Урок культурологического размышления "Что такое осень?"

Разделы: Литература


Образовательные задачи урока: познакомить ребят с новыми художественными произведениями, дать культурологический комментарий об осени и символике желтого цвета.

Развивающие задачи урока: научить видеть в тексте образы-символы и постигать их содержание.

Воспитательные задачи урока: воспитание таких ценностных категорий, как любовь к родине, к родной природе.

Наглядный материал: репродукции картин русских художников с осенним пейзажем, фотографии церквей с золотыми куполами, икон, в цветовой гамме которых присутствует охра.

Ход урока

Прослушайте миниатюру и ответьте на вопрос: почему северо-казахстанский поэт и писатель Анатолий Хорольский назвал Россию «осенней страной»?

Институт построения жилища.

Россия – страна осенняя. Осенняя охра русских икон. Осенняя позолота куполов. Осенний Александр Сергеевич. Печальная, светлая загадка русской осени и души.

Так уж повелось на Руси, что осень – пора свадеб и новоселий. Пора созидания и неясного томления души. Говорят даже, что осенние запои по беспросветной горемычности своей и основательности не сравнить ни с какими другими. Что с нами происходит? Откуда он, этот осенний не то срыв, не то всплеск страстей и эмоций?

Давайте вернемся в детство. И вспомним шалаши и «штабы» из картофельной ботвы, уютные норки, вырытые в копнах сена или сомы. Кто забыл – оглянитесь. Вот малыши с помощью картонных ящиков превратили бесхозный кузов «Запорожца» в теремок, вот целый окоп во дворе вырыли, вот из каркаса детплощадовской ракеты вигвам соорудили. И сидят там. И слушают шум дождя.

Думаю, что это действует давно и прочно забытый нами институт построения жилища. Этот мощнейший осенний импульс, доставшийся нам от предков, в своем первозданном виде проявляется только в детстве. Но и потом никуда не исчезает. Он просто преобразуется, и его энергия у каждого устремляется в свое русло. Вот почему и осень у каждого своя. Пьяная. Трезвая. Веселая. Грустная. Болдинская [4].

Ребята высказывают свои предположения.

На основе данного культурологического комментария и прочитанного текста сделайте вывод о значении осени в жизни России.

Культурологический комментарий об осени.

 «Осень — символ зрелости и плодородия, несущий на себе печать усталости от трудов и пристального взгляда на свои труды» [9].

Осень – особое время года на Руси. Это время подведения итогов работы для земледельца, время сбора урожая. С 1492 года начало Нового года на Руси было официально перенесено на 1 сентября. И так Новый год, или Новолетие, праздновали вплоть до конца 1699 года, когда Петр I перенес дату начала Нового года уже на 1 января. В старину больше всего свадеб совершалось осенью, после уборки урожая, и до наступления церковного поста.

Как совершенно справедливо замечает писатель, осенний цвет присутствует на иконах и куполах русских церквей. Золотой цвет в иконописи занимает особое место. Это цвет, не знающий противопоставления добра и зла, света и тьмы, символ небесного Иерусалима, символ Абсолюта, абсолютного добра, к которому всегда стремилась душа русского человека. Спасение и преображение человеческой души в православии также сравнивается с золотом, переплавленным и очищенным в горниле.

В мировой культуре осенний желтый цвет, с одной стороны, связан с позитивной энергетикой, весельем, символизирует радость, праздник, игру, красоту. Желтый цвет является и символом бессмертия. Это знак земли (земное) и женского, земного начала инь. С другой стороны, желтый цвет символизирует грех, предательство, продажность, безумие, увядание, грусть, тление, отчаяние, болезнь.

Импульс для построения жилища, который у русского человека был рожден образом жизни, обусловлен земледельческой деятельностью, преобразуется или в созидательную, или в разрушительную энергию. Философ Н. Лосский отметил могучую силу воли русского человека, его повышенную эмоциональность и страстность, которые могут быть направлены и на созидание, и на разрушение [7]. Для Пушкина осень стала вдохновением, наполнила его жизнь поэтическими звуками и образами.

