Игровые формы изучения источников по истории Удмуртии

Разделы: Администрирование школы


Каждый учитель, идущий на свой урок, желает сделать его интересным, развивающим, увлекательным и запоминающимся. Обновление содержания образования требует активные формы работы, несущие высокую степень самостоятельности школьников. Один из способов, стимулирующих самостоятельную деятельность, формирующих потребность в знаниях, интерес к истории края – исследование исторических источников. Метод исследования относится к творческому виду познавательной деятельности обучающихся.

При знакомстве с первоисточниками познавательная деятельность ученика приближается к методам исследования науки. Данный метод получил название лабораторного. Развивая интерес к истории края, лабораторный метод позволяет индивидуализировать преподавание с учетом возраста и степени подготовленности обучающихся, их умственного развития; повысить интенсивность труда старшеклассников; научить анализировать материал и делать самостоятельные выводы; доказывать свои взгляды, формировать историческое сознание, развивать познавательные способности. Основными способами «учебного исследования» выступает исторический анализ и критика источников. Самое главное в лабораторном методе - самостоятельный поиск учениками истины, развитие их критического мышления.

Становление рационального понимания событий и явлений предполагает введение в процесс обучения источников разного типа: письменных (летописи, своды законов, частная переписка), вещественных (остатки материальной культуры самых разных форм), лингвистических (обряды, песни, поговорки, сказания, географические названия).

Схематически развитие познавательных способностей (при исследовании исторических источников) можно представить следующим образом:

Через развитие у школьников умений и навыков познавательной деятельности происходит формирование исторического мышления, понимание ими различных исторических явлений.

Технологию познавательных способностей (форм мыслительной деятельности), построенную с учетом способов познавательной работы, можно представить в таблице:

Познавательные способности (формы мыслительной деятельности)

Способы (формы познавательной работы с источниками)

Проблематизация

Эвристика

Индукция

Критика источников

Дедукция

Истолкование

Моделирование

Историческая реконструкция

Применение на уроках истории способов исследовательской работы с источниками знаний дает школьникам понимание исторических явлений. Мысль детей, их познавательные способности при ученическом исследовании определяются критическим, научным подходом к любому историческому факту или документу.

Исходя из уровня подготовленности класса в целом и отдельных обучающихся, учитель может представить исторический материал, проранжировав вопросы и задания к документам, поисковые и творческие задания исходя из трех уровней сложности познавательной активности:

Первый уровень – получение и обработка информации из документа, воспроизведение информации источника или ранее полученных знаний (примерные вопросы и задания: «о каких чертах …говорится в тексте», «найдите слова, описывающие»)

Второй уровень – осмысление, сравнение, оценка документов, образное и логическое преобразование предъявленной информации (примерные вопросы и задания: «назовите причины / последствия», «сравните», «на основе данных источника заполните таблицу», «отмаркируйте зеленым признаки…, красным – признаки»)

Третий уровень – исследовательская, дискуссионная, игровая деятельность, поисковые задания на сопоставление нескольких источников, установление исторической закономерности, творческая субъективная (лично авторская) реконструкция исторического факта/события (примерные вопросы и задания: «от имени одного из героев текста расскажите о событии»), проблемно-исследовательские задания, мини-проекты.

Источники в целом или их фрагменты можно использовать:

  • в начале урока в качестве мотивирующего начала;
  • в качестве проверочного материала для конкретизации (узнавания) признаков исторического явления, хода исторического события, описания исторического персонажа;
  • во время объяснения нового материала как демонстрация многоаспектного отношения к действиям и личностям эпохи – в качестве иллюстрации речи учителя;
  • в качестве практикума, заменяющего объяснение учителя, – как организованную самостоятельную работу обучающихся с текстом источника;
  • во время групповой работы над пакетом документов с возможностью сетевого обмена промежуточными и итоговыми результатами между группами и учителем.

Исследование исторических источников можно облачить в нестандартные, игровые формы. Рассмотрим примеры игровых методик исследования различных видов исторических источников на уроках истории и краеведения.

1. Совершим «Путешествие в страну исторических источников».

На доске вывешивается карта путешествия. Закройте глаза и произнесите за мной слова: «вещественные и письменные, устные, изобразительные – раскройтесь нам, таинственные источники».

