладить поврежденное место проточной водой.
  • Смазать место ожога вазелином.
  1. В чем заключается физиологическое действие соединений свинца на организм человека?
  • Раздражают слизистую оболочку глаз и носа;
  • Откладываются в печени, костной ткани, вызывают тошноту и изжогу;
  • Наступают судороги;
  • Оказывают оздоравливающее действие.
  1. Какие меры безопасности надо предпринять при работе с нитратами, так как они оказывают раздражающее действие?
  • Работать в резиновых перчатках;
  • Работать в противогазе;
  • Детям с нитратами работать категорически запрещено;
  • Брать вещества только шпателем и небольшое количество.

II этап

Практическая часть.

Внимательно наблюдайте за происходящими изменениями и заполняйте таблицу. Все уравнения реакций записывайте в молекулярной и ионной форме.

  1. Разложение солей при нагревании:
№. Уравнения реакций Наблюдения
1.

2.

CaCO3

AgNO3

 

Вывод:

  1. Взаимодействие растворов солей с металлами.
Уравнения реакций Наблюдения
1.

2.

3.

Cu + NiSO4

Al + NiSO4

Zn + NiSO4

 

Вывод: (использовать электрохимический ряд напряжений металлов).

  1. Взаимодействие растворов солей с кислотами и щелочами.
Уравнения реакций Наблюдения
1.

2.

NaOH + CuSO4

H2SO4 + BaCl2

 

Вывод: (для реакций ионного обмена).

  1. Взаимодействие растворов солей с солями.
Уравнения реакций Наблюдения
1.

2.

Pb(NO3)2 + Na2SO4

AgNO3 + NaCl →

 

Вывод: (для реакций ионного обмена).

III этап

Выполнение итогового теста.

  1. При электролитической диссоциации хлорид-ион образуют:
  • NaClO3
  • AlCl3
  • MnCl2
  • NaClO
  1. Какие из следующих кислот образуют кислые соли?
  • H2SO3
  • HNO3
  • H3PO4
  • H2SO4
  1. Укажите пары веществ, которые вступают в реакции ионного обмена, идущие до конца?
  • CuCl2 и Na2S
  • K2SO4 и BaCl2
  • NaNO3 и HCl
  • Mg и HCl
  1. Соотнесите названия подклассов солей с формулами веществ:
Кислые
Средние
Основные
Cu(OH)NO3
H3PO4
Ca(HCO3)2
Zn(OH)Cl
AlCl3
Fe2 (SO4)3
(NH4)2HPO4
  1. При добавлении в бесцветный раствор кислоты бесцветного раствора соли выделился газ, который при пропускании через известковую воду образует белый осадок. Какой из фрагментов сокращенных ионных уравнений соответствует процессу образования газа?
  • 2H+ + CO32- =
  • CaCO3 + H+ =
  • Fe0 + 2H+ =
  • 2H+ + CuS =
  1. Составьте уравнения реакций в молекулярном виде по описанию внешних признаков эксперимента: «При пропускании газа через «известковую воду» в пробирке образуется белый осадок, который исчезает при дальнейшем пропускании газа».
+ = +
+ + =
  1. Используйте вещества: CaO, O2, H2O, Ca(OH)2, CO, CaCO3, H2, Ca(HCO3)2. Учтите, что среди перечисленных формул веществ присутствуют лишние.

Расставьте над стрелками формулы реагентов и условия, необходимые для осуществления схемы превращений:

P → P2O5 → H3PO4 → NaH2PO4 → Na2HPO4 → Na3HO4.

Используйте следующие формулы и условия: H2O, O2, HCl, NaOH, NaCl, t.

  1. При добавлении в голубой раствор соли бесцветного раствора щелочи образовался осадок голубого цвета. Какой из фрагментов сокращенных ионных уравнений соответствует описанному процессу?
  • Fe3+ + 3OH- =
  • Cu2+ + 2OH- =
  • Zn2+ + 2OH- =
  • CuS + 2H+ =
  1. Соотнесите названия и формулы солей:
Сульфид цинка
Дигидрофосфат натрия
Хлорид железа
 FeCl3
 ZnSO4
(III) NaH2PO4
Na2HPO4
ZnS
FeCl2

IV этап

Подведение итогов урока.

Мы рассмотрели правила техники безопасности при работе с твердыми веществами, правила нагревания, особенности физиологического действия некоторых солей. Наблюдали за реакциями солей с разными классами неорганических веществ, написали уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. Вспомнили, что эти реакции идут до конца только в определенных условиях. Вспомнили ряд напряжений металлов и в соответствии с ним написали уравнения реакций солей с металлами. Для проверки и контроля приобретенных знаний по теме «Соли» выполнили итоговый тест.