Интеллектуальная игра "Колесо истории"

Разделы: История и обществознание


Цели игры: способствовать развитию интереса к изучаемому предмету; формированию логического мышления; способствовать воспитанию патриотизма и развитию личности.

Оборудование: Барабан с секторами окрашенными в красны, зеленый и желтый цвет; 3 кареты, волчок, портреты исторические деятелей, иллюстрации, термины – таблички; условные денежные единицы для игры “Аукцион”.

Правила:

  1. В викторине участвуют три команды (на груди у них приколоты красная, желтая или зеленая бирки). У каждой команды карета.
  2. За любой правильный ответ присуждается 10 “верст”.
  3. В начале каждого тура, игроки крутят барабан. Если цвет выпавшего сектора совпадает с цветом бирки на груди игрока, то на его счет зачисляется дополнительно 50 “верст”. В дальнейшем эти действия будут называться – “переезд”.
  4. После “переезда” задается вопрос зрителям-болельщикам (они также рассажены по секторам: красный, желтый, зеленый), которые, правильно ответив на вопрос, могут принести “своей” команде еще 10 “верст”.
  5. В суперигре участвует команда, набравшая наибольшее количество баллов. После того, как им будет задан вопрос суперигры, она выбирает тот вариант-дорогу, по которой продолжит игру.

Звучит музыка. Входит Ведущий.

Ведущий. “За морем теплее, а у нас милее”. “На чужой стороне Родина мила вдвойне”. “Где кто родился, там и пригодился”. Вот некоторые из пословиц о Родине, которые сложил русский народ. Русский человек всегда готов отдать свою жизнь, преданность, любовь Родине, своему народу. Такого человека называют патриотом своего Отечества.

Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
Колесо истории мы повернем
И рассказывать начнем,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли!

На нашей викторине “Колесо истории” встречаются две дружины. Воевода красной дружины.... Воевода зеленой дружины.... Начнем нашу викторину.

Первый заезд “Историческая мозаика”

История таит в себе немало любопытных и интересных фактов. В какой бы области не происходили события – литературе, искусстве, точных науках, – все это достояние истории.

Вопросы:

1. Создателем первой на Руси библиотеки был Ярослав Мудрый. Датируется этот факт 1037 годом. Где располагалась библиотека Ярослава Мудрого?

  • Преображенский собор;
  • Успенский собор;
  • Софийский собор города Киева;
  • Софийский собор Новгорода.

2. Кто из этих российских царей умер своей смертью?

  • Петр III;
  • Николай II;
  • Петр I;
  • Александр II.

3. Кто из российских императоров и царей был первым коллекционером, занимаясь эти делом всерьез?

  • Иван IV Грозный;
  • Петр I;
  • Елизавета Петровна;
  • Екатерина II.

4. Как в старину называли щеки?

  • уста;
  • ланиты;
  • чресла;
  • персты.

5. За что в армейской роте отвечал хорунжий?

  • знамя;
  • провиант;
  • лошади;
  • пленные.

Проводится “переезд” (за совпадение цвета – 50 “верст”).

Игра со зрителями.

1. Как в Древней Руси называлось согласие родителей невесты на брак с молодым человеком?

  1. Упои;
  2. Запой;
  3. Припой;
  4. Удой.

2. В 1817 г. Александр I увидел в Лондоне гравюру, на которой было изображено красивое здание. Император выразил пожелание, чтобы такое здание было выстроено в России, в Москве. Каково же было изумление

Александра, когда ему сказали, что это здание существует как раз в Москве и гравюра изображает именно его, только в более раннее время! Какое же архитектурное сооружение было изображено на гравюре?

  1. Храм Василия Блаженного.
  2. Большой театр
  3. Зимний дворец
  4. Здание МГУ

3. В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге? (Китай).

4.Когда и где в русской истории опасность представляла свинья? (Ледовое побоище)

II тур. “Маска, я вас знаю”

Биография тех, кто оставил в истории страны заметный след, – это в какой то мере ключ к пониманию истории. По отдельным фрагментам биографий различных исторических личностей попробуйте определить о ком идет речь. Вам предоставляются варианты ответов. Выберите правильный, прикрепив на него свой знак.

1. Он: одновременно был другом опального декабриста М.Ф.Орлова и доверенным лицом императора Николая I; получил прозвание “келейный реформатор”; был назван Николаем I “начальником штаба по крестьянской части”; в конце своей карьеры был русским послом в Париже; обладал незаурядными дипломатическими способностями и участвовал в заключении Адрианопольского мира; добился здания царского указа 1842 г., который историки назвали “своеобразным” памятником неудавшейся попытки отмены крепостного права в России.