Мы попали в страну, где встретимся со многими свидетелями прошлого. В области устного народного творчества живут устные источники.

Появляется надпись:

Прямо пойдешь – в сказку придешь,
на право пойдешь – пословицу найдешь,
налево пойдешь – географическое название прочтешь.

- Какую дорогу выберем? Пойдем в страну удмуртских сказок.

Фольклор является устным историческим источником, по которому историк сможет узнать о жизни людей в прошлом. Мы с вами превратимся в ученых - лингвистов и, исследовав удмуртские сказки, ответим на предложенные вопросы.

  1. Какие занятия были у удмуртов?
  2. Каких животных разводили?
  3. Какие блюда удмуртской кухни готовили?
  4. Каких животных приручили?

Петух и курица.

Петух и курица пошли за орехами. Спорили, спорили, кому лезть на вершину орешника – пришлось петуху лезть. Петух бросил орех с вершины, попал в глаз курице. У курицы один глаз не видит. Узнали об этом старики. Старуха забеспокоилась:

- Петух, почему ты курице глаз выбил?

- Орешник штаны порвал.

- Орешник, почему ты у петуха штаны порвал?

- Коза верхушку съела.

- Коза, почему верхушку у орешника съела?

- Пастух не караулил.

- Пастух, почему козу не караулил?

- Старушка табани не испекла.

- Старушка, почему табани не испекла?

- Свинья муку рассыпала.

- Свинья, почему муку рассыпала?

- Волк поросенка съел.

- Волк, почему поросенка съел?

- Захотелось есть, вот и съел, - ответил волк.

Медвежья свадьба.

Раньше пчелы водились в лесу в колодах. Однажды пошел удмурт проверить медовые запасы. Только зашел в лес, видит: медведи свадьбу играют, пьяный мед пьют. От страха залез на высокую ель, притаился. Молодые медведи прошли не заметили. Старый медведь увидел мужика, полез за ним. У мужика топор был, замахнулся он и ударил медведя по голове. Медведь жирным оказался, мясо много ели, а из шкуры сапог нашили.

Здесь живут пословицы, поговорки, загадки.

А как они рассказывают о далеком прошлом?

Например, из удмуртских пословиц можно узнать о мерах длины, использующихся в прошлом.

Своей пядью все не меряй.

Дорога к сердцу человека – в десять верст, от сердца – десять шагов.

Вспомни русские пословицы с упоминанием мер длины. (Семи пядей во лбу (очень умный), не отдадим земли ни пяди. Семь верст до небес и все лесом.)

А сколько это: пядь, верста? Пядь – расстояние между большим и указательным пальцем, верста – 1,06 км

Топонимика – наука о географических названиях.

В Удмуртии много географических названий имеют русское происхождение: река Подборенка, село Медведево, тюркское происхождение: Сарапул – «жёлтая рыба», Каракулино – «чёрное озеро», удмуртское происхождение: река Карлутка – «поселение у луга», поселок Яган – «бор». ВА в переводе с финноугорского «вода», составной частью входит во многие географические названия, в том числе и в названии столицы нашей родины –МоскВА.

Как вы думаете, почему в географических названиях Удмуртии встречаются слова из русского, удмуртского, татарского и других языков? В атласе найдите названия указанных населенных пунктов.

В этом доме живут вещи. Что они нам расскажут? 

Кухонная утварь.

Для хранения, приготовления и приема пищи удмурты изготовляли кухонную посуду. Что служило материалом для изготовления посуды?

(Деревянная посуда изготавливалась чаще всего из древесины липы и березы, корневищ, лыка, бересты, коры, наростов на березе – чаги.)

Определите: какая посуда изображена на рисунках?

А. – жбан

Б. –кадка с носиком для приготовления кваса

В. – ковш для пельменей

Г. – чашка долбленая

Д. – чашка точеная.

2. «Задание Шерлока Холмса».

Алгоритм:

  • ребята делятся на группы, каждая из которых получает план города Ижевска в разные периоды истории, относящийся к XVIII веку, концу XIX века, XX века;
  • группы получают задание реконструировать конкретный район города, сравнить полученную картину с реальной, сделать все возможные выводы.

