Психологический подход к проблеме сиротства

Разделы: Социальная педагогика


Актуальность проблемы социального сиротства.

Острый социальный кризис в нашей стране отразился не только на материальном положении семьи, но и на ее нравственном здоровье. Горькой приметой нашего времени стало социальное сиротство. По данным Госкомстата России, в стране в 1998 году насчитывалось более 500 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Известно, что 95% несовершеннолетних детей – сироты при живых родителях. Потеря семьи для ребенка – трагедия, которая травмирует его психику и кардинально меняет его судьбу.

Причины социального сиротства.

  • Рост числа детей, рожденных вне брака.
  • Материальные и жилищные трудности родителей и нездоровые отношения между ними.
  • Негативные явления, связанные с деградацией личности взрослых (алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка).
  • Падение нравственных устоев в обществе и др.

Сиротство разрушает эмоциональную связь ребенка с окружающей средой и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития. Так, почти 55% детей-сирот отстают в физическом развитии, у 30% – последствия раннего органического поражения мозга, хронические заболевания, 5% – здоровые.

Последствия социального сиротства в психической жизни ребенка.

Чем раньше ребенок отрывается от семьи, тем более выражены деформации по всем направлениям психического развития:

  • Основной приобретенный дефект – задержка психического развития и искажение личностного развития.
  • Комплекс сложных нарушений эмоционального развития:

– бедность эмоций, трудности в общении, пассивность, трудности адаптации в социуме и др.

У одних наблюдается понижение активности, апатия, интерес к вещам, а не людям.

У других – гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность.

Основная проблема – социально – психологическая неадаптированность детей сиротских учреждений. Им свойственны: инфантилизм, неприятие себя как личности, трудности в общении и понимании других, перегруженность отрицательным опытом (у детей нет образцов позитивного поведения, ценностей семьи).

Причины расстройств физического и психического здоровья детей-сирот.

1. Генетический фактор.

Негативная наследственность (алкоголизм, наркомания, умственная отсталость ребенка).

2. Органический фактор.

Нарушения формирования мозга.

З.Неблагоприятные социально-психологические факторы.

Сверхранний разрыв ребенка с матерью, оставившей новорожденного в роддоме, ведет к психической депривации – определенному психическому состоянию, возникающему в результате таких жизненных ситуаций, когда ребенку не предоставляется возможность удовлетворять основные жизненные потребности в полной мере и в течение длительного времени.

Таким образом, для полноценного развития у ребенка должны быть удовлетворены базовые потребности в любви, внимании, признании.

Депривация может возникать не только в интернатах, но и в семьях без матери (или с эмоционально холодной матерью), при отсутствии отца (или его отчужденности).

В развитии депривационных нарушений важен возраст ребенка. Например, в младенческом возрасте ведущая линия психического развития – эмоциональное общение ребенка с матерью. Поэтому дети Дома ребенка, не имея возможности удовлетворять эту потребность, растут аутичными, малоэмоциональными, малоподвижными. У них задерживается эмоционально– личностное общение, невыразительная мимика.

Далее такие дети могут или избегать эмоциональных контактов, или быть “прилипчивыми” к новому лицу, но без стойкой эмоциональной привязанности.

Ранний возраст заканчивается кризисом трех лет. В это время ребенок начинает осознавать себя как личность (“Я сам”), ориентируется на требования взрослых, но у детей-сирот нет принятия себя, осознания своих достижений, им не интересны оценки взрослых. К таким детям взрослые относятся как к представителям группы детей, а не как к отдельным личностям. В результате происходит задержка психомоторного и речевого развития, эмоционально-волевой сферы. Дети манипулируют игрушками, а не играют.

В дошкольном возрасте в эмоциональной сфере у сирот наблюдается высокая тревожность, в большинстве случаев – агрессивные тенденции, явные или вытесненные, одиночество, страхи сказочных персонажей, могут быть эйфории или дисфории, депрессии, двигательная расторможенность, скованность, плохо развитый самоконтроль, ригоризм (поведение не соответствует моральным суждениям).

Из-за недостаточного опыта общения дети часто занимают по отношению к другим людям агрессивно-негативную позицию (не умеют налаживать общение, не умеют сопереживать, есть желание обособляться).

