Обобщающий урок-викторина "Удивительное рядом"

Разделы: Биология


Все прекрасное на Земле - от солнца.
Все хорошее - от человека.
М. Пришвин

Цели и задачи урока:

  • повторить и систематизировать знания о строении цветковых растений, об их многообразии, показать их практическую ценность для человека и природы в целом, воспитывать любовь к природе,
  • формировать ответственное отношение к ней; научить анализировать ответы товарищей, коллективно работать и делать выводы.

Оборудование: в центре класса вывешены плакаты с высказываниями известных людей о природе, часы с минутной стрелкой, экспозиция рисунков культурных растений, которую учащиеся подготовили заранее.

Условия игры: урок проводится по принципу телевикторины "Счастливый случай". Игре предшествует разминка и 4 гейма: первый- "круг знаний"; второй гейм- "Ты мне, я - тебе";

Третий гейм - "Устами младенца"; четвертый гейм - "Дальше, дальше".

Участники: 2 команды по 5 человек, ведущий, жюри, болельщики.

Разминка

Первая команда входит в класс. Ведущий ей предлагает угадать название растений и семейств, к которым они принадлежат. Затем жюри разрешает войти второй команде, которая отвечает на те же вопросы. Время разминки - одна минута.

1. Цветок - напрасный
Плод - опасный
А поле все засажено
(картофель - пасленовые).

2. Хоть чином и не хан
На голове - султан
И с золотом кубышки
Запрятаны под мышки
(кукуруза - злаки)

3. Желтые горошины-
Просто загляденье.
Молоко и шоколад
Просто объеденье.
(Соя - бобовые).

4. Не шит, не кроен, а весь в рубцах:
Без счету одежек, и все без застежек. (Капуста - крестоцветные)

5. На солнце я похожий;
И солнце я люблю
За солнцем поворачиваю
Голову свою. ( Подсолнечник - сложноцветные).

6. Не бьет, не ругает,
А все от него плачут(лук- лилейные).

7. Она древностью гордится
Уже десять тысяч лет,
Шумит в полях под синим небом
И кормит всех нас белым хлебом.
(Пшеница - злаки).

8. Что за ягода: горька.
Да не рябина,
Черна, да не черника,
Растет не в лесу, а на огороде и не помещается во рту? (Баклажан - пасленовые)

9. Синий мундир,
Желтая подкладка,
В середине складка (Слива розоцветные).

10. Главный принцип этой травки
В общем-то, простой:
Голова - на солнце
Ноги под водой.
(Рис - злаки).

Если участники команд не справляются с заданием, помогают болельщики.

Первый гейм "Круг знаний".

Выявить круг знаний команд по темам: строение цветка, систематика растений, размножение цветковых растений.

I. Выбери правильный ответ.

1. Большинство растений имеют цветки, в которых есть как тычинки, так и пестики- это цветки.

а) голые,

б)правильные,

в)обоеполые.

2. У некоторых растений одни цветки имеют только пестики - пестичные цветки, а другие - только тычинки- тычиночные цветки. Такие цветки называют

а)правильными,

б) раздельнополыми,

в)неправильными.

3. Роза имеет околоцветник

а) простой,

б)двойной,

в)тройной.

4. Лилия имеет околоцветник

а) двойной,

б) сложный,

в) простой.

5. Цветки капусты называют

а) правильными,

б) обоеполыми,

в) раздельнополыми.

6. Цветки гороха называют

а) голыми,

б) пестичными,

в) неправильными.

7. Огурцы называют растениями

а) однодомными, б) двудомными, в) многодомными.

8. Иву называют растением

а) двудомным,

б) многодомным,

в) однодомным.

II. Найдите лишнее растение. Почему вы считаете, что именно оно лишнее? Укажите признаки сходства двух оставшихся растений.

1. Яблоня, вишня, горох.

2. Капуста, редис, вишня.

3. Ель, сосна, яблоня.

4. Одуванчик, василек, можжевельник.

III. Правильно ли суждение.

1. Тычинки и пестики бывают в каждом цветке (нет).

2. Цветок- орган семенного размножения (да)

3. Тычинки и пестики - это главные репродуктивные части цветка (да)

4. Особенно сильный запах имеет, как правило, цветки, распускающиеся в сумерках или ночью, например, душистый табак (да).

5. Венчик выполняет функцию защиты пестика и тычинок (да).

6. Семя формируется в результате двойного оплодотворения из семенного зачатка (да).

7. Роль чашечки - привлечение опылителей (нет).

8. Если цветок имеет только тычинки, его называют однодомными (нет).

9. Цветоножку имеют цветки всех растений (нет).

10. Черемуха имеет соцветие кисть (да).

Второй гейм "Ты - мне, я -тебе".