Первый генеральный план Ижевска.

Выше плотины (1) раскинулась зеркальная гладь самого большого на Урале заводского пруда (2), ниже на низком берегу реки расположились деревянные производственные помещения (3), ближе к шлюзам – лесопилка, амбары для хранения готового железа и сторожка (4), заложен заводской поселок (5). В заречной части, там, где сейчас пристань и ТЭЦ-1, появились первые избы строителей(6). На левом берегу расположился кирпичный завод, кузница, заводская контора, напротив плотины выстроен дом управителя завода. К югу вдоль реки (ныне улица Свердлова) появилось несколько деревянных изб мастеровых людей (6). Постарайтесь отметить обозначенные объекты на картосхеме города.

3. «Читаем краеведов».

Алгоритм:

  • ребята делятся на группы, каждая из которых получает текст (это может быть любой краеведческий материал: Е.Ф.Шумилов. Город на Иже; А.Новиков. Золотой ларец.);
  • каждая группа получает задание подготовить рассказ, начинающийся со слов «А вы знаете, что...»;
  • каждая группа оформляет изученный материал, который затем можно использовать на уроках и классных часах, в виде странички «Книги для чтения по истории горда Ижевска».

4. «Остановись, мгновение!» (фоторепортаж о сохранившихся архитектурных памятниках города - домашнее задание).

Алгоритм:

  • ребята получают маршрутные карты с заданием запечатлеть то, что, по их мнению, представляет интерес или скоро может исчезнуть (на месте старых построек возникают новые, деревянные дома горят и т. д. уходит в прошлое старый Ижевск, наличники, резьба ворот);
  • оформление фотоматериала в виде альбома или стенда с обязательными комментариями (если это возможно) по истории этого дома.

5. «Идем путем А.Н.Радищева, наследника престола Александра» (экскурсия по Сибирскому тракту). Предварительно изучается местная документальная база по той эпохе и создается ролевая игра.

Инсценировка «Бунтовщик похуже Пугачева».

И вот представьте: мчит тройка путешественника сибирским трактом «встречь солнцу». Звенят бубенцы (позвенеть бубенцами), им в такт позвякивают кандалы на руках. Путешественник на станциях открывает свою записную книжку и делает в ней краткие записи – путевые записки. Проезжая по территории Удмуртии дважды, Александр Николаевич описал свое путешествие осенью 1790 года, следуя по Сибирскому тракту на 10-летнюю ссылку в Илимск, и весной 1797 года, возвращаясь из сибирской ссылки домой (на этот раз от Перми до Лаишсва плыл по Каме и Волге).

Прочитаем записки.

Записки путешествия в Сибирь. (Отрывок)

14 - ноября 1790 г.

Какси, тож Мука-Какси, 26 вер. Не доезжая оной деревни 5 верст, реку Вале переезжали. Летом на ней паром, шириною сажен 25. Иным годом разливается на дорогу. По реке лес черный, а немного далее ель и пр. 2 версты от реки — вотские деревни. Они овинов не имеют, хлеб молотят сырой, а когда молоть, то сушат в печах. Народ боязливый и добрый. В Какси один овин. Живет отставной сержант с семьею, держит постоялый двор.

Сюмси, 20 верст. Впрягают проворно, может быть, по той же причине, как татары, чтоб с рук сбыть.

Юбари, 14 верст. Ночевали. Нашли праздник, состоит в том, что все девки, бабы и мужики ходят из двора во двор и пьют пиво; ходили до утра и перепились допьяна. На бабах высокие кички с бахромою, с шитьем и кончиками серебряными. Примечается охота и в диких наряжаться; сходство в сем нравов женщин в больших городах. Отменно, что наряды переменяют часто.

В Юруке ночевали у татарского начальника, который выбирается ежегодно во всякой деревне для разбору дел ниже 20-ти р., даже кражи, но свыше идут в суд. Уголовные надлежало бы отсылать в суд, но отсылают смертоубивствы только. Судят по корану.

Сельта, или Кожпль-Сельты, 29 вер.

Зятцы, 38.

