"Живущие вечностью" (Тема любви в повестях А.И. Куприна "Олеся" и "Суламифь") (11-й класс)

Разделы: Литература

Класс: 11


Цели урока:

  1. Закрепить навыки анализа художественного произведения, сопоставления двух произведений.
  2. Раскрыть особенности творчества А.И.Куприна.
  3. Показать великую силу любви.
  4. Развивать художественно-творческие способности учащихся, образное мышление, эстетическое чувство.
  5. Закрепить навыки пользования справочной литературой.
  6. Ввести в учебный процесс элементы информационно-коммуникативных технологий.

Оборудование:

  • персональный компьютер;
  • мультимедийное оборудование (интерактивная доска, проектор);
  • толковые словари;
  • книги с повестью А.И. Куприна;
  • CD с музыкой Ф.Шопена;
  • DVD с фильмом «Олеся».

Ход урока

Организационный момент.

Звучит прелюдия Ф.Шопена, создающая эмоциональный настрой учащихся. На доске записана тема: «Живущие вечностью», эпиграф, выставлен портрет писателя.

Аналитическая беседа.

- Попробуйте закончить эпиграф: «Индивидуальность человека выражается не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, но…» А.И.Куприн (« …но в любви»).

- Как вы понимаете эти слова?

- Что такое любовь? (Ответы учащихся.)

(Учителю помогают ученики-ассистенты. По толковым словарям ищут определение этого понятия.)

Первый ассистент: С.И.Ожегов: Любовь – чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

Второй ассистент: В.И.Даль: Любить – чувствовать любовь, сильную привязанность, начиная от склонности до страсти, сильное желание, хотенье; избранье и предпочтенье кого-либо по воле, волею (не рассудком), иногда и вовсе безотчетно и безрассудно.

Учитель: Можно ли по этим определениям постичь всю глубину понятия «любовь»? (Нет.)

Послушайте отрывок из произведения норвежского писателя Кнута Гамсуна «Виктория»:

- Что такое любовь? Это шелест ветра в розовых кустах? Нет – это пламя, рдеющее в крови… А может, это летняя ночь со звездами и ароматом земли».

Очень поэтично, но все так же неопределенно. Так что же такое настоящая любовь? Ответ на этот вопрос нам помогут дать две повести Куприна: «Олеся» и «Суламифь».

Первый ассистент: «Олеся» была написана в 1898 году, а повесть «Суламифь» – ровно через 10 лет – в 1908 году. Ведущими чертами его художественной манеры критика считала жизнелюбие, приверженность реализму и вместе с тем тяготение к романтике. Все таинственное всегда привлекательно, а по словам одного из героев Куприна, величайшей тайной в мире является любовь.

Учитель: Дважды писатель обратился к любви взаимной и счастливой. Может быть, поэтому эти повести очень похожи друг на друга, давайте определим чем.

Сходства:

1. Сказочен мотив счастья и взаимной любви, столь редкой в повседневной жизни, причем влюбленные принадлежат к разным слоям общества. Великий мудрый царь Соломон и простая девушка из виноградника.

Второй ассистент: Соломон – царь Израильско-Иудейского царства, славившийся необычайной мудростью; по преданию, Соломон – автор некоторых книг Библии (в том числе «Песни песней»).

Соломон – Суламифи: «Я целую твою милую руку, опаленную солнцем, и клянусь тебе, что еще никогда: ни в пору первых любовных томлений юности, ни в дни моей славы – не горело мое сердце таким неутомимым желанием, которое будит во мне одна твоя улыбка, одно прикосновение твоих огненных кудрей, один изгиб твоих пурпуровых губ!».

Девушка из глухой полесской деревни Олеся полюбила Ивана Тимофеевича - человека другого круга, другого мира.

(Фрагмент из фильма «Олеся».)

2. Повесть «Олеся» напоминает народную легенду, в то время как «Суламифь» похожа на библейское сказание.

3. Окружающая их природа так же красива, как и чувства героев; природа и интерьер создают тот удивительный фон, который и украшает чудесные чувства героев.

«Олеся»: «Избушка на курьих ножках» – жилище Олеси и бабки Мануйлихи, мох, который плюшевым ковром стелился понизу, березы, одетые серебристыми покрывалами, месяц, таинственно расцвечивающий лес.

«Суламифь»: «Стояли лунные, теплые и светлые ночи любви. На ложе из тигровых шкур лежала Суламифь, и царь, сидя у ее ног, наполнял свой изумрудный кубок золотистым вином».

Учитель: Мы попробовали поставить себя на место писателя и нарисовать картину природы, которая была фоном первой встречи Соломона и Суламифи. По опорным словам (пламя зари, ветер, аромат цветущего виноградника (на что похож этот аромат?), дыхание кипарисов, листья оливы, виноградник) на прошлом уроке был создан экзотический, пропитанный зноем и страстью пейзаж. Обратите внимание на то, как была построена картина природы: от общего – к частному. Окрашенный утренний небосвод, затем воздух, который приходит в движение от легкого ветерка. Именно он доносит таинственный аромат виноградника, но его еще не видит глаз. Мы видим только то, что возвышается - это кипарисы, затем – деревья пониже и наконец – виноградник. Именно здесь и произойдет знаменательная встреча царя и девушки.

