Программа профилактики неуспеваемости и индивидуальной помощи слабоуспевающим обучающимся

Разделы: История и обществознание


Цели программы

Задачи программы

Сроки реализации программы

Основные исполнители

Законодательная база для разработки программы

Органы контроля

Создание условий для целостной систематической работы со слабоуспевающими, повышение их уровня обученности и обучаемости.

Создать условия для эффективного обучения и развития обучающихся с низкими учебными возможностями, освоения базовых программ (управленческая задача).

Обеспечить психологический комфорт обучающихся, ситуацию успеха в обучении.

Формировать позитивную учебную мотивацию

Реализовывать дифференцированный подход в педагогическом общении и деятельности на уроках и во внеклассной работе.

Сформировать умения и навыки учебной деятельности у обучающихся с низкими возможностями, развивать навыки самообучения, самовоспитания, самореализации.

Составить индивидуальную программу обучения для слабоуспевающего ученика с учетом его индивидуальных и личностных особенностей

Отслеживать динамику развития слабоуспевающих обучающихся.

Корректировать индивидуальную программу с учетом изменений.

2006-2009

Классные руководители

Учителя - предметники

Психолог

Социальный педагог

Логопед

Заместители директора по УВР

Конституция РФ ст. 43

Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", ст. 10 п. 3

Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", ст. 14

Закон РФ " Об образовании" ст. 17

Положение о работе с обучающимися, неуспешными в учебной деятельности.

Промежуточный контроль: методические объединения учителей - предметников, административный совет

Итоговый контроль: педагогический совет школы

Основные мероприятия:

Направление Мероприятия Предполагаемый результат Ответственные
Обучение в соответствии с принципами индивидуальности -Диагностика индивидуальных когнитивных способностей учителей и учебных возможностей обучающихся, выбор технологий обучения в соответствии с доминирующими способностями обучающихся.

-Педагогический совет "Приемы дифференцированного обучения"

-Психологический тренинг для педагогов.

-Дни педагогической поддержки.

-Выпуск методического бюллетеня по вопросам работы со слабоуспевающими обучающимися.

-Педагогический семинар для учителей "Индивидуальные и психофизиологические особенности в процессе обучения", "Система работы со слабоуспевающими обучающимися".

-Организация индивидуальных занятий, консультаций со специалистами, учителями - предметниками.

-Создание памяток и рекомендаций по работе со слабоуспевающими обучающимися.

-Создание памяток и алгоритмов деятельности обучающихся.

-Создание методической папки "Коррекционная работа со слабоуспевающими обучающимися".

-Организация внутришкольного контроля по теме "Предупреждение неуспеваемости"

Методическая помощь педагогам в организации работы со слабоуспевающими

Ликвидация педагогических затруднений.

Создание банка данных:

-Индивидуальные

когнитивные способности учителей

- Учебные возможности обучающихся

Психолог, заместители директора по УВР, НМР
Организация обучения с учетом индивидуальных психофизиологи-ческих особенностей -Диагностика индивидуальных особенностей познавательных процессов обучающихся с низкими учебными возможностями.

-Педагогические консилиумы.

-Психокоррекционная работа.

-Уроки - консультации и индивидуальные рекомендации для родителей.

Повышение психологической мотивации к учению, мышлению, вниманию и развитию памяти. Психолог, заместители директора по УВР, логопед
Создание механизмов для формирования механизмов самообучения и мотивов учебной деятельности -Педагогический совет.

-Дифференцированный подход к обучению.

-Технология полного усвоения знаний

- Создание ситуаций успеха на уроках и во внеклассной деятельности

-Использование на уроке алгоритмов помощи неуспевающим и индивидуальной помощи слабоуспевающим обучающимся

- Создание системы индивидуальных занятий, факультативных занятий по учебным предметам.

Формирование механизмов самообучения, мотивов учебной деятельности Заместители директора по УВР, учителя
Обеспечение возможностей для самореализации обучающихся - Создание системы дополнительного образования, кружков, секций, дополнительных платных образовательных услуг в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями обучающихся.

-Обеспечение возможностей для самоактуализации в рамках учебного процесса

-Вовлечение в активную жизнь класса.

-Посильные поручения, повышающие статус ребенка в коллективе.

-Проведение смотров знаний

Определение личностных интересов и увлечений. Заместители директора по УВР, ВР, классные руководители
Создание условий для понимания обучающимися своих индивидуальных особенностей и их коррекция - Организация психологических тренингов, семинара, серии классных часов, службы психологического консультирования обучающихся

-Психокоррекционная работа

-Составление индивидуальной программы педагогической поддержки каждого неуспевающего ученика.

Коррекция психологических затруднений обучающихся Психолог, классные руководители
Обеспечение психологической комфортности обучающимся в процессе обучения (атмосфера открытости, взаимопонимания, психологической защищенности. -Семинары по психологии общения для обучающихся и родителей

-Выявление неблагоприятных факторов социальной среды (семьи, школы), травмирующие ребенка, нарушающие развитие личности обучающегося и ее социальную адаптацию

- Диагностика психических и личностных нарушений.

-Профилактические беседы обучающихся с социальным педагогом.

-Индивидуальная психотеропия детей группы "риска".

-Информирование обучающегося о позитивных достижениях каждого ученика в рамках различных видов деятельности

-Индивидуальные беседы обучающихся со специалистами.

-Контроль посещаемости занятий

- Организация помощи одноклассников.

-Классные часы "Учись учиться"

-Разработка карт педагогической поддержки обучающихся

-Наблюдения за неуспевающим обучающимся во время посещения уроков.

Создание индивидуальных маршрутов обучающихся, карт педагогической поддержки Заместители директора по УВР, психолог,

социальный педагог, классные руководители, учителя - предметники, врач - психотерапевт

Создание условий развития социальной компетентности, формирование механизмов самовоспитания -Организация внеклассной работы по приобщению обучающихся духовной культуре и общечеловеческим ценностям общества.

-Вовлечение ученика в проведение внеклассных мероприятий, обеспечение занятости

Усвоение общечеловеческих норм и ценностей. Заместитель директора по ВР, классные руководители, педагоги - предметники

Методики исследования обучающихся, отстающих в обучении.

  1. Обучающий эксперимент на материале Коса.
  2. Диагностика словесно - логического мышления (на материале теста структуры интеллекта Р.Амтхауэра, модифицированного Л.И.Переслени)
  3. Методика диагностирования этапов развития ВПД
  4. Образец и правило (методика А.Л.Венгера)
  5. Корректурная проба. Тест Бурона.

Методики исследования обучающихся, отклоняющихся в поведении.

  1. Самооценка психических состояний личности Г.Айзенка.
  2. Графический тест "Рисунок класса.
  3. Детский личностный опросник Кателла.
  4. Определение положительных и отрицательных эмоций по отношению к школе.