На стенде портреты

  1. Киселев
  2. Канкрин
  3. Сперанский
  4. Уваров

2. Он: свою карьеру начал в армии, был участником военных действий в Грузии и войн против Наполеона; говорил на нескольких языках, но не умел правильно писать ни на одном из них и вообще в распространении знаний видел лишь опасность для существующего строя; сыграл не слишком благовидную роль в следствии по делу декабристов; “взлет” его карьеры состоялся в июне 1826 года, когда он возглавил два государственных органа; стал графом Российской империи.

На стенде портреты

  1. Бенкендорф.
  2. Нессельроде.
  3. Чаадаев.
  4. Аракчеев.

3. Из любимых его занятий среди прочих были рубка дров и расчистка снега. Он женился на женщине которую звали Алиса-Виктория-Елена-Луиза-Беатриса. Его родственник объявил ему войну. Все, что он имел он хотел передать не своему сыну, а брату. Он хотел жениться на следующий день после смерти своего отца, и только решительные протесты родственников помешали ему осуществить намерение. Во время всеобщей переписи он, заполняя анкету, в графе “Профессия” написал: “Хозяин земли русской”.

На стенде портреты

  1. Александра.
  2. Николая II.
  3. Петр I.
  4. Николай I.

4. Он был в родстве с поэтом М.Ю. Лермонтовым, с канцлером А.М. Горчаковым. Он родился в Дрездене, учился в Вильно, в расцвете своей карьеры работал в Петербурге, умер в Киеве. Его правая рука практически не действовала, тем не менее он ухитрялся ей исписывать горы бумаги. Своим оппонентам он однажды твердо отметил: “Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия”. На его жизнь дважды покушались, и второе оказалось роковым…

На стенде портреты

  1. Столыпина.
  2. Витте.
  3. Керенский.

4. Плеве.

Проводится “переезд” (за совпадение цвета – 50 “верст”).

Игра со зрителями:

  1. Какой царь любил плотничать? (Петр 1)
  2. Правитель какого огромного по территории государства жил в Сарае? (хан Золотой Орды)
  3. В романе Пушкина “Евгений Онегин” читаем: “латынь из моды вышла ныне…” А какой иностранный язык был в моде среди российских дворян в пушкинскую эпоху? (французский)

III тур. “Исторические события”.

История и литература неразделимы. Через литературу история глубже входит в создание народа. Иногда об исторических событиях мы узнаем из литературных произведений. В свою очередь история стала неисчерпаемым источником вдохновения, откуда выходит мысль, вооруженная рифмой. Приведенные отрывки литературных произведений повествует т том или ином историческом событии. Постарайтесь определить, о ком идет речь и какие мгновения истории отражены в них.

  1. …Позади у воинов Непрявда,
  2. Слева – затуманившийся Дон.
    И простор великий только на два,
    Только на два стана разделен.
    Вот сейчас – не в дальней дали где-то –
    Здесь сойдутся, как гроза с грозой…
    Грянул поединок Пересвета,
    Вышедшего в бой с Теми-Мурзой.
    (Н. Старшинов. Там за Непрявдою, за Доном…Куликовская битва 1380 г)

  3. А впереди по звонким льдинам,
  4. Гремя тяжелой чешуей,
    Ливонцы едут грозным клином –
    Свиной железной головой.
    Был первый натиск немцев страшен.
    В пехоту русскую углом
    Двумя рядами конных башен
    Они врубились напролом.
    (К. Симонов. Ледовое побоище. Ледовое побоище 5 апреля 1242 г.)

  5. Среди людей блуждали смерть и злоба,
  6. Узрев комету дрогнула земля.
    И в эти дни Димитрий встал из гроба
    В Отрепьева свой дух переселя.
    (К. Бальмонт. Смутное время. Лжедмитрий I)

  7. Дело было так под Плевной,
    Дело славное друзья!
    Мы дрались тогда все с туркой под знаменами царя.
    В бой водил нас всех кровавый
    Наш ли Скобелев удалый.
    (Казачья песня. Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.

Проводится “переезд” (за совпадение цвета – 50 “верст”).

Игра со зрителями.

  1. Каково приблизительное расстояние между Царьградом и Константинополем? (это разные названия одного и того же города)
  2. Кто является первым русским царем? (Иван Грозный)
  3. Какую фамилию носил Петр I? (Романов)

IV тур. Аукцион

  • участникам задается конкретный вопрос;
  • право на участие может купить любой из участников;
  • первоначальная стартовая цена каждого лота 50 “историков”. Торговый шаг 50 “историков”;
  • участник предложивший наибольшую сумму отвечает на вопрос;
  • участники получают кредит в 1000 “историков”, кредит возвращается;
  • торговаться можно до имеющейся на их счету суммы.