Читаются миниатюры:

  • Разбросанное по всему небу пламя зари, полыхавшее в лазурном небе, давало чуть фиолетовые оттенки. Напевавший какую-то только ему известную мелодию ветер дул с востока и разносил цитрусово-земляничный аромат цветущего виноградника. Высоко поднявшие головы кипарисы важно покачивали верхушками, расточая смолистое дыхание. Где-то в нежных листьях оливы ветер затерялся и совсем исчез в винограднике, тянувшемся лозой все выше и выше. Похоже, она пытается дотянуться до своей звезды, медленно потухающей в свете дня. (Шайхулов Максим)
  • Ярко-красное пламя зари плыло над снежными вершинами гор, видевших не один прекрасный рассвет. Легкий, томный бриз, наполненный ароматом пьянящего вина, обдавал деревья. Высокие, стройные кипарисы возвышались над всеми, распространяя тягучее, смолистое дыхание. Золотясь на солнце, оливы, казалось, шепчутся под дуновением ветра. Все дышало свежестью прошедшей ночи, напоминавшей о себе слезинками, оставленными на траве. (Мартыненков Сергей)

Мы приобщились к тайне творчества и попытались воссоздать обстановку, в которой начало развиваться действие одной из повестей.

4. Сходны и характеры героинь. Кто же они, эти девушки, покорившие сердца мужчин?

Героини очень похожи, но не внешне, а чертами характера, природными дарами. Олеся и Суламифь – открытые, самоотверженные натуры.

  • Олеся, с одной стороны, наивна, уступает образованному и интеллигентному Ивану Тимофеевичу, но с другой стороны, она обладает замечательными качествами.
    Прелесть лица Олеси заключалась в блестящих, темных глазах.
    У нее был подвижный ум и свежее воображение. Полесские крестьяне, темные, невежественные, жестокие, проигрывают в сравнении с умной и наблюдательной Олесей. Ее любовь открывает огромную силу страсти и самоотверженности.
    На что решилась Олеся ради своего любимого?

(Сцена в церкви (фрагмент из фильма).)

  • В чем тайна очарования Суламифи?
    Это ее горячее сердце, совершенная красота, смелость, щедрость и нежность в любви. И за это судьба одарила ее чувством такой силы, которая навечно остается в людской памяти: «Тысячи раз может любить человек, но только один раз он любит. Тьмы тем людей думают, что они любят, но только двум из них посылает Бог любовь». Любовь помогает Суламифи преодолеть страх смерти.

5. Смысл жизни обеих девушек составляла любовь. Она дарила им счастье, она же делала их беззащитными и вела к гибели. Их любовь приводит к трагическому финалу: при столкновении с жизнью и в соответствии с ее законами Олеся и Иван Тимофеевич теряют друг друга, а Суламифь убита из мести посыльным царицы Астис.

6. И все же катастрофы обоих финалов очистительны: истекая кровью, Суламифь называет себя счастливой женщиной на свете и благодарит возлюбленного за его любовь, красоту и мудрость, к которой «она прильнула, как к сладкому источнику». Ревность царицы Астис смогла погубить юную соперницу, но она бессильна убить любовь, светлую память царя Соломона об Суламифи.

7. Еще одно сходство повестей: мы увидели яркий расцвет души обеих героинь. Любовь Олеси была самозабвенная, могучая и прекрасная, как любовь царицы.

«…Были царства и цари, и от них не осталось и следа, как от ветра, пробежавшего над пустыней. Были длинные войны…но время стерло даже старую память о них. Любовь же бедной девушки из виноградника и великого царя никогда не пройдет и не забудется, потому что крепка, как смерть, любовь, потому что каждая женщина, которая любит,- царица, потому что любовь прекрасна».

Подведение итогов.

- Что открыл нам поэт любви Куприн?

(В тетрадях, где делались записи, учащиеся записывают выводы.)

  • Любовь возвышает человека, делает его личностью
  • Награждает щедростью сердца
  • Делает человека красивым, одухотворенным
  • Происходит обретение для любящего самого себя, мира, воли к жизни через слияние с любимым.
  • Любовь бескорыстная, самоотверженная, не требующая награды остается в веках.
  • Даже если любовь длилась миг, герои обретают вечность. Вспомним легендарных влюбленных: Ромео и Джульетта, Данте и Беатриче, Петрарка и Лаура, Тристан и Изольда…
  • Именно любовь, а не секс и не инстинкт делает человека прекрасным.

Заключительное слово учителя.

Подобно Тютчеву, среди вечных загадок бытия Куприн особо выделил вечную загадку любви в ее постоянном соединении с идеей быстротечности и конечности земной жизни. Но для Тютчева любовь – мощное и не познанное разумом начало. Для Куприна же это спасительная сила, оберегающая человеческую натуру от разрушительного влияния общества, среды.

Домашнее задание.

- Так что же такое любовь?

Напишите дома эссе на тему. Можно создать стихотворное размышление.