Вспомните, пожалуйста, отрывок из стихотворения Пушкина «Осень», подтверждающий эту мысль.

И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь;
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят – я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн – таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перок к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут [8].

Какие чувства наполняют душу поэта осенью? Любовь, радость, счастье, ощущение полноты жизни, молодости. Те чувства, которые обычно посещают человека весной.

Какие современные лирические произведения об осени вам известны?

Об осени как об итоге жизненного пути размышляет Юрий Шевчук в песнях «Последняя осень» и «Что такое осень?» Автор признается: «Осень вновь напомнила душе о самом главном». О чем напоминает нам осень? Какие чувства вызывает это время года? Осень. Закончены полевые работы, птицы улетают в теплые края. Земля сиротеет. Сердцем овладевает тоска, щемящая тоска, как в русских песнях, оно становится ещё более чутким и ранимым.

Осень - время для размышлений о жизни, о будущем, о Родине, «о самом главном».

Как вы понимаете значение образа «последняя осень»? («уходят в последнюю осень поэты»). Это итог жизни, итог творчества.

Прослушайте стихотворение Николая Шипилова, положенное на музыку Дмитрием Маликовым. Выделите образы-символы.

Никого не пощадила эта осень,
Даже солнце не в ту сторону упало.
Вот и листья разлетаются как гости
После бала, после бала, после бала…

Эти двое в темно-красном
Взялись за руки напрасно:
Ветер дунет посильней – и все пропало.
Этот в желтом, одинокий,
Всем бросается под ноги,
Ищет счастья после бала, после бала.

А один, совсем зеленый,
Бурным танцем опаленный,
Не поймет, куда летит, куда попал он,
И у самой двери рая
Он поймет, что умирает,
Как же можно – после бала, после бала?

Никого не пощадила эта осень,
Листопад шумит в сто тысяч баллов.
И как раны ножевые,
На асфальте неживые
Груды пепла после бала, после бала…

Основные образы-символы:

  • Бал – праздник, счастье, юность, жизнь;
  • Двое в темно-красном;
  • В желтом, одинокий – трагедия одиночества;
  • Один совсем зеленый – неопытный юнец, гибнущий в расцвете лет.

О чем поведала осень поэту Шипилову? В данном произведении осень осознается не просто как увядание, это осознание надвигающейся смерти без надежды на возрождение. Оно приходит после бала закономерно, что усиливает трагедийный пафос произведения.

Итоговые вопросы: Чем объяснить амбивалентность образа-символа осени в жизни русского человека и русской поэзии? Как бы вы ответили на вопрос: что такое осень?
Д/з напишите лирико-философскую миниатюру по мотивам изученных произведений.

Список литературы.

  1. Н. В. Витилова – Пишем сочинение-миниатюру, 5 класс, литература в школе, №7, 1998 г.
  2. Юрий Зобнин «Философия Муми-тролля», University Magazine, №4(50)/январь/2008.
  3. Николай Зуев – Главная книга Боратынского. «Сумерки». Литература в школе, №5, 2000 г.
  4.  «И светлых мыслей красота». Сборник. Петропавловск, 2000 г.
  5. А. А. Кононова – Здравый смысл «старого лада». Урок-исследование по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин», 9 класс, Литература в школе, №4, 1999 г.
  6. Крылова Л. А. Культурологический аспект преподавания литературы в школе. – Петропавловск: Северо-Казахстанский университет, 1990.
  7. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М., «Издательство политической литературы», 1991.
  8. Марк Сергеев. Вся жизнь – один чудесный миг (Пушкин). М., «Молодая гвардия», 1969.
  9. Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001
  10. Я познаю мир. Русский народ: традиции и обычаи: энцикл./С. В. Истомин. – М.: АСТ: Хранитель, 2007.