Игры, 37. Ночевали. Места почти ровные, гор мало, болоты, местами лес: сосняк строевой, ели, березы. Селения по сю сторону Вятки редки, редки и по сторонам, может быть, для того, что мало речек. Вотяков много малобородых. Народ простой. В Зятцах писарь ученый по-русски. Собаки вороваты: влезли в повозку и съели гуся. Зверей мало, хотя лесу много; белки почти нет уже пятый год, по 9 коп. шкурка. У баб круглые скуфьи низаные.

Зура, 22 вер. За несколько верст течет река Иты шириною в 8 и 10 сажен, но глубока.

Село Дебес, или Николаевское, 25 вер. За 1/2 версты переехал реку Чепцу по живому мосту. По ней ходят суда от Глазова и ниже с хлебом в Астрахань, впадает в Вятку. В Дебесе похожи на русских. Есть писарь, который требует подорожной и принудил офицера заплатить прогоны за все три. Есть у иных овины и риги, но по полям колки. Сушат хлеб в снопах. Оставили больного солдата-старика, который занемог от холода и объелся дарового кушанья; сказывал, что жил в монастыре два года, но взят опять в гарнизон.

Чепца, 20, на реке того же имени. Вотяки почти как русские, женаты многие на русских бабах. Избы уже белые у иных. Старосты недельные, как у черемис и чуваш, и должны отправлять и довольствовать проезжающих; у других вотяков они дневные.

От Зятцов становится гористо, а от Зуры новым просеком много гор, хотя невеликих, но крутых, несровненных. От Зуры видно много пригорков плоских, все покрыты лесом. От Сельты видна уже становится пихта, точная ель, иглою мягче, кора похожа на осиновую; изб из нее не делают, только столбы да полы; серу ее продают в трубках, из корки деревянной содранной, по 1 коп. в Казани. Вотские бабы некрасивы. Вотякн поют, едучи, как русские ямщики. Нравы их склонны более к веселию, нежели к печали. Чувашские бабы хороши собою. Черемисы черноволосы. Оклад лица вотяк похож на мордву.

В Чепце ночевали, последняя вотская деревня. Рекруты в Вятку ставят до явки, стояние дорого: от 40 до 90 р. В Перми стоит очень мало.

За Цепцой деревней более полей, что большое население доказывает. Везде малые русские деревни, которые называют починками.

  • Найдите в тексте и на карте населенные пункты по которым проехал А.Н.Радищев.
  • Обозначьте путь А.Н.Радищева в Сибирь. (Сюмси, Селты, Игра, Зура, Дебесы)
  • Обозначьте путь А.Н.Радищева из Сибири. (По Каме от Перми через Сарапул до Волги).

6. «Шапка» вопросов.

Вид работы по любому историческому документу. Игра требует общения. Каждый учащийся бросает в «шапку» или корзину 3 записки с вопросами по тексту:

  1. Вопрос, проверяющий знание текста.
  2. Вопрос, ответ на который сам не знаю, но хотел бы узнать.
  3. Вопрос по выяснению другого мнения о тексте и сравнению его со своим.

Участники могут ограничиться 1-2 вопросами. Смысл игры заключается в постановке ученика, формулирующего и записывающего эти вопросы, в разные позиции: проверяющего, не знающего, советующегося.

Отвечают на вопросы все ученики. Они подходят к «шапке» и вынимают одну из бумажек. Во время игры хорошо и доступно раскрывается понятие «интересного» и «неинтересного» вопроса и ответа. Можно вопросы сделать адресными. На листочке ставится аббревиатура того, кого спрашивают.

Данная игра может составить основу урока.

Чтобы снять возможные отказы придумывать и записывать вопросы, можно разрешить задавать самые простые вопросы по тексту.

7. Перевод картинки в текст

Трудным видом работы является описание картины. Все методисты соглашаются с тем, что историческая картина занимает важное место на уроке истории. Алиса в известном произведении Льюиса Кэрролла справедливо заметила, что «книжка без картинок - книжка не интересная». Действительно, учебный эффект использования изображений чрезвычайно высок. Ведь они оказывают прямое воздействие на формирование целостного образного представления об историческом персонаже, событии, явлении.

Как и любой другой источник, картина дает нам авторское, то есть субъективное видение исторического события. После анализа картины можно поставить вопрос о степени произвольности авторской трактовки изображаемого, относительности исторического свидетельства и т.п., то вместо анализа картинки вы получите анализ исторических ошибок автора.

