Как составить творческий перспективный план педагога

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Творческий перспективный план педагога можно по-другому назвать программой самообразования или программой развития педагога.

Педагогический опыт накапливается поэтапно:

  • После получения специального образования молодому учителю 1-3 годы работы - этап понимания сущности профессии;
  • Далее начинается поиск собственной методики, технологии;
  • Продолжается теоретический поиск, появляется уверенность в себе, объективная самооценка;
  • Постепенное осознание значимости опыта и востребованность изучения опыта;
  • Далее продолжаются этапы самовыражения, обобщения опыта, самореализация - издания своего опыта;
  • И наконец, этап свободного полета, когда педагог по накопленному педагогическому опыту проводит авторские курсы и т.п.

Педагогический опыт - это постоянное научное самообразование педагога, педагог должен иметь определенную тему исследования, независящую от темы методического объединения, школы, улуса.

Некоторые общие критерии оценки педагогического опыта:

  • Постоянное конспектирование теории;
  • Умение педагога находить в научно-методической литературе современные подходы к методике, технологии, педагогике, психологии, философии;
  • Умение педагога защитить свой опыт на любом уровне;
  • Ежегодное участие педагога в мероприятиях: в семинарах, курсах, НПК, НМК, педчтениях, опубликовать статьи в методические журналы, издать сборник статей, сборник о собственном опыте;
  • Умение педагога находить положительное в опыте своих коллег и наставничать над молодыми коллегами.
  • Умение педагога использовать ИКТ, транслировать свой опыт через Интернет и.т.д.

Самообразование - это творческий поиск педагога. Творческий перспективный план самообразования педагога - это модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность определять содержание образования как саморазвитие, способность выбирать способы и формы деятельности, способность строить и перестраивать программу.

Творческий перспективный план самообразования имеет следующие составляющие:

  1. Самохарактеристика "Я сегодня". (Самооценка, а не визитка, цель самохарактеристики научить педагога видеть себя со стороны, свои положительные и отрицательные стороны).
  2. Мои ценности (личностные и профессиональные).
  3. Моя "Я концепция", т.е. моя философия видения педагогической деятельности и личности человека.
  4. Мои достижения (составляется лист моей карьеры).
  5. Моя перспектива (стратегия).
  6. Мои цели, с видением конечного результата (по теме самообразования).
  7. Мои задачи развития (тактика).
  8. Мои действия (перспективный план работы).

В плане отражаются:

  • Профессиональный, личностный рост
  • Повышение квалификации
  • Разработки частной педагогической системы
  • Открытые уроки, мероприятия
  • Планируемые кружки, секции, студии, мастерские, элективные курсы
  • Распространение, обобщение опыта
  • Участия на НПК, НМК, педагогических чтениях, выставках
  • Участие на педагогических семинарах, конкурсах, практикумах
  • Публикации
  • Научное самообразование.

Составление педагогом по такой модели творческого перспективного плана помогает рефлексировать свою деятельность и дает возможность дальнейшего успешного накопления педагогического опыта.

Вышеизложенные материалы использованы из лекции проректора ИПКРО к.п.н. Герасимовой А.Е., прочитанной на фундаментальных курсах для заместителей по УВР.

С 2004 года предложена для учителей нашей школы именно такая форма плана или программы самообразования.

Творческий перспективный план играет важную роль для развития профессионализма. Использование наиболее эффективной гибкой структуры программы самообразования также способствует повышению качества образования.