В этой гейме команды задают друг другу вопросы и через одну минуту дают ответы. Игру начинает команда, у которой меньше баллов. (Вопросы, которые задавали учащиеся друг другу).

Почему некоторые растения зацветают прежде, чем появляются листья, а у других листья появляются раньше цветков?(1-ветроопыляемые,2-насекомоопыляемые).

2. Почему, когда в Австралию завезли семена клевера и посеяли их, клевер хорошо цвел, но плодов и семян у него не было?(Не произошло опыление).

3. Какой цветок, занесенный в красную книгу, частично является главной рекой Донского края? (Адонис весенний).

4. Кто привез в Европу помидоры (Колумб).

5. Что можно сделать из тыквы? (Ложки, табакерки ,циновки, шляпы, мочалки ,музыкаль- ные инструменты).

6. Что означает слово "помидор" (Золотое яблоко).

7. Из каких растений получают масло?

(Лен, хлопок, горчица, кукуруза, соя, подсолнечник, олива, какао, конопля, кокос, пальма).

8. Что означает слово "Картофель"? (Земляное яблоко).

9. Из каких растений получают ткани? (Лен, хлопок).

10. Из-за какого цветка была война? (Из-за розы, война Алой и Белой розы).

Третий гейм "Устами младенца".

Командам предстоит ответить на простые вопросы, но ответы должны быть верными с точки зрения биологии.

1. Оно может жить до 2000 лет.

2. В воде ствол не гниет, а только чернеет и становится крепче.

3. Из него делают бочки и паркет.

4. Пушкин писал, что там сидит русалка (Дуб).

1. Оно выделяет фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии.

2. Из него самые лучшие дрова.

3. Из его коры делают много полезных вещей.

4. Это самое любимое русское дерево. (Береза).

1. Ягоду хорошо есть с медом, но после морозов вкусна сама по себе.

2. Про нее сложено много песен.

3. Кора целебней ягоды.

4. У нее есть родственница с блестящими черным плодами - городовика (Калина).

1. С ее цветков лучший мед.

2. Из нее делают ложки и лапти.

3. Цветет летом и очень душистое.

4. Отвар цветков незаменим при простуде. (Липа)

1. Это розоцветное.

2. Плоды - очень мелкие яблочки.

3. Хорошо помогает при болезнях сердца.

4. Птички там любят вить гнезда, потому что у него много колючек. (Боярышник).

Четвертый гейм "Дальше, дальше:"

Вопросы задаются поочередно каждый команде в течении одной минуты.

1. Как называется совокупность чашечки и венчика цветка (околоцветник).

2. Самая красивая часть цветка (венчик).

3. расширенная осевая часть цветка (цветоложе).

4. Часть стебля, на котором расположен цветок (цветоножка).

5. Удлиненная часть пестика (столбик).

6. Нижняя расширенная часть пестика цветка (завязь).

7. Женский орган цветка, из которого образуется плод после оплодотворения (пестик).

8. Наружние листочки цветка (чашечка).

9. Совокупность чашечки и венчика цветка (околоцветник).

10. Расширенная часть цветоножки, несущая все органы цветка (цветоложе).

11. Какое растение называют цветком солнца? (Подсолнечник).

12. К какому семейству относят турнепс, горчицу, хрен (крестоцветные).

13. К какому семейству относят: баклажаны, перец, табак, белену (пасленовые).

14. Назовите Родину томатов (Южная Америка).

15. Сколько чашелистиков и лепестков у цветка яблони (по 5).

16. Какой тип плода у томатов, картофеля, баклажанов. (Ягода)

17. Чем обусловлены вкус и запах у лука и чеснока (эфирные масла и сахара).

18. Какую роль играют бобовые в почвообразовательном процессе (накапливают азот).

19. Какие из представителей розоцветных размножаются с помощью усов? (Земляника, клубника).

20. Чем объяснить, что цветки злаков неяркие, непахучие, мелкие (ветроопыляемые и самоопыляемые).

21. Родина капусты (Побережье Средиземного моря).

22. Дикая роза (Шиповник).

23. Кто завез картофель в Россию (Петр I).

24. К какому семейству относят тюльпан, ландыш, спаржа (лилейные).

25. Какую кашку не варят? (Клевер).

26. Что в хлебе родится, а есть не годится (Василек).

27. Название каждого цветка совпадает с наименованием кондитерского изделия (Ирис).

28. Почему у цветов, распускающихся ночью, белая окраска? (Лучше заметны насекомым опылителям).

29. Что можно сделать из кукурузы? (Муку, крахмал, масло, хлопья, бумагу, смолу, ткани).

30. Какое растение раскрыло законы наследственности. (Горох)

После последнего гейма жюри подводит итоги, объявляет победителей.