Озвученная картина.

Картины всегда безмолвны. Но на некоторых картинах нарисовано, как люди разговаривают, поэтому у многих зрителей возникает желание узнать, о чем говорят нарисованные герои. Попробуйте «озвучить» некоторые картины. Для этого сначала замрите, как персонажи на полотне, а затем побеседуйте между собой на тему, актуальную для героев картины.

Иван Грозный приводит арских людей к шерти – клятве верности Москве

Задание: оживить картину

Картина В.Белых. Арск с высоты птичьего полета.

8. Научный доклад.

С научными докладами выступают ученые на научных конференциях. В научных докладах они сообщают о своих научных гипотезах, о своих научных экспериментах и поисках, о своих открытиях. Часто во время доклада ученые рисуют на доске формулы, демонстрируют какие – либо экспонаты. Представьте, что мы проведем конференцию посвященную разнообразию исторических источников по истории булгар. Попробуйте стать докладчиком на этой конференции и сделайте научное сообщение.

Исторические источники, рассказывающие о русских поселенцах на территории Волжской Болгарии и Южного Прикамья.

Вещественные источники (1)

Письменные источники (2)

Фольклорные,
Топонимические (3)

 

 

 

Текст:

В 922 году Ибн – Фадлан, арабский путешественник, наблюдал языческие похороны купца руса на болгарской земле. В «Казанской истории» упоминается «чернь ростовская», бежавшая «от крещения рускаго в болгарских жилищах».

Многие финно-угорские племена (чудь, меря, мордва, черемисы, весь, мурома, Пермь, Печора) упоминаются в «Повести временных лет» в середине XI века, но об удмуртах не упоминается. К концу XI века в сообщениях о новгородских походах на северо-восток в Югру, говорится, что следом за сборщиками дани в новые земли двигались промысловики и вслед за ними земледельцы. Русская летопись сообщает об убийстве в Биляре в 1229 году знатного христианина Авраамия, которого «христьяне же вземия тело его и положища в гроб на месте, идее же и прочих христиан погребаху в земли Болгарстей». Это позволят говорить о наличии православного кладбища в Биляре, но оно еще не обнаружено. Прошлое Вятской земли освещено в «Повести о стране Вятской», духовных договорных грамотах князей, митрополичьих посланиях, сообщениях и картах иностранцев.

О взаимоотношениях местного населения с пришельцами повествует древняя легенда. «Однажды в удмуртскую деревню, затерянную в лесной глуши, пришел незнакомый человек. Говорил он на непонятном языке, часто произнося слово «друг». Подумали удмурты, что так зовут гостя. Они сытно накормили его, угостили медовой брагой, приговаривая при этом: «Ю, друг (пей, друг)». С тех пор и пошло у деревеньки название – Ю друг (Юдруг). Находится она в Можгинском районе.

В Малопургинском районе есть станция Уром. В переводе Уром – друг, самый близкий товарищ. Легенда объясняет это название. Однажды русский подошел к селению, где жили удмурты и татары и они обращались друг к друг: «Уром». Уром назвали это селение.

Задолго до массового расселения славян в Прикамье начинают попадать изделия, изготовленные в древнерусских землях. Поток древнерусских предметов на Верхней Каме: это керамика, предметы христианского культа (крестики, образки, иконки, церковная утварь), славянские амулеты язычников (подвески - топорики), властные атрибуты (печати), украшения (племенные височные и трех бусинные кольца)

В ремесленном квартале города Булгар археологи обнаружили славянские жилища в XI-XIV веков. В Заречной части города исследованы остатки древнерусского поселения середины XIII- начала XIV веков – жилища ювелиров, металлургов, гончаров. О проживании выходцев из Руси свидетельствуют бытовые вещи, православные крестики, иконки, церковная утварь, керамика, кости свиньи, украшения в низовьях Камы. Много встречается нательных крестов, украшений, бытовых предметов, орудий труда, что позволяет судить о возможных захоронениях русских людей.

На Нижней Вятке в Малмыжском уезде в XIX веке был обнаружен орловский клад в XII -XIV веков, состоявший из предметов древнерусского происхождения: железных удил, стремян, серебряного браслета и слитком серебра весом 22,3 кг.