Дети-сироты помогают друг другу, но не умеют любить, делят мир на “свои” и “чужие.”, “мы” и “они”. Из-за неразвитой потребности в любви и признании могут жестко обращаться со сверстниками.

Меры по предупреждению социального сиротства направлены на предотвращение “фоновых” воздействий на семью (осуществляется на уровне государства и общества): устранение нищеты, социальных лишений, помощь многодетным семьям, повышение зарплат и др., предотвращение социального сиротства: работа с семьями повышенного риска, находящимся в социально опасном положении, приемными родителями, выявление жестокого обращения с детьми, подготовка к материнству, работа с матерями – “отказницами” и др.)

Опекуны сталкиваются с проблемой адаптации детей-сирот в новой для них семье, нуждаются в психологической подготовке, знаниях об особенностях детей-деприватов.

В связи с этим в МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, “Центр диагностики и консультирования” города Кунгура в мае 2007 года проводилась диагностика 16 детей из Детского дома, которые были определены в 9 замещающих семей (из них, 11 человек – дошкольники и младшие школьники, 5 человек – подростки).

Обследование детей и подростков проводилось по параметрам:

1. Нервно-психическое (Н-П) состояние (общий эмоциональный фон, энергетика, уровень тревожности, самочувствие, активность, настроение).

Н-П состояние в целом в пределах нормы, скорее хорошее – у 13 человек, ухудшено Н-П здоровье – у 3 человек.

Самооценка Н-П состояния подростков близка к психологическому благополучию (10 человек из 10 обследуемых).

Энергетика.

– Истощенность – 1 человек.

– Невысокий, но достаточный энергетический потенциал – 2 человека.

– Оптимальное состояние – 6 человек,

– Повышенный уровень возбуждения – 1 человек.

Тревожность.

Низкий уровень – 2 человека.

Средний – 3 человека.

Выше среднего – 5 человек.

2. Диагностика уровня школьной тревожности.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста тревожность, связанная с обучением в школе невысока у 10 человек ( из 10 человек). 1 человек не обследован из-за низкого интеллектуального развития.

У подростков общее эмоциональное состояние оптимальное, общая тревожность к школе не характерна у 5 человек (из 5 человек).

3. Самооценка.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста снижена самооценка у 1 человека, средний уровень – 4 человека, выше среднего уровня – 3 человека, завышенный уровень – 2 человека. Подростковый возраст – уровень самооценки выше среднего уровня.

4. Коммуникативные навыки.

В ответах подростков на проективные ситуации встречаются социально одобряемые реакции, сдерживание (вытеснение) агрессии по отношению к значимым взрослым, к сверстникам, словесная агрессия на провокационные ситуации носит чаще всего защитный характер, если ситуации приводят в состояние сильного возбуждения.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста контроль за своими чувствами, желаниями слабо сформирован, поэтому наряду с позитивными ответами, социально одобряемыми, дети затрудняются найти выход из конфликтных ситуаций, преобладают реакции по типу самозащитных.

Таким образом, у 80 % детей и подростков из замещающих семей диагностируется нервно-психическое состояние в пределах нормы. У 50% подростков тревожность выше среднего уровня. По отношению к школе высокие показатели тревожности для обследуемых не характерны.

У детей подросткового возраста наблюдаются расхождения в самооценке: наряду с завышенной самооценкой выявляется чувство вины, механизмы психологической защиты приводят к подавлению любых форм агрессивности.

У детей младшего школьного и дошкольного возраста выявляется как занижение самооценки, так и неадекватное оценивание своих качеств, чувства страха, вины (со слов опекунов) из-за возможности потери замещающей семьи.

У дошкольников и младших школьников 9 человек из 11 имеют проблемы в развитии (интеллектуальном, личностном).

Приемные родители получили консультативную помощь по результатам обследования детей, им оказана психологическая поддержка, разъяснены причины трудностей в воспитании депривированных детей–сирот.

Литература

  1. Дети – сироты: консультирование и диагностика развития/ под редакцией Е.А. Стребелевой/ М., 1998.
  2. Oслон В. Дети с SEN, лишенные родительского попечения: психологические аспекты интеграции. / В кн.: проблемы обучения детей со специальными образовательными нуждами: Материалы II Международного семинара. 22-23 сентября 1999 г. / Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 1999.