Виды рифмы. Особенности рифмовки в стихотворениях В.Маяковского "Тучкины штучки", А.С. Пушкина "Зимняя дорога", А.Белого "Весна"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомиться с разными видами рифмы: парной, перекрестной, охватной;
  • развивать воображение, творческие способности детей;
  • воспитывать любовь к русской поэзии, природе.

Оборудование: портреты поэтов В. Маяковского, А. Пушкина, фломастеры, картины природы.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

  • Прочитайте и сравните тексты.

Игрушечного мишку нечаянно

 

Уронили мишку на пол,

уронили на пол. У него оторвалась

 

Оторвали мишке лапу,

лапа. Хозяйка не выбросила мишку,

 

Все равно его не брошу,

она очень любила эту игрушку.

 

Потому что он хороший.

  • Что вы можете сказать об этих текстах?
  • Какой текст лучше воспринимается, запоминается? Почему?
  • Что такое поэзия? (стихи; произведения записанные стихами)
  • Прочитайте в толковом словаре.
  • Что такое рифма? (словарь) Рифма - созвучие концов стихотворных строк.
  • Что такое проза? (словарь) Все что мы повторили, поможет вам справиться с учебной задачей на уроке.

3. Постановка целей урока.

  • Прочитай название главы, с которой мы будем работать на уроке: «Авторская поэзия: мастерская стиха» (на доске).
  • Предположите, о чем пойдет речь в этой главе?
  • Что значит авторская? (написанная автором)
  • Кого называют мастером? (человека, который хорошо умеет делать свое дело).
  • Мы отправляемся в путь, к открытию секретов поэзии. И сегодня мы узнаем один из секретов – это умение составлять рифму.

4. Работа в группах.

  • Ребята, у каждой группы своё стихотворение. Вам нужно будет исследовать своё стихотворение, определить в нем рифму и изобразить её с помощью цветовых пятен.

1 группа.

БОТАНИКА.

Под забором у края степей
Сладко спал одинокий репей,
Спал и видел прекрасные сны,
Как он вцепится в чьи – то штаны,
В волчий хвост или в заячью грудь
И в далекий отправится путь.
(В. Берестов)

2 группа

УТЕС.

Ночевала тучка золотая
На груди утеса- великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
(М. Лермонтов)

3 группа

Кусты в серебряных сережках
Стоят, глядят по сторонам,
Где русый дождь на тонких ножках
Пробежал дорогу нам.

А дождь свернулся за речку круто,
В луга, и там исчез из глаз…
И грянул птичий хор, как будто
Он поджидал лишь только нас!
(Н. Рыленков)

  • Проверяем работу.
  • Прочитайте стихотворение. (1 группа, 2 группа, 3 группа)
  • Как расположена рифма? (на каждой строчке, через строку, через две строчки)
  • Как расположены одинаковые по цвету пятна на рисунке? (парами)
  • Как называется рифма? (парная)
  • Что происходит с кругами, которые я нарисовала? (перекрещиваются).
  • Как называется рифма? (перекрестная)
  • Соедините название оставшейся рифмы и цветовой рисунок.
  • Как называется последняя рифма?

5. Чтение учителем стихотворения В. Маяковского.

6. Эмоциональная оценка.

  • Что вы можете сказать о названии стихотворения? (шуточное, веселое, носит игровой характер)
  • Какие образы создал поэт? (разных тучек)
  • Прочитайте необычные слова и обороты речи, которые вы не слышали или которые мы не употребляем часто в речи.

7. Работа по вопросам.

  • Зачитайте рифмующие слова.
  • Как расположена рифма?
  • Как она называется?
  • Прочитайте стихотворение про себя и подготовьтесь к выразительному чтению в слух. 

8. Физминутка.

9. Эмоциональная оценка стихотворения А. Пушкина «Зимняя дорога».

  • Прочитайте название стихотворения («Зимняя дорога»).
  • Как вы думаете о чем стихотворение? (О заснеженной дороге).

10. Вступительная беседа. Подготовка к восприятию.

Это стихотворение А. Пушкин написал под впечатлением поездки из Пскова в Москву. Во времена Пушкина железных дорог не было. Люди путешествовали в кибитках (крытая дорожная повозка) или коляска. А лошадей обычно брали на почте. Поэтому в ходу были такие выражения: почтовые лошади, почтовая карета, почтовая тройка, почтовый тракт (это большая проезжая дорога, по которой ездили на почтовых лошадях). Тракт мог тянуться на многие сотни и тысячи километров. Пушкин особенно любил зимнюю дорогу. Можно было вдоволь наглядеться на родные просторы, спокойно подумать. (Беседа ведется под видеозапись зимних пейзажей).

11. Чтение стихотворения учителем под спокойную музыку.

  • Какое настроение появилось при чтении этого стихотворения? (печаль, скука, однообразие)
  • Какими словами передает это настроение Пушкин? (печальные поляны, печальный свет, дорога скучная, колокольчик утомительно гремит,… глушь, снег…)
  • Определите рифмующиеся слова.
  • Как они расположены? (через строку)
  • Как называется рифма? (перекрестная)

12. Словарная работа.

  • Прочитайте стих про себя и отметьте слова, которые вам не понятны?

волнистые туманы

тройка борзая

ямщики

версты

  • Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

13. Чтение стихотворения А. Белый «Все подсохло….» подготовленным учеником.

  • Какое настроение появилось при чтении этого стихотворения? (радость)
  • Назовите рифмующиеся слова, как они расположены? (через две строчки)
  • Назовите рифму (охватная).
  • Какое из стихотворений больше соответствует вашему личному настроению? Почему?

14. Итог.

  • Какой секрет мастерства поэзии мы сегодня узнали? (три вида рифмы…)
  • Назовите их (парная, перекрестная, охватная).
  • Как узнать каждую рифму в стихах? (по тому как она расположена).
  • Как вы думаете, а бывает так, что в одном стихотворении поэт использует сразу три вида рифмы.
  • А вот об этом мы узнаем на следующем уроке. Дома найдите стихотворения с 2 и 3 рифмами сразу.

15. Игра «Буриме».

1 группа – кружка- подружка – лягушка – частушка

2 группа – конь – гармонь – огонь – ладонь

3 группа – человек – век – снег - бег

16. ИТОГ.

  • Нас с вами можно назвать мастерами слова? (нет, не все секреты знаем)

17. Домашнее задание.

  • Выучить наизусть стихотворение по выбору, найти стихотворения с 2, 3 разными рифмами.