В селениях найдены образцы древнерусской керамики из чистой глины, но в начале XIII века славянская по форме керамика делается из глины.

Ответы:

Вещественные источники: Керамика, предметы христианского культа (крестики, образки, иконки, церковная утварь), славянские амулеты язычников (подвески - топорики), властные атрибуты (печати), украшения (племенные височные и трех бусинные кольца), жилища, железные удила, стремяна, серебряный браслет и слиток серебра.

Письменные источники: Заметки Ибн – Фадлан, арабский путешественника, «Казанская история», «Повесть о стране Вятской»

Фольклорные: Легенда о Ю – друге, станция Уром.

9.Заполните кроссворд.

Занятия булгар.

Определите занятия булгар по имеющимся письменным источникам. Впишите их в пустые клеточки название профессий булгар.

A. Персидский автор (начало X века) Ибн Руст: «Булгары - народ земледельческий и возделывает всякого рода зерновой хлеб: пшеницу, ячмень, просо и др.» Русская летопись сообщает, что в 1024 году в Суздальской земле был голод, русские люди из Болгар «привезеша пшеницу, жито и тако оживша».

B. Ибн Фадлан: «Пища их просо и лошади». Ибн Руст: «Подать своему царю они платят лошадьми...»

C. Киевский князь Владимир отметил, что все булгарские воины «суть все в сапогах».

D. Ибн Руст писал, что булгары носят кольчугу и имеют полное вооружение.

E. Ибн Руст: 1066 год. «Послали болгары послов с дарами многими, дабы Владимир позволил им в городах по Волге и Оке торговать без опасений, на что им князь Владимир соизволил.»

F. Ибн Руст: «Звонкую монету им заменяют куньи меха».

G. Ибн Фадлан: «В лесах их много меда и жилищ пчел, которые они знают и отправляются для сбора этого меда.

10. Переводчики с русского на русский.

Древнерусская летопись.

Перед вами текст новгородской летописи, написанный языком XVI века.

«В лето 6997 княз Иван Васильевич всея Руси послал рать свою на Вятку за иза неисправление. Они же (воеводы, князья) шедши городы. Вятчан всех к целованию приведоша, а арян к роте приведоша.»

Вопросы.

А. В каком году произошли описываемые летописцем события? По нашему летоисчислению такого года еще не было, а для летописца он уже прошел. Сколько лет составляет разница в летоисчислениях? От какого события вели свой счет жители XVI века, а от какого события свой счет лет мы ведем?

Б. Переведите текст на язык, понятный жителям XXI века.

Ответы: 1489 год (разница в летоисчислениях от Рождества Христова и сотворения мира Богом составляет 5508 лет)

В 1489 году Иван III Васильевич послал свое войско в Вятку за непокорность. Воеводы и князья взяли город. Заставили вятчан дать присягу – целовать креста, а удмуртов (т.к. они не христиане) привели к роте.

Арская земля.

Прочитайте отрывок XVI века из «Истории о великом князе Московском» Андрея Курбского о земле Арской:

«в земле той поля великие и зело преизобильные и гобзующие на всякие плоды; такожде и дворы княжат их и вельмож зело прекрасны и воистину удивления достойны, и села часты, хлебов же такое там множество, воистину вере ко исповеданию неподобно, аки бы на подобие множества звезд небесных, такожде и скотов различных безчисленныя множества, и корыстей драгоценных, наипаче от различных зверей, в той земле бывающих, бо тамо родятся куны дорогие и белки и протчие зверие, ко ядению и ко одеждам потребны, и мало затем далей соболей множество, такожде медов: не вем где бы под солнцем болши было».

A) Что мы можем узнать о земле Арской из этого текста?

Б) Какими сокровищами она обладала?

B) Какие занятия были у южных удмуртов?

Г) Попробуйте прочитать текст, заменяя устаревшие слова словами, понятными современному читателю.

11. Кто автор?

Игра. Кому принадлежит высказывание?

Найдите автора.

1. «Нет в Российском государстве ни одного народа, могущего сравниться с ним в трудолюбии».

2. «Нравы их склонны более к веселью, нежели к печали...»