Вопросы открытого лота.

  1. Воспитатель Александра I (Ф.Лагарп.)
  2. Бабушка Николая I. (Екатерина II)
  3. Чьи это слова: “Дней Александровых прекрасное начало”? (А.С.Пушкина.)
  4. Кружок единомышленников Александра I в начальный период его царствования. (Негласный комитет.)
  5. Год открытия лицея в Царском Селе. (1811г.)
  6. Организатор военных поселений, доверенное лицо Александра I. (А.А.Аракчеев.)
  7. Высший судебный орган страны. (Сенат.)
  8. Автор “Записки о древней и новой России”. (Н.М.Карамзин.)
  9. Место ссылки М.Сперанского. (Нижний Новгород.)
  10. Командующий 2-й русской армией в Отечественной войне 1812 года. (П.И.Багратион.)
  11. Первое тайное общество декабристов. (Союз спасения.)
  12. Лидер Северного общества. (Н.М. Муравьев.)
  13. Глава третьего отделения его императорского величества канцелярии. (А.Х. Бенкендорф.)
  14. Автор “Философических писем”. (П.Я.Чаадаев.)
  15. Автор “теории официальной народности”. (С.С.Уваров.)
  16. Какие станции связала первая в России железная дорога? (Петербург — Царское Село.)
  17. Создатели первого паровоза в России. (Братья Ю. и М. Черепановы.)
  18. Автор теории общинного социализма. (А.И.Герцен.)
  19. Министр финансов при Николае I. (Е.Ф.Канкрин.)
  20. Место смерти Александра I. (Таганрог.)

Вопросы закрытого лота.

  1. Прозвище Екатерины И. (Фике.)
  2. Сколько отделений было при императорской канцелярии Николая I? (6.)
  3. Место проведения торговли. (Ярмарки.)
  4. “Светило русской бюрократии”. (М.М.Сперанский.)
  5. Поэт, гусар, партизан. (Д.Давыдов.)
  6. Губернатор Москвы в 1812 г. (Ф.В.Ростопчин.)
  7. Архитектор, творец храма Христа Спасителя. (К.Тон.)
  8. Автор оперы “Жизнь за царя”. М.Глинка.)
  9. Командующий 1-й русской армией в Отечественной войне 1812 г. (М.Б.Барклай де Толли.)
  10. Самый крупный город в начале ХIX века. (Петербург.)
  11. Самое многочисленное сословие в России. (Крестьянство.)
  12. 0 ком сказал П.Вяземский: Сфинкс, не разгаданный до гроба”? (об Александре I.)
  13. Программный документ Южного общества. (“Русская правда”.)
  14. Самая знаменитая ярмарка. (Нижегородская.)
  15. Самая знаменитая ювелирная фирма в России. (Фаберже.)
  16. Национальность П.И.Багратиона. (Грузин.)
  17. Создатель “неевклидовой” геометрии. (Н.И.Лобачевский.)
  18. Сколько месяцев длилась Отечественная война 1812 г.? (6 месяцев.)

Финал.

3 дорожки ведут к портретам Кутузова, Багратиона, Барклая де Толли.

Отвечая на вопрос финалист выбирает одну из дорожек. Путь до портрета представляет три вопроса, на которые необходимо ответить.

О ком идет речь в эпиграмме?

“К чему так лаврами шатер мой украшают –   сказал светлейший князь. – Велите прочь их снять”.
“Пожалуйте, ему солдаты отвечают. –
Но что же пользы в том? Ведь вырастут опять”.

1. Кружок особо близких Александру I лиц, сильно влиявших на политику императора в первые годы правления.

А) негласный комитет
Б) ученая дружина
В) верховный тайный совет

2. Судебник

А) свод законов единого государства
Б) княжеская грамота
В) крепостной крестьянин

3. Кто является основателем династии Романовых?

А) Петр I
Б) Александр I
В) Михаил Федорович

Литература.

  1. Горяйнов С.Г. задачник по истории России Ростов-на-Дону.: Изд-во “Феникс”, 1997.
  2. Предметные недели в школе. История.Общественные дисциплины. Соссавитель Н.С. Кочетов. Волгоград.
  3. Потапова Н.Б. Турнир знатоков истории "Россия первой половины XIX в." // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2003, № 3.