Урок–викторина "Счастливый случай" по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Разделы: Литература


Цели урока: закрепление знаний по творчеству А.С. Грибоедова; развитие познавательных интересов учащихся; привитие любви к предмету; развитие мышления, воображения, памяти, быстрой реакции, умения коллективно решать проблемы, личной инициативы ребят.

Оборудование: два игральных кубика, репродукция картины Н. Ге "Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском", бочонок с вопросами, магнитофон, диск с записями вальсов А.С.Грибоедова.

Описание игры: участвуют две команды по 5 человек в каждой. В игре шесть геймов, в начале каждого гейма звучит музыкальная заставка (отрывки из вальса А.С. Грибоедова.)

Предварительная подготовка: каждый участник команды готовит вопрос для своего соперника; не занятые в игре учащиеся выпускают газету о творчестве А.С. Грибоедова.

Ход игры

1-й гейм - "Счастливый случай"

В нем шесть номинаций:

  1. Биография писателя
  2. "Узнай героя"
  3. Знаете ли вы комедию "Горе от ума"?
  4. Чьи слова?
  5. А его фамилия...
  6. Ах, афоризмы, афоризмы...

У каждой команды по два игральных кубика со сторонами разного цвета. Каждый цвет указывает номинацию, например, красный - "Биография писателя" и т. д. Капитан выбрасывает кубики, один из них по цвету указывает номинацию. На обдумывание ответа дается 15 секунд. Если команда не может дать никакого ответа, то возможна помощь болельщиков. За правильный ответ в актив команды зачисляется одно очко. Второй кубик - это и есть "счастливый случай": если на нём выпадает сторона такого же цвета, какая и на первом, то за правильный ответ команда получает три очка! Команда имеет право на три хода. Так как одна номинация может выпасть несколько раз, то надо иметь в запасе по не скольку вопросов для каждой.

"Биография писателя"

I вариант

Сколько лет было Грибоедову, когда он поступил в Московский университет? (12 лет.)

Как называлось первое литературное произведение Грибоедова? ("Дмитрий Дрянской" - пародия на трагедию Озерова "Дмитрий Донской")

Кто из русских поэтов служил с Грибоедовым в Коллегии иностранных дел? (А.С. Пушкин и В.К. Кюхельбекер)

Кто был первым учителем Грибоедова? (Иоганн Петрозилиус)

В каком году Грибоедов уехал на дипломатическую службу в Персию? (1818)

II вариант

На каких трёх факультетах учился Грибоедов в Московском университете? (На философском, юридическом, физико-математическом)

Сколько лет было Грибоедову в год восстания декабристов? (30 лет)

"Дядя Сандро". Кто так называл Грибоедова? (Нина Чавчавадзе)

Кто из родственников Грибоедова послужил прототипом одного из героев комедии "Горе от ума"? (Дядя по матери Алексей Фёдорович)

За что был арестован Грибоедов и провел четыре месяца под арестом? (За обвинение в причастности к восстанию декабристов)

III вариант

Сколько иностранных языков знал Грибоедов? (Восемь! Английский, французский, итальянский, немецкий, персидский, латинский, греческий, арабский)

Как фамилия генерала, при котором служил Грибоедов в Тифлисе? (Ермолов)

Какое звание получил Грибоедов после окончания Московского университета? (Кандидат словесности и права)

Кто был первым слушателем комедии "Горе от ума" на Кавказе? (В.К. Кюхельбекер)

Как звали мать Грибоедова? (Настасья Фёдоровна)

"Узнай героя"

I вариант

"Он славно пересмеять умеет всех..." (Чацкий)

"И золотой мешок и метит в генералы" (Скалозуб)

"Мечусь, как словно угорелый.

По должности , по службе хлопотня..." (Фамусов)

"...человек он светский,

отъявленный мошенник, плут,

Антон Антоныч (Загорецкий)

"...уступчив, скромен, тих.

В лице ни тени беспокойства" (Молчалин)

II вариант

"А, впрочем, он дойдет до степеней известных,

ведь нынче любят бессловесных" (Молчалин)

"Хрипун, удавленник, фагот,

Созвездие маневров и мазурки!" (Скалозуб)

"...Он малый с головой,

И славно пишет, переводит" (Чацкий)

"...он не то на серебре,

На золоте едал; сто человек к услугам;

Весь в орденах; езжал-то вечно цугом..." (Максим Петрович, дядя Фамусова)

"...на цыпочках и не богат словами" (Молчалин)

III вариант

"Известный человек, солидный,

И знаков тьму отличья нахватал..." (Скалозуб)

"...бодр и свеж, и дожил до седин,

Свободен, вдов, себе я господин..." (Фамусов)

"В чины выводит кто и пенсии даёт?" (Максим Петрович)

"Как обходительна! Добра! Мила! Проста!

Балы дает нельзя богаче" (Татьяна Юрьевна)

"Остёр, умен, красноречив,

В друзьях особенно счастлив..." (Чацкий)

"Знаете ли вы комедию "Горе от ума"?

