Урок по теме "Скелет человека" (8-й класс)

Разделы: Биология

Класс: 8


Цель урока:

  • закрепление знаний о строении скелета человека и выявление особенностей строения,
    связанные с развитием головного мозга,
    прямохождением и трудовой деятельностью.

Задачи урока:

  • обобщение и углубление знаний по теме “Опорно-двигательная система”.
  • активизирование внимания учащихся на особенностях строения скелета человека.
  • осуществление практического применения имеющихся знаний, умений и навыков (работа с таблицами, справочными материалами).
  • развитие у учащихся познавательного интереса к предметам естественного цикла.
  • развитие мыслительных операций анализа, синтеза.
  • формирование рефлексивных качеств (самоанализ, самокоррекция).
  • развитие коммуникативных умений.
  • создание психологически комфортной среды

Оборудование: дидактические карточки-задания, рисунки отделов скелета, таблица “Сравнение скелета человека со скелетом обезьяны”.

Тип урока: урок обобщения знаний.

1. Организационный момент.

Приветствие учителя. Постановка цели и задач урока.

– Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы повторим изученный материал по теме “Опорно – двигательная система”. Вспомним основные понятия темы.

2. Повторение изученного материала.

– Предлагаю выполнить задание. Вам дана группа слов, объединенная общим смыслом. Ваша задача: составить рассказ или выстроить логическую цепочку, схему. Дайте название своей работе.

А) подвижный, полуподвижный, неподвижный, сустав, позвоночник, череп.
Б) остеоцит, межклеточное вещество, клетка, ткань, коллаген.
В) 11, 23 – 25, 300, 220.
Г) органическое, вещество, неорганическое, твердость, упругость.
Д) гипофиз, надкостница, соматотропин, гормон, хрящ.
Е) трубчатая, плоская, лопатка, бедренная, губчатая

РОСТ КОСТИ СТРОЕНИЕ КОСТИ ВЕЛИЧИНЫ

………………………

СОЕДИНЕНИЕ КОСТЕЙ СОСТАВ КОСТИ КОСТНАЯ ТКАНЬ

(Работа учащихся в группах с опорными словами. Устный ответ учащихся. Учитель составляет схему на доске из предложенных тем.)

– О чем же наш урок? Предложите свой вариант темы урока исходя из составленной схемы.

Тема – “Скелет человека”. Мы повторим отделы скелета, кости отделов и отметим особые черты строения скелета человека, связанные с развитием мозга, прямохождением и трудовой деятельностью. Прежде чем мы раскроем особенности строения скелета, выполним задание.

– Выскажите предположения по предложенным вам фразам “Знаете ли вы…”. Расставьте знаки + и – на карточках. В конце урока мы вернемся к этому заданию и определим верность ваших знаний. (Работа с карточками, записи в тетрадях).

  • Добавочный скелет состоит из поясов и костей конечностей
  • нижняя челюсть соединена с черепом суставами
  • первый позвонок позвоночника называется “атлас”
  • позвоночник имеет 4 изгиба, помогающие при ходьбе
  • у человека 12 пар ребер
  • грудина имеет рукоятку, корпус и острие
  • особое расположение большого пальца кисти позволяет выполнять человеку мелкие и точные движения
  • бедренная кость самая толстая в скелете человека
  • стопа человека состоит аналогично кисти
  • стопа человека плоская

– Вспомним названия отделов скелета и костей. Выполняем работу в группах. Рассмотрите предложенные вам рисунки отделов скелета и ответьте на поставленные перед вами вопросы.

(Ответы учащихся. Сообщение дополнительного материала).

Задание:

  • Рассмотрите предложенные вам рисунки костей.
  • Назовите кости. Определите тип соединения костей.
  • Дайте название отделу.
  • Какое значение имеет данный отдел?

(Приложение 1)

Череп.

Мозговая, лицевая части, челюсти (полуподвижное соединение костей), теменные, затылочная, височные, лобная кости (неподвижное соединение костей).

Позвоночник.

Позвонки. Шейный, грудной, поясничный, тазовый, копчиковый отделы (полуподвижное соединение костей).

Шейные позвонки считались вместилищем души. Первый позвонок, связанный с затылочной костью, носит название “атлас”. В родительном падеже это слово звучит как атлант. Атлант – это гигант, держащий на себе Землю и Небо.

Которому ведомы моря
Все глубины и который один подпирает громаду
Длинноогромных столбов, раздвигающих небо и землю.
Гомер, “Одиссея”.

Второй позвонок называется “ворот”. Именно вокруг него происходит повороты головы.

Конечность верхняя.

Плечевая, лучевая, локтевая кости, запястье, пястье, фаланги пальцев (подвижное соединение костей).

Конечность нижняя.

Бедренная, большая и малая берцовая кости, предплюсна, плюсна, фаланги пальцев (подвижное соединение костей).

Грудная клетка.

Грудина, 12 пар ребер (полуподвижное соединение костей).

Древние евреи называли грудину вместе с 1 парой ребер “грудным ключом”. Такое строение приравнивали к кресту. Саму же кость чаще сравнивают по виду с коротким римским мечом, поэтому в ней выделяют рукоятку, корпус и острие (мечевидный отросток). Известно всем , что в те времена меч являлся объектом поклонения, в древности зачастую клялись, положив руку как на меч, так и на область грудины, расцениваемую как “щит сердца”.

Пояса конечностей.

Лопатки, ключицы, тазовые кости (подвижное соединение костей).

– Сравним скелет человека со скелетом обезьяны. Имеются ли отличия? С чем связаны эти отличия? Для того чтобы ответить на эти вопросы, вспомним эволюцию человека. Какие изменения в строении тела и образе жизни произошли в эволюции человека? (Беседа.)

Правильно, развитие головного мозга, прямохождение, трудовая деятельность. Отметим изменения в отделах скелета человека и определим причину этих изменений. Каждая группа отвечает по своему отделу. В результате заполним таблицу:

Прямохождение Трудовая деятельность Развитие мозга
Размеры позвонков
Увеличиваются сверху вниз
4 изгиба позвоночника
Расширенная в стороны грудная клетка
Большая бедренная кость
Широкий таз
Подвижная кисть
Противопоставление большого пальца к ладони
Лобная кость
Подбородочный выступ

(Работа в группах. Заполнение таблицы в тетрадях. Учитель заполняет таблицу на доске).

– Сделаем вывод: изменения в строении скелета человека связаны с развитием головного мозга, прямохождением, трудовой деятельностью.

– Вернемся к письменной работе и ответим еще раз на вопросы, сравнивая с прежними ответами. (Беседа, самопроверка).

1 + 2 – 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10 –

– Выполним самостоятельную работу (Самостоятельная работа учащихся в тетрадях по вариантам).(Приложение 2)

(Можно провести эту работу в виде беседы с классом, используя презентацию).

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: параграф № 11, 12. Выставление оценок.

Приложение 3