Интегрированный урок-практикум по экономике и информатике.11-й класс. Тема: "Статистика как метод изучения явлений экономики с использованием ИКТ"

Разделы: Информатика, Экономика


Цели:

  • Образовательные: формировать умения обрабатывать статистические данные с помощью информационных технологий; анализировать и делать выводы;
  • Развивающие: формирование информационной культуры, компьютерной грамотности и потребности в приобретении знаний;
  • Воспитательные: способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений, развитие коммуникативных способностей учащихся.

Задачи:

  • закрепить знания, умения и навыки:
  • обработки табличной информации;
  • проведения расчетов на их основе;
  • обеспечения визуального представления исходных данных и результатов их обработки с использованием ЭТ;
  • формирование умения построения графиков, диаграмм и гистограмм, их анализ;
  • продолжить формирование у учащихся представлений о межпредметных связях; способствовать развитию познавательной активности школьников и интереса к изучаемым предметам.

Методы:

  • Практический;
  • Алгоритмизированный;
  • Частично-поисковый.

Оборудование:

  • компьютеры с операционной системой Windows 2003 и интегрированный программный пакет автоматизации офисной деятельности Microsoft Office;
  • карточка с данными социологического опроса по г. Северодвинску;
  • электронные таблицы, созданные в программе Microsoft Excel;
  • карточки параметров уровня дохода и групп по доходам;

Понятия: - статистика, алгоритм статистического исследования, метод выборочных наблюдений, закон Энгеля.

Класс делится на малые группы по 2 человека (группы сформированы заранее с учетом индивидуальных особенностей и способностей).

План работы:

Организационный момент: тема, цели.

Повторение теоретической части:

  • Статистика. Этапы статистической работы.
  • Инструктаж по технике безопасности при работе с компьютером.
  • Работа с программой Microsoft Excel.

Выполнение практической работы

  • инструктаж по выполнению работы;
  • практическая работа;
  • анализ полученных данных;
  • распечатка результатов.

Подведение итогов.

Ход урока

Организационный момент: тема, цели.

Повторение теоретической части.

Учитель экономики:

1) Что такое статистика? (получение, обработка и анализ информации, которая характеризует количественные характеристики и качественное содержание экономических или социальных явлений)

2) Какие этапы статистической работы вы знаете?

а) выбор проблемы - формируется предмет исследований - установление зависимости между потреблением и уровнем доходов (закон Энгеля),

б) определение критериев (показателей). При изучении статистики Энгеля это уровень затрат и затраты на разные группы товаров,

в) выбор совокупности (т.е. масштаба исследований). Совокупность - это группа, которая подвергалась исследованиям. Это могут быть жители города, области, государства:

г) выбор метода исследования. Используются два метода:

-- метод сплошных наблюдений, когда исследуются 100% объекта изучения.

-- метод выборочных наблюдений, когда исследуется группа, в выводы делаются на основе теории вероятности.

д) формирование ряда распределения. Они формируются в таблицу, где расписываются количественные показатели для объектов.

е) анализ. Проводится математический анализ с помощью процентов, средних величин, графиков.

Учитель информатики:

3). Инструктаж по технике безопасности при работе с компьютером:

  • экстренные ситуации:
  • необычный звук, дым - выключить ПК, сообщить учителю
  • пожар - Отключить ПК, покинуть кабинет и школу по плану эвакуации;
  • как сохранить здоровье:
  • физкультминутка общего действия;
  • физкультминутка для глаз.

Т/Б и поведения:

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • находиться в кабинете без разрешения преподавателя;
  • в верхней или влажной одежде;
  • прикасаться к аппаратуре влажными или грязными руками;
  • прикасаться к экрану монитора, разъёмам системного блока;
  • самостоятельно устранять неисправность в работе компьютера
  • работать при плохом самочувствии;

4). Работа с программой Microsoft Excel.

Повторение основных моментов работы с электронными таблицами:

  • назначение программы;
  • ввод текста в ячейку;
  • ввод "длинного" текста в ячейку;
  • ввод формулы в ячейку;
  • обрамление ячеек;
  • формат ячеек (числовой, денежный, процентный);
  • использование функций (автосумма, среднее значение);
  • вставка диаграммы (гистограмма, круговая, функция);
  • вставка гистограммы (по двум таблицам);
  • изменение обозначений в диаграмме;
  • ориентация листа - книжная.

Выполнение практической работы.

- Инструктаж по выполнению работы:

Учителя экономики и информатики:

Проблема: предлагается проанализировать статистику потребления в городе и сделать вывод о перспективности развития бизнеса.

Вам предлагаются задания в электронном виде, которые вам необходимо сделать по работе со статистическими данными и распечатанный план - конспект урока (Приложение №1). Вы должны, внимательно изучив исходные данные, выбрать 5 (пять) вариантов (остальные "затемнить") и для них заполнить предложенные таблицы, построить диаграммы и сделать выводы в письменном виде. Для анализа используйте параметры из таблиц "Уровень жизни населения" и "Группы по доходам" (Приложения 4,5). Подготовить работу для печати.

У кого есть вопросы по выполнению заданий? (учителя отвечают на поставленные вопросы).

При работе вы можете использовать инструкцию ваших действий (Приложение №2) (показываем учащимся распечатанный вариант инструкции) - она стоит 0,5 балла. Воспользоваться консультацией учителя: одна - бесплатно, а вторая - и последующие по - 0,5 балла.

- Практическая работа на ПК. Зарядка для глаз по схеме (через 10 минут работы на компьютере). Приложение №6.

- Анализ полученных данных. (Например: Анализ данных показывает, что около половины или более половины доходов тратятся на продукты: Город можно охарактеризовать, как город с низким и средним уровнем жизни. Более выгоден продуктовый бизнес).

Заслушиваем выводы разных групп учащихся и данные социологического опроса по г. Северодвинску; - распечатка результатов. Представление отчетности в электронном и распечатанном виде. Приложение № 7, приложение № 8 (выборочные работы).

Подведение итогов. Обобщение результатов учащимися.

Например. По представленной отчетности мы увидели, что в городе N можно заниматься различными видами бизнеса, в зависимости от выбранных исходных данных. В городе Северодвинске выгодно заниматься продуктовым бизнесом и предоставлением услуг.

Ученикам выставляются оценки по представленным результатам.Спасибо всем за работу. До свидания.

Приложение 3.