I вариант

В какой день недели происходит действие пьесы? (У нас есть общество и тайные собрания

По четвергам "секретнейший союз")

Сколько лет Софье Фамусовой? ("В семнадцать лет вы расцвели прелестно, неподражаемо, и это всем известно")

Какая обновка была у слуги Фамусова Петрушки? (Разодранный локоть)

Как звали дядю Фамусова? (Максим Петрович)

Где происходит действие комедии? (В Москве в доме Фамусова)

II вариант

В какое время года происходят события пьесы? (Зимой: "И день, и ночь по снеговой пустыне, спешу к вам, голову сломя")

Сколько лет Софьиной тетке Хлёстовой? (Легко ли в 65 лет тащиться мне к тебе, племянница?)

Откуда родом "французик", возмутивший Чацкого на балу у Фамусова? (Из Бордо)

Кого привезла с собой на бал старуха Хлёстова? ("Арапку-девку да собачку")

Как звали князя Тугоуховского? (Петр Ильич)

III вариант

С какого года служит в армии полковник Скалозуб? ("Я с восемьсот девятого служу")

Какой поступок совершил дядя Фамусова, чтобы заслужить милость при дворе Екатерины? ("...упал, да так, что чуть затылка не пришиб...")

Как звали деда Софьи по отцу и деда по матери? (Фамусова зовут Павел Афанасьевич, сестру Софьиной матери - Анфиса Ниловна)

Кто из героев комедии является членом Английского клуба? (Фамусов, Чацкий, Репетилов)

В каком наряде приехала на бал Наталья Дмитриевна Горич? (Тюрлюрлю атласный)

"Чьи слова"?

I вариант

"Ба! Знакомые всё лица" (Фамусов)

"Блажен, кто верует, тепло ему на свете" (Чацкий)

"В мои лета не должно сметь свое суждение иметь" (Молчалин)

"Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев, и барская любовь" (Лиза)

"Счастливые часов не наблюдают" (Софья)

II вариант

"Служить бы рад, прислуживаться тошно" (Чацкий)

"Грех не беда, молва не хороша" (Лиза)

"Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!" (Фамусов)

"Приданого взял - шиш, по службе - ничего" (Репетилов)

"А! Злые языки страшнее пистолета" (Молчалин)

III вариант

"[Герой] не моего романа" (Софья)

"Дома новы, но предрассудки стары" (Чацкий)

"Чему он рад? Какой тут смех?

Над старостью смеяться грех" (Хлёстова)

"Ах! Боже мой! Что станет говорить

Княгиня Марья Алексевна!" (Фамусов)

"Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак" (Репетилов)

А его фамилия...

I вариант

Алексей Степанович... (Молчалин)

Антон Антонович... (Загорецкий)

Петр Ильич... (Тугоуховский)

Платон Михайлович...(Горич)

Павел Афанасьевич...(Фамусов)

II вариант

Сергей Сергеевич... (Скалозуб)

Александр Андреевич... (Чацкий)

Алексей Степанович... (Молчалин)

Антон Антонович... (Загорецкий)

Андрей Ильич... (Чацкий)

Ах, афоризмы, афоризмы...

Каждая команда должна назвать по пять афоризмов из комедии. За каждый афоризм - очко команде.

2-й гейм - "Гласные безударные - самые коварные"

Команды получают листки для орфографической работы. Задание: вставить пропущенные буквы:

Д...спотизм, просв...щение, ар...стократ, п...лемика, б...чевать, М...лчалин, Заг...рецкий, опт...мизм, м...раль, к...нфликт, сож...ление.

Максимально за этот конкурс можно получить 5 баллов. За каждую ошибку - минус 0,5 балла (так можно дойти до отрицательной величины).

Пока команды выполняют задание, проводится конкурс среди болельщиков.

Всем вам известна картина "Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском". Кто автор этой картины? Связан ли сюжет этой картины с темой нашего сегодняшнего урока?

3-й гейм - "Ты - мне, я - тебе"

Каждый член команды задает по одному вопросу одному из соперников. Правильный ответ приносит команде по одному очку. Это индивидуальный гейм, т.е. при ответе не допускается помощь других членов команды. Жюри определяет лучший вопрос и награждает автора.

Пауза. Драматическая картинка. Диалог Лизы и Софьи (д.1, явл.5)

Вопрос к болельщикам: Закончите фразу, произнесённую далее слугой. (К вам Александр Андреевич Чацкий)

4-й гейм - "Заморочки из бочки"

Каждый член команды достает из "бочки" вопрос. На обдумывание дается 15 секунд, отвечает вся команда, возможна помощь болельщиков.

Что отвечает Чацкий на слова Фамусова:

"А главное, поди-тка, послужи..."

"О стихах я не говорю, половина должна войти в пословицу..." Кто так отозвался о комедии?

Кто первым на балу распространил слух о сумасшествии Чацкого?