3. «...Имеют у себя огороды, в которых садят капусту, репу, огурцы, чеснок, лук, редьку и прочие овощи»

4. «Согласие этих различных жителей достойно удивления. Они не ссорятся ни за границы, ни за притеснения, ни за какие дела».

5. «честны, миролюбивы, гостеприимны, трезвы, но и суеверны и простосердечны…»

А. Радищев А.Н.

Б. Рычков Н.П.

В. Георги И.Г.

Г. Миллер Г.Ф.

Д. Фальк И.П.

Ответы: 1 – б; 2 – а; 3 – г; 4 – д, 5 –в.

12. Лото.

Изучение края учеными в XVIII веке.

Учащимся даются 3 вида карточек: фамилия исследователя, его труд, краткое описание открытий ученого. Необходимо собрать все карточки об исследователе.

Сводная таблица.

Ф.И.О.

Источник

Выдержки из документов

Даниэль Готтлиб Мессершмидт
(1685-1735)

Дневник путешествия хранится в архиве
Санкт – Петербурга

Путешествовал по землям северных удмуртов
Составил словарь около 350 удмуртских слов
Впервые зафиксировал самоназвание удмурт
Изобразил удмуртку в высоком головном
уборе (рисунок пером)

Николай Петрович Рычков
(1746 – 1784)

«Журнал или дневные записки путешественника»

определил общую длину Камы, преувеличив до 1805 км заметил: «Нет в Российском государстве ни одного народа, могущего сравниться ним в трудолюбии», «называют себя общим именем – удмурт»

Георги Иоганн Готлиб
(1729 -1802)

«Физико-географическое и естественно-историческое описание
Российского государства»

Писал об удмуртах: «Они честны, миролюбивы, гостеприимны, трезвы, но суеверны и простосердечны»
Дал изображение удмуртки в национальном костюме.
Его именем назван цветок – георгин.

Петр Симон
Паллас
(1741 – 1811)

«Путешествие по
разным провинциям
Российского государства»

наблюдал за птицами, провел первые орнитологические исследования, описал рыбу, отправляемую на царский стол

Миллер
Герард Фридрих
(1705 – 1783)

«Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чувашей и вотяков»

Имеют у себя (удмурты) огороды, в которых садят капусту, репу, огурцы, чеснок, лук, редьку…». Отметил искусство охотников. Излюбленное занятие – бортничество.
Словарь в 300 слов.

Александр Николаевич
Paдищев
(1749-1802).

«Записки путешествия в Сибирь»
«Записки путешествия
из Сибири»

Дважды проезжал через территорию Удмуртии: проехал по Сибирскому тракту
путешествовал по Каме и Волге
«Нравы удмуртов склонны более к веселью,
нежели к печали...»
«Общая судьба, общие заботы и невзгоды
сблизили два народа, породили дружбу и
доверие между ними»

13. Работа с художественной литературой.

О каком событии ХХ века рассказывают поэты?

1. Яшин Д. Ожидание. Ижевск, 1968, с. 12.

И, мы, наполняясь счастьем, пели
Когда, сродняясь с календарем,
Стал день двенадцатый апреля
Неповторимым в жизни днем.
И началась другая эра
Вокруг крутой земной оси…
Святой была у деда вера
В могучий гений на Руси.

Ответ: 12 апреля 1961 года полет Юрия Гагарина в космос на корабле «Восток».

2. Шаврин Ю. Суровый наказ выполняя. Ижевск, 1966, с 12.

С южных гор до ворот Ленинграда
Встал могучий советский народ.
Шли сквозь дым боевые отряды
За Отчизну в священный поход.

Ответ: 1941 -1945 Великая Отечественная война.

3. Зяблицев С. Непохожий человек. Ижевск, 1981, с.11

Гудериановы армады, чернея свастикой, ползли
Туда, где небо Сталинграда
Всю ночь кровавились вдали.
Они, урча пространство жрали,
Встань поперек – и сразу в хруст.
Клещи железные сжимали,
Чтоб затравить, как зверя Русь.

Ответ: 1941-1945 год, наступление фашистов на СССР.

14. История в деньгах. Расскажите историю по банкнотам.

15. История в документах. Прочитайте текст документа, о каком событии рассказывается в документе.