В своих речах Чацкий постоянно употребляет местоимение "мы". Кого из внесценических персонажей можно отнести к союзникам Чацкого?

"В комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека:" Кому из писателей, критиков принадлежат эти слова о комедии "Горе от ума"?

Как называется критический очерк о комедии, кто его автор?

Какому литературному направлению принадлежит комедия "Горе от ума"?

Из какого города переведен Молчалин Фамусовым в Москву?

Как оценил И.А.Гончаров финал комедии?

Как звали "вторую мать" Софьи?

5-й гейм - "Всё наоборот"

Чтобы отгадать зашифрованную фразу, надо каждое слово в ней заменить антонимом.

1 команда

Несчастные за минутами следят. (Счастливые часов не наблюдают)

Шептали мужики: "Караул" - и под землю каски закапывали. (Кричали женщины: "Ура"...)

Непорочность не счастье, молчание - не плохо. (Грех не беда, молва не хороша)

Чужие ничто маски. (Знакомые всё лица)

Стара история, а сомневаешься легко. (Свежо предание, а верится с трудом)

2 команда

Не герой твоей повести. (Герой не моего романа)

Стоял на улице, не оказался на этой же. (Шел в комнату, попал в другую)

Не обходи их меньше никаких радостей,

И крестьянская доброта, и крестьянская злоба. (Минуй нас пуще всех печалей, и барский гнев, и барская любовь)

Шалаши стары, но вера новая. (Дома новы, но предрассудки стары)

Несчастен, кто не верит, холодно ему во тьме! (Блажен, кто верует, тепло ему на свете)

6-й гейм - "Дальше, дальше, дальше"

Начинает проигрывающая команда. За две минуты команда должна дать правильные ответы на как можно большее количество вопросов. Если ответа нет, то капитан говорит: "Дальше", а ведущий задает следующий вопрос.

Вопросы для первой команды:

Краткий иносказательный рассказ поучительного характера. (Басня)

Развернутое высказывание одного лица. (Монолог)

Изображение внешности героя в художественном произведении. (Портрет)

Заключительный момент в развитии действия. (Развязка)

Двусложный размер стиха с ударением на втором слоге. (Ямб)

Повторение однородных явлений через равные промежутки. (Ритм)

Торжественное стихотворение, прославляющее выдающихся деятелей или исторические события. (Ода)

Художественное направление в литературе, для которого характерны высокая гражданская тематика, соблюдение определенных творческих норм и правил. (Классицизм)

Один из основных видов драмы, который высмеивает недостатки людей или пороки общественной жизни. (Комедия)

Построение художественного произведения. (Композиция)

Средство художественного изображения, основанное на преувеличении. (Гипербола)

Род литературы, основу которого составляет действие. (Драма)

Основная мысль художественного произведения. (Идея)

Большое стихотворное произведение с развернутым сюжетом. (Поэма)

Представление неодушевленного предмета или явления в виде живого лица. (Олицетворение)

Повторение однородных согласных звуков, придающее тексту особую выразительность. (Аллитерация)

Прозаический документальный жанр, посвященный современной автору жизни. (Очерк)

Словарный состав языка. (Лексика)

Краткое изречение, выражающее какую-либо значительную, глубокую мысль. (Афоризм)

Изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки, в которых они находятся до начала действия. (Экспозиция)

Вопросы для второй команды:

Произведение устного народного творчества о богатырях и народных героях. (Былина)

Разговор двух или более лиц. (Диалог)

Изображение картины природы в художественном произведении. (Пейзаж)

Начальный момент в развитии действия. (Завязка)

Двусложный размер стиха с ударением на первом слоге. (Хорей)

Созвучие окончаний стихотворных строк. (Рифма)

Стихотворение, в основе которого лежат философские размышления, грустные раздумья. (Элегия)

Художественное направление в литературе и искусстве, отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира. (Сентиментализм)

Один из основных видов драмы, в котором изображаются острые жизненные конфликты, чаще всего завершающиеся гибелью героев. (Трагедия)

Ряд последовательно развивающихся событий в художественном произведении. (Сюжет)

Иносказательное изображение отвлеченного предмета или явления через конкретный образ. (Аллегория)

Один из трех родов литературы, который рисует отдельные чувства и мысли героя.(Лирика)

Круг жизненных явлений, изображенных в произведении; то, о чем говорится в произведении. (Тема)

Небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный, фантастический случай. (Баллада)

Художественное определение. (Эпитет)

Повторение одинаковых гласных звуков, придающее тексту особую выразительность. (Ассонанс)

Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном случае из жизни героя. (Рассказ)

История жизни человека. (Биография)

Крылатое народное выражение, которое может быть отнесено ко множеству явлений. (Пословица)

Заключительная часть произведения, рассказывающая о судьбе героев после всех изображенных событий. (Эпилог)

К количеству баллов, уже имеющихся у команды, добавляется столько, сколько правильных ответов было дано на вопросы этого гейма. Подводится окончательный итог. Победители награждаются.

8.08.2009