16. Диалог источников.

Сопоставьте взгляды: Ижевско-Воткинское восстание в документах красных и белых.

17. Знаковые системы» (преобразование источников: визуального или статистического в текстовый и наоборот). Национальный состав по переписи 1926 года: удмурты -52,3%, русские – 43,3%, татары -2,3%, бесермяне -1,2%.

18. Смена жанров («переписать» текстовый источник в ином жанре)

Богатства земли аров.

Напишите четверостишье по тексту арабского путешественника.

Что привлекало в земле аров внимание арабского путешественника XII в. Абу Хами да? Он писал:

«...другая область, которую называют Ару, в ней охотятся на бобров и горностаев, и превосходных белок. А день там летом двадцать два часа. И идут от них чрезвычайно хорошие шкуры бобров».

Ответ: пушнина и климатические условия.

19. Восстановите лакуны (вставить пропущенные слова). Восстановить перепутанную последовательность частей.

Соберите фразу.

Игровая разминка. Известная фраза – четверостишье Флора Васильева пишется крупным подчерком на листе бумаги и разрезается на строчки.

Задание: кто быстрее и правильно соберет четверостишье.

По данному образцу можно собрать любую фразу, четверостишье.

Хватает Волге широты и сини,

Но с Камою она еще синей,

И для меня бы не было России

Без маленькой Удмуртии моей.

Задание можно усложнить. Все ученики разбиваются на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает задание: написанные на разрезанных листочках предложения учебного текста. Заранее продумывается определенное количество разрезанных частей. Ученики должны быстро восстановить учебный текст, реконструируя фразы по смыслу. Так восстановится весь учебный текст. Важно восстановить не столько изначальную последовательность, сколько смысл текста. Поэтому после проверок, как правило, возникают увлеченные обсуждения, связанные с вариативностью смысла деформированных фраз из текста.

Полученный текст сравнивают с оригиналом.

Например, текст из очерка В.Е.Владыкина «Удмуртский этнос.

Удмурты живут на границе Европы и Азии,

Великого Леса и Великой Степи,

тюрко – мусульманского и славяно – христианского миров -

это древняя контактная зона самых разных культур.

Быть «между» всегда не просто,

можно превратиться в «пыль истории».

Но удмуртам на протяжении веков удалось сохранить свой язык и культуру.

20. Цветовая разметка (выделение различных смысловых единиц, отделение фактов от мнений, подчеркивание их разными цветами).

Систематизировать работу обучающихся с историческим источником можно, используя следующую схему:

На уроках по региональной истории используются различные виды исторических источников: законодательные акты, делопроизводственные документы, статистические материалы, пресса, воспоминания, фотодокументы. Организация работы с историческим источником позволяет формировать у школьников активное отношение к учебной деятельности, повысить интерес к истории своего края и населяющих его народов. Опора на источники, как основной информационный материал, обуславливает, в свою очередь, широкое использование лабораторных работ, дискуссий, комментированного чтения. В процессе домашней и урочной работы с документами учащиеся развивают общеучебные и предметные умения и навыки: анализа и обобщения, внутренней и внешней критики источника.

Литература.

  1. Коваль, Т. В. Содержание и современные технологии преподавания истории: Программа повышения квалификации преподавателей истории и дидактические  материалы к программе [Текст]/ Т. В. Коваль. – М., 2001. – 40 с.
  2. Манданова, Е. С. Развитие познавательных умений учащихся при изучении исторических источников [Текст]/ Е. С. Манданова//Преподавание истории и обществознания в школе – 2006. - № 10.
  3. Мельников, А. Ученик – равноправный партнёр в творчестве [Текст]/ А. Мельников//Первое сентября: История.– 2005. - № 6.- С. 42 -45.
  4. Овчинникова, Н. П. Урок по теме «Иван Грозный глазами современников и потомков» [Текст]/ Н. П. Овчинникова//Преподавание истории и обществознания в школе– 2005. - № 6.
  5. Троицкий, Ю. Л. Дети пишут историю (инновационная технология исторического образования) [Текст]/ Ю. Л. Троицкий//Преподавание истории в школе.– 1999. - № 1. – С. 24-30.

Приложение